3. 3 Взаимодействие материального, идеального и активного

Виталий Иванов
Троичность информационных систем можно распространить на весь мир. Т.е. не только на мир органический, жизнь, но и на структуры, стоящие в иерархии развития ниже. Сам факт всеобщего движения и взаимодействия говорит нам в пользу принципиального существования в мире не только материальной субстанции, но и субстанции идеальной, а также некоего начала активного. Субстанция идеальная так же, как и материальная, должна иметь минимальное количество исчерпывающей информации.
 Из этого предположения следует, что взаимодействие материального, идеального и активного происходит на всех уровнях иерархии развития структур - от самых простейших (элементарные частицы) до звездных систем и человека. Однако только у человека (или же начиная от человека) взаимодействие это достигает уровня, позволяющего миру осознавать себя в мере, достаточной для совершения первых разумных (искусственных - не только случайностных или детерминированных жесткой необходимостью) движений.
 Жизнь и Разум возникают, когда идеальное, материальное и активное, представляющие в своей совокупности взаимосвязанное, единое Целое, набирает некоторое необходимое и достаточное количество исчерпывающей информации. До жизни Дух (идеальное) не проявлен, не осознает себя; но он, возможно, существует всегда! Эволюция жизни - способ осознавания миром себя, проявления и возрастания Духа.
 Первичные материальная и идеальные субстанции, а также первичная активность, взаимосвязано развиваясь и составляя некие совокупности, дают все более сложный мир, структурно все усложняющуюся материю, все возрастающий Дух. В результате этих процессов отдельные совокупности, каковыми являются люди, достигают силы связи разумной. Так рождается и являет миру Себя Бог Сын.


Всеобщее движение и взаимодействие, на субстанциональном уровне не прекращающееся никогда, - простейшее, вечное воление мира. А значит, и - Господа.


Что же можно все-таки постулировать?
 Вне зависимости от бытия какого-либо конкретно субъекта, наличие мира как целостной, единой, динамичной системы взаимосвязанных совокупностей материального, идеального и активного, самых разных уровней развития.
 Под субъектом понимается совокупность материального, идеального и активного на определенном, высшем на сегодня, уровне развития мира. Разные, менее развитые формы таких совокупностей существовали всегда, представляя собою так называемые чисто материальные объекты - частицы, атомы, тела и др. Но только начиная от организмов и, в особенности, от человека, развитие совокупностей достигло уровня, позволяющего миру осознавать себя.
 Возможно, идеальная составляющая не существовала всегда, но возникла на определенном этапе развития материального. Это не ясно. Но от этого ничего не меняется в выводах.
 Вообще говоря, здесь вопрос чистой терминологии - что считать "идеальным". Во вселенной взаимодействия, временные и постоянные, есть и были всегда, а это и есть перенос и хранение информации, идеального.


Однако, если помыслить дальше, очевидно, надобно предположить, что объективное идеальное - не что иное, как внутренняя структурная (исчерпывающая) информация материального, которая, конечно же, существовала всегда. Она - внутренний закон функционирования материального. Это проявленное идеальное, реализованные "идеи".
 Можно говорить также о потенциальном идеальном, о некоем бесконечном пространстве "идей", существующем как бы в потенции, и существующем вечно. (См. выше "Об "идеях".)
 Субъективное идеальное (понятия, идеальный мир индивида, общественный идеальный мир) возникает на определенном уровне развития мира (т.е. объективного идеального), при накоплении вполне определенного количества исчерпывающей информации. Субъективное идеальное предоставляет новые возможности для развития объективного идеального, для развития мира. Оно, как бы извлекая "идеи" из потенциального идеального (конечно же, в результате движения и взаимодействия, работы все более сложных "я"), с одной стороны, стремится приблизиться к объективному идеальному (познание мира), а с другой, расширяет его (развитие мира).
 Итак, видимо, надо говорить об идеальном потенциальном, объективном и субъективном.
 Замечу, что в этой книге ("Свободный полет" в двух томах) практически везде под идеальным подразумевается субъективное идеальное и под исчерпывающей структурной информацией материального - объективное идеальное. Субстанция же, непрерывно изменяющаяся и взаимодействующая, несет в себе весь непрерывный спектр неисчерпаемого потенциального идеального.


 Воление - осознанное движение и взаимодействие, осуществляемое Разумом в рамках многих граничных условий. Оно направлено на определенную цель, которую в результате связывания понятий ставит перед собой "я". По сути, это выстраивание цепи ассоциативно связанных понятий и реализация созданной программы в мире материальном.


Именно совокупное "Я" человечества служит сегодня посредником, преобразователем между Духом и Телом, между наиболее сложными и масштабными мировыми структурами материального и идеального, которые, благодаря деятельности Разума, все более развиваются, все более усложняются, накапливают информацию.
 Развитие материального мира требует все более полных и совершенных знаний, умений. Для хранения, записи, поиска информации носитель идеального мира должен иметь все более сложную материальную структуру. Люди должны располагать все возрастающими возможностями преобразования все больших количеств материи и информации, все быстрее, полнее, точнее переводить все значительнейшие участки материального в идеальное, и наоборот.
 Так и происходит. С накоплением общего количества информации и исчерпанием имеющихся возможностей ее хранения, передачи, распространения, последовательно создавались и развивались: речь, затем - письменность, сегодня - компьютерная техника и информатика.
 Речь, письменность, информатика дополняют друг друга; и так будет и далее. Каждая информационная технология занимает свою нишу в информационной среде. Как все более сложные организмы возникают и живут во все более сложной среде, среди более простых организмов, соответственно, так же и все более сложные информационные технологии возникают и существуют в среде более примитивных. Как ныне существуют атомы, как всегда они будут существовать, точно так же и самые простые информационные процессы, которые уже есть ныне и хорошо зарекомендовали себя, всегда будут существовать, являясь элементами более сложных процессов.
 Конкретно, это говорит нам о том, что, видимо, всегда будут существовать и речь, и письменность, и компъютерные технологии, наряду с возникающими в их среде информационными технологиями все более сложными.


 Что такое материальное, идеальное и активное в высокоразвитых, крупных информационных системах? Что такое, скажем, страна? Это, во-первых, сложившиеся структуры мира материального: земля, леса, воды, полезные ископаемые, а также города, поселки, заводы, инфраструктура. Во-вторых, это сложившиеся структуры духовных богатств, накопленный мир понятий: язык народа, традиции, обычаи, искусство, наука, философии, религии и прочее - идеальный мир. И, в-третьих, это активное начало - человек, инструмент познания и развития (ИПР) мира, осуществляющий взаимодействие материального и идеального, в результате чего происходит развитие мира в целом и данной, отдельной страны в частности.
 Если говорить обо всей Земле - центре нашей глобальной информационной системы (ГИС), материальный мир здесь - это все сущее материальное; идеальный мир - понятийные структуры природы и человечества; активное начало - все "я", инстанции природных царств плюс человечество. Все три составляющие развиваются одновременно и в совокупности. Однако развитие нашей Вселенной сегодня наиболее быстро идет через деятельность человека, который ныне - верхний уровень иерархии.
Потеря высших структур верхних уровней материального, идеального или же инструмента познания и развития сразу отбрасывает всю нашу ГИС, Вселенную намного назад.
 Без человека все духовные богатства и материальные ценности цивилизации лишены смысла, мертвы. Что значит отсутствие инструмента познания и развития? Это не обязательно отсутствие вообще человека, физическая смерть человечества как вида жизни, нет. Это отсутствие активного, деятельного человечества, складывающегося из суммы свободных индивидуальностей, ограничение реализации возможностей творческого потенциала людей.
 Ясно, что полноценность связей между активным, материальным и идеальным может быть разной. В любом случае, ослабленость ИПР влечет за собой сдерживание развития, т.к. последнее складывается как результирующая позитивных инициатив и их воплощений. Чем больше отчуждение людей от духовных и материальных ценностей, существеннее ограничение личных свобод и менее доброй воли, тем медленнее развитие цивилизации и эволюция мира.


 Нечто, отвечающее максимуму личных возможностей, человек создает только сам; и только "самость" его остается. Цивилизация развивается посредством сложения значимых, независимых и взаимосвязанных творческих усилий отдельных личностей. Конкретное всегда создает конкретный.
 Посмотрим на древние пирамиды. Каждую создавал направляющий мастер и огромная неразумная сила - инструмент мастера. И возьмем самолет. Здесь каждый разрабатывает свое. Один - общую схему, ее параметры; другие - отдельные системы на базе этих параметров; третьи, многие, - детали систем, каждый - свою.
 Человек проявляет себя как связь высшего уровня, только самостоятельно творя новое.
 Надо не распространять сферу влияния внутренней инстанции на других, многих других, но искать и находить новое для себя в материальном и идеальном, создавать и оставлять после себя новое; т.е. не увеличивать количество, но повышать качество. Не стараться руководить как можно большим числом людей, подавляя их всех, но свободно распоряжаться собственной жизнью.
 Распространение своего "я" на других, может быть, и удовлетворяет тщеславие одного человека, но ничего не дает миру, кроме вреда, т.к. нарушает естественную множественность и соразмерность и уменьшает реальное значение ИПР. Потому египетские пирамиды - памятники нерационального использования Разума, а высшие достижения техники и культуры - примеры продуктивного коллективного творчества.


 Разумно - свободное "я", самостоятельно осознавшее высшие Цели Единого и добровольно их исполняющее.
 Все должно быть пронизано Разумом. И в природе все пронизано им. Может быть, менее всего разумен именно Homo sapiens. Все новое не разумно, пока не осознает собственного единства со всем мирозданием.


Можно сказать так: "Все новые идеи мира не стоят жизни одного подлеца, ведь и он - высшее творение мироздания." А можно и так: "Жизнь каждой идеи должна охраняться, как жизнь человека. Или же - даже более!"
 "Я", не освоившее накопленный идеальный мир, - такое же ничто, как самый совершенный мир идеальный, у которого нет равного ему "я". Точно так же и самые прекрасные объекты материальные таковы лишь в той мере, каковыми оценивает их "я". Более развитое "я" ощущает и мыслит мир более совершенным. Уровни развития идеального, материального и активного изменяются, поддерживая и развивая друг друга, взаимосвязано и в совокупности.
 Как в прошлом выдающиеся умы охватывали всю историю человечества, все знания своего времени, так же происходит и в настоящем, и так будет в будущем. Способности Разума нарастают вместе со знаниями, идеальным. Одновременно раскрывается нам красота мира материального. И мы, восхищенные, благодарные, раскрываем миру все наши способности!


С развитием мира он, с одной стороны, становится все более разнообразным, множественным; с другой же - все более связанным между своими частями все более сложными связями.
 Мир (Вселенная) един и множественен был, есть и будет всегда. Однако после сверх взрыва одной из Вселенных в данном участке вселенной материя структурно более проста, несет в себе меньше исчерпывающей информации, меньше качеств. И с развитием мир как бы сам все более связывает себя все большим количеством все более разнообразнейших связей. Так он строит Тело свое, и Дух, и свое "Я". Все - в возрастающей множественности единого. Взращивая в себе все большее разнообразие пассивных и активных информационных систем (ИС), имеющих все возрастающие уровни сложности.
 Пассивные ИС - частицы, атомы, тела. Их внешние характеристики - электромагнитные, гравитационные силы - связи с другими пассивными ИС.
 Активные ИС - мировые системы, несущие в себе "я", в одном числе или же - множество.


"Я" - инструмент разделения единого мира на части, само осознания  миром собственного разнообразия, множественности и сложности. Точно так же разделяют единую планету Земля государственные границы. Но государственные границы можно менять. Можно менять и другие членения, осуществляемые "я". Может быть, в том числе, - и границы самого "я"?..


Никто не может полностью отказаться от своего "я", не потеряв его.


 Нужно понять умом, а потом понять телом, каждой клеткой и всем организмом. Тогда то, что ты понял, получит твою жизнь...