Волшебник Стеклянного острова

Александра Лиходед
ВОЛШЕБНИК СТЕКЛЯННОГО ОСТРОВА
Видел ли кто-нибудь то самое странное и загадочное Лукоморье?.. Может, только сам Александр Сергеевич был единственным очевидцем этого сказочного места, которого нет ни на одной карте мира? Скажу вам по секрету, что я тоже видела не только следы на неведомых тропинках, но и самих невиданных существ, среди стеклянных цветов-посланников Лукоморья. И главный волшебник на этом острове - Саша Капран, стеклянных дел мастер, художник от Бога, создающий те самые волшебные палочки, которыми добрые феи исправляют шероховатости нашего мира.

В основном он работает по собственному, ему одному ведомому плану, черпая идеи будущих работ отовсюду - из облаков, из цветов на весенних полях, из серебристых заснеженных кленов… Но иногда поступают и заказы.

- Они бывают разными, - улыбаясь, говорит Саша, - чаще всего заказчику кажется его идея гениальной, и тогда приходится немало потрудиться, чтобы переубедить его и склонить к другой форме, сохранив содержание… Бывают порой потрясающие заказы. Однажды, например, молодая девушка заказала ко дню своей свадьбы волшебную палочку. Мне было интересно работать над ней.

Я смотрела на этого счастливого человека, который был как бы покрыт золотым слоем Божьего покровительства и защиты и говорил с уверенностью озаренного человека, что искусство - не для шизофреников, оно - для людей со здоровой психикой и внутренним миром, не истерзанным вечным недовольством собой.

- Мне нравится все, что я делаю, и я никогда не мучаюсь и не самоистязаюсь на тему внутреннего содержания. Я люблю жизнь и люблю жить, я люблю свою работу и людей вокруг, я никому не завидую и не позволяю никому себе мешать. Когда человек точно знает, чего он хочет, и если в этом желании нет зла, - тогда он непобедим.

Гениальные работы Саши Капрана имеют под собой незыблемую уверенность своего создателя в абсолютном успехе. За всю историю технического совершенства работы со стеклом выдающиеся мастера пытались «оживить» стекло, сделать его «подвижным», «гибким». В начале века одним из итальянских мастеров была предпринята неудавшаяся попытка по созданию стеклянной цепи. Зато в конце века попытка мастера из России, живущего в Канаде, увенчалась успехом. Я видела эту цепь. Для человека несведущего она просто красива, для того же, кто знает цену мастерству такого рода, - она прекрасна…

Работы Капрана поражают воображение и простого обывателя, и тонких ценителей искусства, поскольку техническая невозможность того или иного в работе со стеклом, была полностью им повержена в серии его «невозможных» работ, которые заставляют знатоков благоговейно разводить руками.

- Он знает, что в финале - только победа, - говорят они, - и это уже как бы предопределено астрально его безмерным талантом, любовью к своему делу и знаниями, которые открываются не каждому, но достойнейшему.

Так что же надо для победы? Верить в победу! И еще немногое - работать по пятнадцать часов в сутки месяцами над одной скульптурой размером с небольшую вазу (да еще самую малость таланта!), чтобы по окончании работы ее приняли бы с великой благодарностью на вечное хранение такие музеи, как всем нам дорогой «Эрмитаж», Royal Ontario Museum, канадский Art Bank...

Мой друг как-то сказал, что люди, они - как деревья, есть плодоносные, а другие только тень дают, а есть еще и ядовитые, под чьей кроной лучше не расслабляться… И если сравнивать Сашу Капрана с деревом, я бы сказала, что это - дуб, могучий с широкой кроной, глубокими корнями и … с золотыми яблоками вместо желудей. И не просто дуб, а тот самый, из Лукоморья, на котором русалки сидят, да коты по цепям гуляют и сказки намурлыкивают…

Когда Саша открыл свои сокровищницы и стал являть передо мной свои чудеса, переливающиеся под ярким светом лампы, смягченным туманным днем огромного, во всю стену, окна, - мир остановился, но только на одно мгновенье, чтобы в следующее унести меня в свою стеклянную запредельность…
«Императрица» завораживала и манила за собой стеклянно-инопланетным шлейфом. «Песочные часы» потрясали тонкостью работы и по философии, и по уникальности технического исполнения. «Предчувствие» с развевающимися змеями, растущими из головы Горгоны, уводило в античные сказки древности. «Черная и Белая королевы» надменно созерцали черно-белое несовершенство мира. «Дух лета» - шедевр из серии ренессанса, издавал запах ландыша, по стеклянным листьям ползла прожорливая гусеница, с аппетитом обкусывая их края, милые кузнечики, пчелки и шмели с мохнатыми брюшками, лягушата с перламутровыми спинами, стрекозы, словно присевшие отдохнуть на стеклянную ветку, и еще множество разной живности беззаботно расположилась в этой потрясающей композиции стеклянного бархата флакона для духов, окутанного стеклянным шелком цветочных лепестков. И венчала всех символичная «Надежда» в форме бокала с огромной бабочкой, которая в преломлении световых лучей трепыхала крыльями и меняла окраску.

- Стекло, оно - как человек, - комментировал Саша, - оно без света спит, а с первыми лучами просыпается, а если уж поймает прямой солнечный луч, то тут уж столько метаморфоз, что удивляться не успеваешь…

Его графические работы, рисунки, висящие на стенах, так хороши, что это само по себе могло бы сделать его известным. Вот уж поистине, если Господь кого любит, так ничего не пожалеет: и росту-то ему отвалил под два метра, и красоты, и обаяния…

Моя бабушка рассказывала мне в детстве сказки, которые придумывала на ходу и тут же забывала, а я вот запомнила навсегда. Вот одна из них. «По утрам Бог просыпается и начинает лепить новых людей. Одних он из теста делает или из золы, других - из глины, а третьих из - золота. Потом всех за круглый стол рассаживает, достает пирожки из печки и новоизлепленным людям раздает. А пирожки разные, у кого с капустой - тот колхозником будет, по здешнему- фермером, значит, у кого с рыбой - моряком, кому с маком достался - тот будет бандитом (наверное потому что из мака опиум делают, не знаю, бабушку прерывать нельзя было - могла забыть все предыдущее), а кому с цветами - тот артистом или художником станет».
Вот так-то! Так что, когда Господь Сашу лепил, он, видно, его одного из стекла вылепил, да золотые руки приставил, а потом все свои пирожки ему одному и скормил, а тех, которых с цветами - было много, но Саша таки все их съел, потому такой он сейчас и есть.
И так мне хорошо стало и уютно в этом замечательном мире, где есть такие чудесные острова, один из которых принадлежит Саше Капрану.
Я уезжала с этого острова, мысли набегали, как волны на невиданный доселе берег, и родились стихи…
«Дух лета» у окна и бабочка искрится,
А в серых облаках кочует дух зимы,
Легко взмахнет рукой твоя «Императрица»
Приветствуя кота на золотой цепи.
На шахматных полях прозрачных мирозданий,
Средь черных королев и белых королей
Все ходит по цепи немеркнущих исканий
Пушистый серый кот из памяти моей…