4. 24 Познание и развитие

Виталий Иванов
В мире нет ничего нового? С этим можно согласиться только отчасти. Действительно, тяготение было всегда. Но открыл закон тяготения Ньютон. И в этом - познание существующего.
 Однако, кроме познания, есть развитие. Оно ново не только для человека, но и для мира. Именно ему служит творчество!


Понятие об объекте материального мира не может содержать в себе истинной исчерпывающей информации больше, чем содержит ее в себе данный, существующий уже материальный объект.
 Познание объекта материального мира - приближение структуры объекта идеального мира, понятия, к структуре объекта материального мира.
 Познание Вселенной - приближение структуры идеальной Вселенной к структуре материальной Вселенной.
 Развитие как понятия, так и всего идеального мира, возможно, во-первых, за счет познания материального мира и, во-вторых, за счет создания в идеальном мире структур, не имеющих аналогов в мире материальном.
 Развитие мира возможно, во-первых, в результате случайностного усложнения материальных структур в рамках все новых ограничений - это до жизни; во-вторых, в результате естественного отбора - случайностное развитие материального мира во взаимодействии и через развитие идеального мира - жизнь до человека; и, в-третьих, в результате сознательной деятельности инструмента самопознания и саморазвития материи, человечества, Разума - осознанное, целеполагающее строительство во взаимодействии идеального и материального через совокупное множество разумных мировых "я".
 Развитие объекта материального (или же идеального) мира - заключается во внесении в него дополнительной исчерпывающей структурной информации. При этом общее количество исчерпывающей структурной информации, содержащейся в объекте, возрастает.
 Разрушение объекта материального (или же идеального) мира - уменьшение количества исчерпывающей структурной информации в количестве материи (или же идеальной структуре), его составляющей.
 Развитие материальной (или же идеальной) Вселенной - процесс увеличения в ней общего количества исчерпывающей структурной информации.
 Регресс материальной (или же идеальной) Вселенной - процесс уменьшения в ней общего количества исчерпывающей структурной информации. Предел здесь - субстанция, заполняющая всю Вселенную, у нее исчерпывающая структурная информация минимальна и равна единице.


"Бытие определяет сознание"? - Да. Но и сознание определяет бытие.
 Правильно: взаимовлияние и взаимоподтягивание идеального и материального в процессе развития мира природою и человеком.


Человеческий социум, общество - информационная система одной из высших ступеней иерархии мирового развития, созданная материей для дальнейшего самопознания и саморазвития.


У любого конечного, относительно изолированного (по сфере распространения связей высшего уровня) количества материи есть вполне определенный предел развития - К , относящийся и к материальному, и к внутренне обусловленному идеальному, т.е. двумерный. Нельзя представить себе, чтобы в количестве материи, эквивалентном количеству материи в атоме, можно было хранить сознание человека; или, тем более, самого человека уменьшить до атома; и, тем более, чтобы нечто соразмерное по развитию человеку возникло внутри атома. Каждому классу структур внутренне присущ определенный диапазон возможных для них размеров, соотносительно с другими структурами, более простыми или же сложными.
 Развитие идет в сторону усложнения структур, повышения количества информации на единицу материи, при условии количественного вбирания в сферу организации все новой материи.
 Для реализации каждого коэффициента развития требуется вполне определенное минимальное количество материи. И каждому выделенному, относительно изолированному количеству материи отвечает свой максимально возможный коэффициент развития.


Познание и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если не происходит развития выделенного участка Вселенной (ОИС), качественная сфера познания ограничена достигнутым уровнем иерархии. И развитие также ограничено, если не происходит познания. Остаются неизменными возможности средств познания и развития, и, следовательно, может происходить только механическое приращение - рост количества, но не изменение качества.


Не исключено, что в процессе развития мира (ГИС) для новых шагов познания и развития, кроме идеального, материального и активного, возникнет нечто еще - четвертое, пятое и т.д. Так идеальное - мир понятийный - возникло с рождением жизни.
 А может быть, это новое не возникает на пустом месте, но опять будет выделено однажды как нечто самостоятельно важное, в качестве дополнительных основополагающих категорий.


Не реализуя новые знания в материальном мире, мы не реализуем, отодвигаем свое будущее. Чем медленнее относительно человеческой жизни идет процес познания и развития мира, тем далее можем мы "видеть", предсказать будущее человечества.