Макаревич. А

Olenev
Полный текст на:

http://www.svoboda.org/programs/FTF/2002/FTF.120102.asp

Вопросы Андрею Макаревичу задают шеф московского бюро Русской службы Би-би-си Константин Эггерт и независимый московский журналист, автор нескольких книг о рок-музыке Илья Смирнов. Ведет программу Андрей Шарый.

Коротко о биографии нашего собеседника, из которой я совершенно произвольно, поскольку Андрей Макаревич - человек уж известный, выбрал всего несколько фактов.

Андрей родился в декабре 1953 года. Москвич. В 1970 году поступил в Московский архитектурный институт. Примерно в это же время возникла и рок-группа "Машина времени". До 1979 года (параллельно с учебой в институте и после окончания его вечернего отделения) работал в проектном институте "Гипротеатр". Потом - концертная организация "Росконцерт". Артист. С 1995 года Андрей Макаревич - президент компании "Смак". Последний альбом группы "Машина времени" называется "Место, где свет", а последний сольный альбом Андрея Макаревича называется "И т.д.".

Андрей, скажите, пожалуйста, знаете ли вы, сколько песен вы написали и сколько альбомов вы записали?

Андрей Макаревич: Количество альбомов можно подсчитать. С песнями сложнее. Потому что непонятно, с какого момента их считать песнями. В 1969 году у нас было около, наверное, 30 песен собственного сочинения, часть (и большая часть) на английском языке. Но все-таки с сегодняшних позиций песнями я бы их называть не рискнул.

Поэтому, я думаю, что всего около шестисот.

Андрей Шарый: А альбомов?

Андрей Макаревич: Альбомов, по-моему, семнадцать.

Андрей Шарый: У "Машины"?

Андрей Макаревич: У "Машины". И у меня еще 7 сольных.

Андрей Шарый: Спасибо. Прежде чем я предоставлю слово моим коллегам, еще один вопрос, такой... формальный.

Проектный институт "Гипротеатр". Это что такое? И как вы в нем работали?

Андрей Макаревич: Государственный институт проектирования театров и зрелищных учреждений. На самом деле замечательное место, где работали очень хорошие люди. На самом деле они были очень левонастроенные, они были в душе авангардные художники, забитые советской властью.

Например, Сомов Володя, который был шефом нашего отделения, он тайно ходил в студию Билютина, занимался живописью, выставлялся. Вел двойную жизнь.

Влад Грищенко тоже. Я попал в хорошую среду. Они с пониманием и уважением относились к тому, чем я занимаюсь помимо архитектуры. И если надо было пораньше убежать или на день уехать в Питер, или что-то, то мне всегда шли навстречу. А я от них набирался ума-разума, в свою очередь.

А помимо этого мы еще проектировали театры, цирки, и, между прочим, в городе Новгороде стоит драмтеатр, к которому я приложил руку.

Андрей Шарый: Там есть табличка такая? Мраморная?

Андрей Макаревич: Нет, слава Богу. Это после смерти вешают обычно. Не надо так.

Андрей Шарый: И увлечения архитектурой не было никакого? Или это близко к музыке?

Андрей Макаревич: Дело в том, что мой отец был очень хороший график и архитектор-оформитель.

Меня в архитектуре всегда привлекала изобразительная часть. То есть если архитектура состоит из технической половины и художественной, вот художественная меня очень влекла. От технической я впадал в ступор. Я очень плохо переношу цифры, расчеты, сопромат и всякое вот это дело.

Поэтому когда я столкнулся в "Гипротеатре" с кальками, рабочими чертежами, синьками и прочим, мне, конечно, стало нехорошо. Но меня щадили, и я, в основном, делал подачи, делал отмывки, рисовал фасады.

Илья Смирнов: Я бы немножко вернул это все от архитектуры к музыке. В предварительном разговоре, пока мы шли сюда в студию, всплыло, насколько я помню, две ссылки на великие авторитеты. Это Окуджава и Плант.

Вот хотелось бы узнать у человека, который одним из первых начал учить рок-музу говорить по-русски, как соотносится в том, что называлось рок-музыкой в нашей стране, авторская песня и собственно рок?

Андрей Макаревич: Если вы мне еще вот объясните, что такое "собственно рок" и мы определимся в понятиях, то нам будет легче беседовать. Я до сих пор не знаю, что это такое, потому что если плясать от формальных признаков (то есть определенных ритмов и наличия электромузыкальных инструментов), то мы запутаемся очень быстро.

Тогда, когда мы начинали, мне казалось, что Окуджава, Высоцкий, Галич - это очень хорошо, но это невообразимо далеко от того, что называется словом "рок", и что мы занимаемся совсем другим видом деятельности, другой музыкой. И это даже странно, потому что вот сейчас я понимаю, что мы как раз занимались тем же самым видом деятельности. Просто это было иначе музыкально окрашено.

Но тогда, видимо, "битлы" нам затмевали глаза, уши, головы. Благодаря этой религии мы двигались вперед очень сильно.

Сейчас все перемешалось очень сильно. Я не могу дать определения, что такое "рок". Помогите мне, если сможете.

Илья Смирнов: Ну, в собственном творчестве "Машины времени" 1970-х годов, например, как это соотносилось? То есть что бралось из бардовской культуры, что бралось из...

Андрей Макаревич: Из бардовской на самом деле ничего не бралось. Во всяком случае, если это и происходило, то абсолютно подспудно. Я не видел никаких аналогий и не хотел их замечать.

А пение на русском языке мы услышали от Градского, потому что была уже группа "Скоморохи", и они пели и по-английски, и по-русски. Причем Градский по-английски пел замечательно тарабарщину, так как языка он не знал, а русские тексты у него были нахальные, смешные и довольно дерзкие. И вот у него это совершенно сочеталось с той музыкой, которую мы хотели играть. Поэтому плясать-то мы начали оттуда.

А что касается содержания, да, наверное, наслушался я и Окуджавы, и Галича.

Андрей Шарый: Андрей, а вы на кого-то хотели быть похожими? Как кто вы хотели быть в 1969 году, когда вы...

Андрей Макаревич: Как "битлы".

Андрей Шарый: Как "битлы", да? То есть это был главный ориентир?

Андрей Макаревич: Да, конечно.

Константин Эггерт: Андрей, то, что сложилось в 1970-е и 1980-е годы, многие называют периодом такой советской контркультуры, да? Что это могло существовать только в питательном бульоне советской, такой репрессивной культурной среды. Что "Машина времени" не появилась бы, случись это, скажем...

Андрей Макаревич: Чушь собачья.

Константин Эггерт: ... уже, там, в 1992 году. Появилась бы?

Андрей Макаревич: Конечно, появилась бы. Я сейчас читаю вот эту замечательную большую книжку битловскую, которая вышла на всех языках, где они сами пишут о себе и о том, как они начинали. Я подозревал, что все это похоже, но не думал, что до такой степени. То есть это была какая-то волна, которая захватила мир одновременно, совершенно наплевав на разность общественного строя и прочего. Точно так же они выпиливали в своем Ливерпуле гитары из фанеры и брали в группу человека только за то, что у него есть усилитель.

Мы существовали вне, уж тогда-то - точно, вне какой-то вот этой советской социальной среды. У нас был вот этот битловский мир, и во всем мире это были вот такие какие-то островки закрытые. И мы дышали абсолютно одним воздухом.

Я думаю, что то же самое было бы, если бы советская власть рухнула лет на 30 раньше или ее бы не было вообще. Просто, наверное, с музыкальной культурой было бы лучше, потому что не пришлось бы нам в детстве слушать столько отвратительной эстрады, которая, хочешь - не хочешь, а тебя наполняет. И не так бы мы отличались от всего мира той музыкой, которую имеем сегодня.

А в остальном все было бы то же самое.

Константин Эггерт: Вы упомянули "многоотвратительную" эстраду, которую вам приходилось слушать. Во-первых, как вы объясняете сегодня такой довольно стабильный, не сказать - всплеск, но стабильный интерес к ретро-музыке?

И второе, видите ли вы именно в советской эстраде какие-то вещи, которые вам, скажем, нравились бы, вы бы считали их вневременными?

Андрей Макаревич: Вневременного не бывает ничего, к сожалению или к счастью, я не знаю.

Константин Эггерт: Какая-нибудь музыка, которую можно было бы слушать через 30 лет?