4. 11 Взаимозависимость причинно-следственных восп

Виталий Иванов
Может ли следствие влиять на причину? Возьмите историю человечества, и Вы увидите, как постоянно проистекание следствия и его восприятие заставляет людей совершенно по-иному представить себе причины, их вызвавшие. Изменение же в умах первопричины, в свою очередь, еще раз меняет восприятие следствия. Так может быть без конца, и без конца так происходит.
 Это, несомненно, относится к идеальному миру. Но идеальный мир ведет к изменению материального, как минимум, в настоящем и будущем. Значит, нельзя утверждать о непреложной одно направленности причинно-следственных связей. Такой подход примитивен.
 Кроме того, в реальности во взаимосвязанном, интегральном мире материальном одно следствие вытекает из многих причин, и одна причина дает неисчислимое множество следствий. И процесс этот происходит одновременно во всех направлениях. Два события, из которых одно, в представлении одного индивида, - причина, другое же - следствие; с точки зрения индивида другого, в некоем другом смысле, могут поменяться местами, и первое может быть следствием, а второе - причиной.
 Все в нашем сознании взаимосвязано и зависимо не в одном направлении - из прошлого в будущее, но во всех направлениях одновременно. Прошлое влияет само на себя, на настоящее и на будущее. И настоящее бесконечным числом связей завязано в тугой узел, влияет также само на себя, на прошлое и на будущее. И движущееся представление наше о будущем влияет на представление наше о прошлом и настоящем.
 Может быть, вообще не всегда правильно говорить о "прошлом, настоящем и будущем", а надо говорить о нашем целостном, меняющемся представлении о взаимосвязанных явлениях мира материального?
 Замечательный пример влияния следствия на наше восприятие причин - Октябрьский переворот 1917 года в России и постепенное изменение отношений к нему у миллионов людей вместе с вызванными им изменениями условий жизни.
 Заметим также, что с развитием мира растет и взаимосвязанность в нашем сознании всех событий: и в настоящем, и в прошлом, и в будущем.


От нашего представления о прошлом и настоящем зависит наше будущее. В то же время, наше представление о прошлом имеет свое будущее, и представление наше о будущем имеет свое прошлое. Как материальный мир, так и идеальный изменяются в сторону увеличения количества исчерпывающей информации, и увеличение это происходит достаточно равномерно по всей сфере качеств. Прошлое, настоящее и будущее - условные категории идеального мира, оси сознания. Любой идеальный объект находится не в точке на шкале оси времени "прошлое --> будущее", а в трехмерном пространстве идеального мира субъекта или субъектов, осями которого являются: прошлое, настоящее, будущее. В этом пространстве он увеличивает собственные размеры, внутри себя изменяется и обретает новые связи с другими объектами идеальными.


Раньше, чем говорить "следовательно", надо подумать: не желаем ли мы убедить себя, что нам известна причина; не гордыня ли это? Говоря "следовательно", мы всегда устанавливаем некоторую новую причинно-следственную связь в идеальном, но далеко не всегда, соответственно, открываем ее в материальном. Эта идеальная связь может отвечать чему-нибудь материальному, а может не соответствовать ничему.
 Легко сказать "следовательно" и очень трудно открыть все действительные связи явлений.


Может быть, то, что мы понимаем под будущим, - только одна из проекций некоего процесса более сложного, чем течение времени, как оно нами теперь понимается? Может быть, прошлое, настоящее, будущее объективно едины и представляют собою лишь три проекции изменения сущего, отображенные в нашем сознании. Т.е. они - это еще три оси сознания, так же, как и взаиморасположение материальных объектов, характеризующееся тремя проекциями пространственных измерений? Может быть, временны в этом мире только лишь "я", инстанции, и вычленяемые ими из непрерывного и непрерывно и совокупно меняющегося мира, относительные данных "я", отдельные материальные и идеальные его части?
 Бренно и дискретно лишь то, что воспринимается "я" как "объекты". Вне "я" мир един, бесконечен и вечен. Так же и мировые "законы" вычленяются "я", субъектами, из непрерывного и единого. "Законы" эти таковы, каково устройство нашего сознания.