Человек

Валентин Иванов
ЧЕЛОВЕК

    Что же есть такое «Человек»? Что за вопрос? - скажете вы- этих человеков вон за окном как мурашей. Эка невидаль. И ничего в них такого загадочного нет.
    Антон Павлович мягко заметил: «В человеке все должно быть прекрасным...». Не спорю, однако сейчас мне более интересно не то, каким он должен быть, а то, каков он есть на самом деле.
    Алексей Максимович рубанул с плеча: «Человек - это звучит гордо!». Вот это, кажется в самую точку. В этом-то вся и закавыка. Гордости человеку - не занимать, даже самому плюгавому сморчку. Ибо аз есмь «царь природы», «венец творения», Homo Sapiens и прочая, и прочая...
    А я вас спрошу: «гордость - хорошо ли это?». Ну ты, батя даешь- откликнитесь вы, и промеж глаз мне известным стихотвореньицем:
«Гордым легче, гордые не плачут
Ни от ран, ни от душевной боли,
На чужих дорогах не маячат,
О любви как нищие не молят.
Широко раскрылены их плечи,
Не грызет их зависти короста.
Это правда - гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться не просто».

А чем же это, собственно, он так гордится? Да кто чем. Одни гордятся телом, которое способно выжать 200 килограмм или прыгнуть с шестом на 6 метров в высоту. Или кожей цвета спелого персика, или грудями, соперничающими со спелыми дынями. Только это делают, конечно, самые убогие. Поскольку орел также может гордиться зоркостью глаз, гепард скоростью бега, летучая мышь - умением видеть в темноте, змея - способностью находить в темноте же объект, который теплее окружающего фона на тысячную долю градуса.
Человек более склонен гордиться разумом, коего нет больше ни у одного из других видов существ в известной нам части Вселенной. Разум дает ему возможность проникать в самые сокровенные тайны природы, изобретать самолеты, летающие много быстрее орлов и гепардов, микроскопы, способные разглядеть то, что недоступно ничьему взору. Все это так, но давайте поближе посмотрим, ну хотя бы на тот же самолет. Тонны самых лучших сортов металла и электроники. А эти газовые турбины, вращающиеся с немыслимой скоростью и пожирающие с немыслимой же скоростью тонны лучшего авиационного бензина. И все для того, чтобы развить сумасшедшие температуры в камере сгорания и сумасшедшие давления в компрессионной камере, которые преобразуются в огромные внутренние напряжения на пределе прочности металла. Ма-а-ленькая трещинка у основания лопатки турбины или ма-а-хонькая птичка случайно попавшая в воздухозаборник при этих немыслимых температурах, скоростях, напряжениях и давлениях, и вот уже это чудо человеческого гения в неуправляемом последнем пике мчится с огромной скоростью к такой прекрасной с высоты земле с тремястами пассажирами, а каждый из обезумевших от ужаса пассажиров проклинает тот час, когда человек изобрел самолет, или тот час, когда он решил сесть в это чудо, экономя свое время. А как летит орел? - Ве-ли-ча-во! Абсолютно бесшумно, даже как будто лениво махнет крылом и парит. Никаких безумных скоростей, давлений и температур на пределе прочности материалов. За 4 часа из Новосибирска в Москву вы, конечно, на орле не долетите, зато по надежности и экономичности самолетам до орлов оч-чень далеко. Да и эти 4 часа блеф, потому что вам нужно будет заранее брать билет, встать в 5 утра, чтобы успеть на рейс, час добираться до аэропорта, полтора часа регистрация и посадка, 4 часа лёта и полтора часа, чтобы добраться из аэропорта до места назначения, словом, сутки как минимум. А может лучше, вместо того, чтобы пыжиться от гордости «царя природы», противопоставляя себя природе и воюя с ней, подружиться с этой самой природой, вырастить себе другана Орлика и летать на нем куда хошь. В конце концов, разве счастье в том, чтобы попасть в Москву именно за 4 часа? Да и чего вам делать в той Москве, когда «у нас в Тамбовщине отличные места».
Знаете ли вы, почему гордыня считается самым страшным грехом, страшнее убийства. Я сам это понял не так давно. Да потому, что обороняясь или в гневе человек способен убить другого человека. Ему станет худо, и он покается. На этом цепочка зла оборвется. А вот если он возгордится, то решит, что он лучше других, ему по праву дозволено то, что не дозволено многим другим, слабым и убогим. Вот тогда ему удержу не будет, и он такого может наворотить, что мир содрогнется от ужаса. Сам же он и не поймет: «А что я такого сделал особенного»?
Вспомните, как вы учили в третьем классе: «Человек сказал Днепру: Я стеной тебя запру!..». И запер. И припёр. И не только Днепр, но и бывшее Аральское море. Ду-рень! Нашёл, чем гордиться. Если припомнить, то и величайшую пустыню Сахару много веков назад сделал тоже человек, разводя скот в неимоверных количествах из-за непомерного желания разбогатеть, а там «хоть трава не расти». И не растет. Давно уже не растет.
Высшее проявление разума мы называем мудростью. Вот уж тут есть чем гордиться. Только найдется же и тут какой-нибудь скептик, вроде Сенеки, возвещающий, что «мудрость без добродетели есть не мудрость, а словоблудие».
Итак, человек мыслящий изобрел язык и письменность, понятия чести добра и справедливости, морали и нравственности, государства и прогресса. Он имеет моральный, гражданский и уголовный кодексы, Декларацию прав человека и Конституцию, медицину и философию, музыку и историю, а также 10 божьих заповедей. Он знает, что убивать и красть нельзя, курить и пить водку вредно, сквернословить и использовать продажную любовь постыдно, сидеть на игле опасно, но...
Как вы думаете, для чего чаще человек использует язык: донести до слушателя наиболее тонкие оттенки мысли или просто солгать, в крайнем случае завуалировать, скрыть истинные намерения? Что чаще пишет человек: искреннюю фразу «Я тебя люблю!» или донос? Что больше любит человек: токкату и фугу ре-минор И.С. Баха или деньги? На что израсходовано больше денег: на выведение высокоурожайных сортов пшеницы или на создание водородной бомбы? Неужели вы верите, что врачи, которым лучше других известно пагубное влияние алкоголя и табака, не пьют и не курят. Или в то, что валютную проститутку, зарабатывающую за сутки столько, сколько ткачиха зарабатывает в год, можно повернуть к регулярному добросовестному труду не под угрозой лишения жизни и свободы. Или вот читаешь, что за всю историю цивилизации не найдется и пары недель, в течение которых на всей Земле люди не занимались бы любимыми делами - убийством своих ближних, грабежом и мародерством в ходе военных действий, разбойных набегов или мелких потасовок.
Позвольте - воскликнет педантичный читатель - вы что же отрицаете всякую возможность прогресса? Разве не эволюционирует человек от первобытного варварства, грязи и болезней к идеям гуманизма, кафельным ваннам и полному искоренению чумы и сифилиса? К искоренению, пожалуй, эволюционирует - отвечу я - к полному искоренению всей жизни на Земле. Ведь средневековый рыцарь путем неимоверных усилий в ходе битвы мог уложить двоих-троих противников, да столько же ранить. А на нашем недавнем веку один только Освенцим перерабатывал один-два состава людей в сутки на удобрения для полей, да вот еще тройка бравых ребят, взяв пеленг на болеро Равеля в течение пары минут поджарила сто сорок тысяч япошек, да страху нагнала на миллионы на много лет вперед. Разве об этом могла мечтать средневековая инквизиция? Так что налицо явный прогресс.
Нет предела совершенству - философски заметите вы. Время от времени человечество видит, что общество исчерпало свои резервы, и начинает его переделывать, улучшать, перестраивать. Ну и что? - возражу я - разве вы можете назвать хоть одну революцию, которая сделала бы людей счастливыми? Всякая революция, как мы знаем, заменяла одних царей на других - более наглых, более голодных, тупых и беспринципных. А если вам не нравиться пример с революциями - кушайте нашу перестройку, благо она начинается сразу за окнами вашего дома, если, конечно, у вас есть дом, квартира или хотя бы сарай. Если же у вас и сарая нет, то между вами и перестройкой вообще никаких стен нет, вы живете в самом центре перестройки.
Итак, телом гордиться глупо, с умом человечеству явно не повезло - он какой-то извращенный больно. Но ведь есть же у него душа бессмертная! Впрочем, стоп. Во-первых, в наличии души, как «научно доказанного факта» уверены далеко не все. А уж в ее бессмертие верят и того меньше. Во-вторых, давайте лучше присмотримся, есть ли тут чем гордиться. Я как-то в разговоре обронил банальную фразу: «Человек без души - чисто зверь». «Хуже лютого зверя, гораздо хуже - поправил меня мой друг - разве какой зверь убивает с таким завидным упорством и в таких немыслимых количествах и своих, и чужих? Разве у зверей есть алкоголь, табак, наркомания, проституция, венерические болезни, сумасшедствие  и самоубийство, доносы и изнасилование?».
Взглянув на эту проблему глазами профессионального психиатра, можно сделать единственно правильный вывод: человечество в целом больно. Болен каждый человек, и передает эту болезнь он своим детям из поколения в поколение. Верующий скажет: болезнь эта называется «первородный грех». Интересно, что библия, не снимая с первоотца нашего Адама полноты ответственности за содеянное, немного как бы извиняет его: «бабу свою послушал, любил наверно очень. А мужик должен в первую очередь быть самостоятельным. Послушать ее, конечно, можно, только жить нужно своим умом. Баба она и есть баба, что с нее возьмешь? Теперь вот майся вечно и набирай ума-то трудами тяжкими».
С тех пор, отлученные от живительного источника - Древа Жизни, три части человека: тело, ум и душа живут каждая самостоятельной жизнью. Тело жаждет безумства наслаждений, ум требует умеренности, ограничений и ежедневного размеренного труда, а душа стенает о красоте, доброте и согласии - как лебедь рак и щука, каждая часть тянет в свою сторону. И мечется человек, раздираемый страстями и противоречиями, и суетится он напрасно, и подличает, и кается - и все идет по одному и тому же унылому кругу.
Эта печать проклятия первородного греха передается всем потомкам, потому и неисправима порода человеческая. Даже если путем длительной и упорной духовной борьбы и работы найдет отдельный человек эту внутреннюю гармонию, соединяющую воедино три его разъятые ипостаси, и настанет мир в его душе, весь этот процесс его дети и внуки должны будут начать с самого начала. И много ли у них шансов на успех? Посмотрите вокруг, и скажете сами.
Есть ли выход из этого порочного круга? Одни говорят: «коренные революционные преобразования сгнившего общества». Но мы-то знаем, что в результате будут миллионы расстрелянных, умерших от голода, холода и болезней. Будет много крови и новые цари. Кто думает иначе, просто плохо знает историю человечества. Другие призывают: «не надо крови. Только длительный и упорный труд. Постепенные эволюционные преобразования общества в рамках умеренного прогресса». Однако за последние две тысячи лет мы видим не столько результаты какого-либо прогресса, сколько тупиковость нашей с вами эволюции.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: почему Иисус, сын Божий родился не сыном царя, а сыном ничем особенно не примечательного плотника? А ведь вырос бы, царем стал многомудрым. Издал бы законы разумные и прекрасные, и тут же немедленно построил бы образец идеального государства и общества, с его-то умом. Не родился он даже сыном первосвященника почему-то. Вырос бы, казалось, стал первосвященником, духовным лидером нации и повел бы народ свой, а вслед за ним и другие народы за собой к вершинам горним добра и справедливости. Он ведь и плотницким промыслом не стал зарабатывать на жизнь, а стал бродягой, которому порой и голову преклонить было негде, питался чаще коркой сухой, которую протянет какая-нибудь сердобольная, скрюченная болезнями и житейскими невзгодами старушка. Зачем избрал он самую длинную дорогу, самый мучительный путь?
Может потому, что понимал, что не общество нужно перестраивать и перекраивать, а лечить каждого человека. А как может один вылечить всех, даже если ты Сын Божий? То-то, только личным примером, иначе не поверят люди. А значит и нет иного пути мимо креста. Свежи еще в нашей памяти воспоминания о том, как после длинной череды неимоверно старых, изношенных до последней степени маразма правителей наших, пришел сравнительно молодой, энергичный, мягий и интеллигентный генсек нового поколения. Как он очаровал мир, главным образом западный. Это вам не вурдалак какой-нибудь с восемнадцатью килограммами орденов, а трезвый и умный политик. Вы поверили тому, что он может всех нас сделать счастливыми? Я - нет. И не потому, что он был главным коммунистом правящей партии, у которой «руки по макушку в крови». Говорил он слишком многословно, и все больше непонятно о чем. Обещал каждой семье по отдельной квартире в ближайшем будущем, хотя строителем сам не был. В быту был скромен, прекрасный семьянин и верный муж, только вот женка его любила коллекционировать бриллианты «из Парижу» и поучать наивную жену американского Президента основам изобразительного искусства на примере полотен из галереи Белого Дома. Предчувствия не обманули меня и укрепились окончательно после того, как я прочитал, что на даче его в Форосе сделан специальный эскалатор, который предназначен доставлять уставшее от интриг международного империализма тело Президента от крылечка то теплых волн Черного моря. Одно слово - «барин», не сморчок какой-нибудь. Не знаю, право, счастлив ли он сейчас на своей вилле в Сан-Франциско, но других он счастливыми сделать не сумел. Я видел эту виллу, правда на почтительном расстоянии, проезжая мимо, и хозяина, конечно, не разглядел. Но он, кажется, еще не совсем потерял надежду осчастливить, как он выразился, «эту страну», и собирается вновь баллотироваться в наши Президенты. Не такой уж это блеф, разве Чубайс или Жириновский лучше?
Вернемся, однако, к кресту. Изгнание из Рая было лишь первым наказанием за дурные манеры. Когда человек окончательно испоганился и стал жить с кем попало, включая дочерей и мать, однополых партнеров и скот, последовало второе наказание для Содома и Гоморры. На какое-то время он приутих, только опять не надолго. Третье наказание в виде Всемирного Потопа, казалось, должно было надолго очистить мир от скверны. Но и оно не помогло. Тогда осталось последнее: прийти к людям самому Богу, отдать им собственного сына, показать путь искупления, всепрощения и духовной чистоты, доступной каждому, правда, не самым легким способом. Этот крест и последующее чудо Воскрешения, надо сказать, произвели сильное впечатление на многих. Нам и сейчас твердят, что Библия - самая читаемая книга в мире. Это так, но ведь мы хорошо знаем этот фокус, когда «смотришь в книгу, а видишь фигу». Есть немало людей, которые до сих пор вздыхают: «Ах, какой благостной была Русь православная до большевитского переворота!». Позвольте усомниться в набожности дореволюционной Руси, ибо иначе никак нельзя объяснить, почему пара комсомольцев и комиссар с наганом с гиканьем сбрасывают колокол с церкви, построенной дедами на медные копейки люда православного, а в это время люд нынешний лузгает вокруг семечки и заключает споры: треснет колокол или выдержит работа старых мастеров. Были бы истинно верующими - враз бы выдернули рученьки поганые супостатам. Значит, если и веровали, то в массе своей формально, по обычаю, как все.
В свое время посетил я синагогу в Тбилиси, молельный дом баптистов, протестантскую церковь и, конечно, множество православных храмов. В мечети не бывал. Не желая никого обидеть, поделюсь впечатлением о западном протестантизме. Он для делового человека очень удобен. Там нет особых внешних ограничений: в церковь можно накрасить губы, одеть короткую юбку и войти женщине с непокрытой головой. В храмах есть все: магазин с продуктами и книгами, библиотека, спортивный зал, бассейн, комнаты для грудных малышей и залы для занятий и игр для детей постарше. Люди там не статисты, молча осеняющие себя крестным знамением. Принято ходить семьями. Поют все, слова гимнов вручаются каждому и для верности проецируются на огромный телеэкран впереди. Гимны только радостные, никакого уныния. В середине богослужения в минуту откровения люди обнимаются и целуются с ближайшими соседями, говоря им приятные душе фразы о братской любви всех детей божьих. После отправления обрядов, с сознанием добросовестно выполненного долга, вся семья отправляется в любимый ресторан и смакует воскресный обед. Словом, церковь максимально приближена к жизни, она призвана украшать ее, делать радостной. Никаких мук или сомнений на лицах прихожан я не увидел, как не увидел и убогих, калек в рванье с протянутой рукой. Все здоровы и все богаты. Я вовсе не осуждаю это, поскольку это многим чрезвычайно нравится. Только вот опять ехидный встает вопрос: наличествует ли здесь процесс исцеления души, который остановит будущего летчика от желания бросить водородную бомбу на очередных «япошек»? Я не знаю. А вы?
Очень не хотелось, чтобы у читателя создалось впечатление абсолютной беспросветности дальнейшей судьбы человечества, ощущения, что все мы загнаны в тупик эволюции. Путь к спасительной гармонии не заказан никому. Только не спешите переделать другого человека и, тем более, общество. Исправьте сначала себя сами. Достигли ли вы такого состояния, что, случись вам узнать, что через 5 минут вам предстоит умереть, вы подумали бы не об ужасе смерти, не о том, что не успели довершить массу важных дел, отдать долги или прикончить кровного врага, а спокойно подвести черту: не считая мелких «опечаток», главное в жизни я делал правильно, лучше сделать бы, наверное, и не смог.
Что же делать? Опять этот вечный, чисто русский вопрос. Скажем так. Не стоит, подобно Васиссуалию Лоханкину, мучительно размышлять о судьбах русской интеллигенции, лежа на продавленном диванчике с клопами. Делай свое дело. И если ты делаешь свою жизнь лучше не за счет того, что кому-то другому непременно становится хуже - ты уже на правильном пути. Не запачкайся, так как времени отмыться может не хватить тебе. Ибо сказано: «Не возжелай добра ближнего своего, ни жены его, ни осла его...». Я бы еще добавил: «ни мысли его». Сам я понимаю, что никаких особо оригинальных слов и мыслей я вам не сказал. Я лишь пересказываю «своими словами» то, что где-то, когда-то от кого-то слышал или узнал. Большая часть слов, которые мы произносим в течение жизни, придумана другими, но, сложи мы их как-то иначе, по-своему, и кому-то может понравиться этот необычный поворот. Нет во мне ни зависти, ни уничижения оттого, что большая часть учителей моих случайных намного мудрее меня. Я ведь тоже неповторим в своем роде. И некоторые люди даже любят меня, как и я люблю их всех.
Как сказал Омар Хайям:
Человек, словно в зеркале мир, многолик.
Он ничтожен, и все же безмерно велик.


10 февраля 1998 г. Новосибирск.