Жизнь на два дома

Olenev
Полный текст на:

http://www.svoboda.org/programs/OTB/2002/OBT.050602.asp

Александр Генис: Советская власть приучила нас к литературному двоеверию. Мы привыкли жить с двумя наборами писателей. Одних назначали, других любили. Понятно, что они никогда не смешивались. Как говорил Довлатов, они нас не берут в литературу, но мы бы их и в трамвай не пустили. С падением цензуры первые отпали за ненадобностью. Теперь печатают то, что покупают, а покупают то, о чем говорят. Это и называется демократией - как бы она нас ни раздражала.

От бывшего раздвоения осталось одно исключение - Солженицын. Конечно, трудно причислить великого диссидента к официальным писателям, но ведь и к остальным авторам его не отнесешь. Представьте себе за одним столом Сорокина, Пелевина и, не дай Бог, Лимонова. Впрочем, нечто подобное иногда пытаются устроить. Я как-то видел имя Солженицына в списке книг, номинированных на Букеровскую премию. Это казалось глупым и бестактным. Солженицыну нельзя ни с кем равняться. Даже не потому, что не с кем, а потому, что нечем: он принадлежит к другой литературе, написанной на другом языке в другую эпоху, для других читателей.

При этом сам Солженицын с поразительной энергией и плодотворностью участвует в сегодняшнем литературном процессе. Он по-прежнему заставляет с собой говорить. Чего стоит его исторический труд о евреях. Да и современники его горячо интересует. На меня, например, произвела большое впечатление статья о Бродском - основательная, честная, пристальная, несправедливая, а главное - так и оставшаяся без настоящего ответа.

Короче, Солженицын - парадокс. Мерцающая звезда на литературном небосклоне - о ней забывают, когда не смотрят вверх. Обреченный на одиночество собственным величием, он живет по другую от нас сторону.

Именно поэтому у нас тут, в нью-йоркской редакции Свободы, вызвал такой интерес новый фильм московского документалиста Сергея Мирошниченко "Александр Солженицын. Жизнь не по лжи". Только что мы с Борисом Михайловичем Парамоновым внимательно (и пристрастно) посмотрели картину и сегодня поделимся своими впечатлениями от увиденного.

Я предлагаю Вам, Борис Михайлович, начать нашу беседу с личных воспоминаний. Вы - ведь один из очень немногих людей, кто бывал у Солженицыных в Америке, и даже довольно долго гостил у них. Все остальные знают о Солженицыне только то, что он о себе рассказывал. Тем важнее ваше свидетельство.

Борис Парамонов: Да, Александр Александрович, я действительно был знаком с писателем лично и бывал в его вермонтском доме. Скрывать этот факт сейчас бессмысленно, ибо сам Солженицын об этом сообщил в одной из глав второго тома своих мемуаров - "Угодило зернышко меж двух жерновов". Отозвался он обо мне не слишком лестно, но меня задело не это, а одна ошибка, которую делают все без исключения говорившие обо мне в плане биографическом: я никогда не преподавал марксизм-ленинизм - я преподавал историю философии. Это была работа чистая, этого греха на мне нет: я не был частью советского идеологического пропагандистского аппарата. Даже членом партии не был.

Но это к слову - чтобы ввести материал личного знакомства. Я кое-что узнал в показывавшихся нам кадрах. Например, старый письменный стол, стоявший в одном из солженицынских рабочих комнат и отчетливо являвший свое советское, причем достаточно древнее происхождение. Это был какой-то драный монстр, совершенно неуместный среди всякого рода новейшей американской утвари, наполнявшей вновь выстроенный, с иголочки рабочий дом. Еще одним предметом советского антиквариата был чемоданчик - того рода, что носили советские студенты в пятидесятых годах, тоже достаточно ободранный. Вещи у Солженицына не пропадали, - как и время. Он даже потерянное время - февральскую революцию - сумел отыскать.

Домов в Вермонте у Солженицыных было два: жилой, купленный у прежнего хозяина-американца и переделанный, и второй, рабочий, где держались все материалы и где Александр Исаевич работал зимой. Летом - в маленьком павильончике у пруда, там же и ночевал, туда ему и еду носили. Для разрядки и освежения иногда купался в этом пруду. Однажды сделал это при мне, и я поразился крепкости солженицынского телосложения. Знаете ли вы, что он человек вышесреднего роста? Переезд на зимнюю работу - на зимние квартиры, хочется сказать, - был сложной, тщательно обсуждавшейся и готовившейся операцией, я однажды ее наблюдал.

Еще одно из незабываемых воспоминаний частного порядка: я присутствовал на уроке астрономии, который давал Солженицын своим ребятам летней ночью. Он очень хороший учитель, это стало ясно сразу и навсегда. Наверное, Деррида не так легко говорит о своих дифферансах, как Солженицын говорил о всех этих Кассиопеях. Звездное небо становилось понятным, и исправлять его карту не хотелось. Здесь против Солженицына, как против Бога-Отца, не попрешь.

Нового, российского солженицынского дома, к сожалению, не показали, - так, кое-какие интерьеры, библиотеку да крылечко, на котором прогуливается хозяин. Ходит он уже неважно, виден возраст, да и сыну Ермолаю на ноги жаловался. Полагаю, артрит.

Мемуарную часть своего выступления закончу таким эпизодом. Вы помните, закадровый голос в фильме говорит, что Солженицын и на Нобелевской церемонии вел себя не так, как все: шел, заложив руки за спину. Я знаю объяснение этому: он изображал зека. Наталья Дмитриевна говорила, какой ужас все домашние испытали, когда классик объявил, что получать Нобелевскую премию он пойдет в лагерном бушлате. Что называется, в ногах валялись. Наконец, уступил, кроме одного пункта: сказал, что крахмальную рубашку с пластроном и белый галстук, полагающийся к фраку, не наденет ни за что. Придумали надеть - белый "бонлон" (кажется, так это называется). Новинка была замечена и понравилась: вскоре некоторые солисты-концертанты стали так выступать - во фраке, но с бонлоном. В таком наряде я видел Владимира Ашкенази.