Аггро - это мгра

Olenev
Полный текст на:

http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200242/42-32-35.html

Кандидат психологических наук Сергей Ениколопов на психфаке МГУ читает курс «Психологии отклоняющегося поведения» и точно знает, чего не хватает сегодня тем, кто бреет голову и лупит людей железными прутами. Ну, им не хватает возраста, это очевидно, а самое главное -- им не хватает культуры агрессии. Они не умеют быть агрессивными грамотно, без ущерба для окружающих. И никто их этому не учит.

Заранее скажу: Ениколопов вовсе НЕ утверждает, что махание кулаками и бритье головы сами по себе для общества не опасны. Он не делает таких скоропалительных, чисто журналистских выводов. Но, впрочем, к делу!

-- Сергей Николаевич, что вообще об агрессивности думает наука? Это что -- болезнь такая психическая?

-- Долгое время единственной все объясняющей теорией агрессии была так называемая инстинктивная теория Лоренца. Агрессивность в ней представлялась как неотъемлемая часть человеческой психики.

В СССР Лоренца трактовали с опаской, потому что получалось, в частности, что если агрессия -- неотъемлемая черта человеческого характера, то борьба за мир становится бессмысленной и человек человеку, получается, не друг... И не только в Советском Союзе мучились этим вопросом. Сам Эйнштейн в своем знаменитом письме вопрошал Фрейда о сущности войн. Отец психоанализа ответил тогда, что да, в человеке есть врожденное свойство совершать агрессивные действия, но зато культура способствует тому, чтобы эти инстинкты сдерживать. В общем-то, культура потому и развивается, что нельзя же целыми днями грызться и рубиться...

Но мало кто из этих специалистов знает, что агрессия агрессии рознь.

-- Справедливая и несправедливая, что ли?

-- Скорее -- настоящая и ненастоящая. Английский ученый Питер Марш, изучая в 70-х годах поведение футбольных фанатов Англии, ввел в психологию термин «аггро». Что означает «игру в агрессию», такие своеобразные ритуальные действия перед проявлением настоящей агрессии. Ну, например, пляски папуасов Австралии -- это аггро, а охота на Кука с целью употребить его в пищу -- агрессия. Бритая голова и ботинки-«бульдоги» -- «аггро». Избиение торговца арбузами -- агрессия...

И вот что выяснил пытливый англичанин. Если максимально окультурить, растянуть и обезопасить «аггро» для участников и окружающих, то шансы, что дело не дойдет до драки, резко увеличатся.

 
-- Да, вот, например, коты редко дерутся всерьез. А орут друг на друга постоянно. Или уголовники. Они постоянно выясняют отношения с новичками, кто будет под кем. А кровавые разборки случаются редко.

-- Кстати, когда культура воровского закона в СССР рухнула вместе с СССР, появилось много «отморозков» -- некультурных в воровском понимании людей, у которых было мало «аггро» («понятий»), зато много агрессии. И кровь полилась рекой.

Но такое характерно не только для блатных и котов, но и для всех людей. Если «аггро» в обществе не принимается во внимание или совсем отсутствует, это может привести к непредсказуемым социальным последствиям. Например, таким, какие произошли во время трансляции матча на Манежной площади.

-- Все это безобразие пытались как-то определить: социальный бунт, патриотический бунт. Но все эти определения мало подходят -- ведь «бунтари» переворачивали одинаково охотно и иномарки, и «шестерки». И криков «бей узкоглазых», собственно, не было, а было что-то похожее на антиглобалистское безумие в Генуе...

-- А я бы рискнул предположить, что, не будь в свое время репортажей из Генуи, на Манежной было бы все по-другому. А тут как будто реализовался виденный тогда всеми по телевизору спектакль. Я, кстати, работая в Центре психического здоровья, убедился: стоит по ТВ подробно, как это у нас любят, с показом трупа в разных ракурсах, рассказать о самоубийстве или убийстве -- жди прямо-таки шквала подобных преступлений. Это вам любой психиатр подтвердит. Если бы у общества были моральные права и ресурсы на подобные эксперименты, можно было бы рискнуть сделать следующее: взять самую безобидную группу молодежи, скажем, любителей кельтской музыки, и сделать несколько репортажей о том, как такие любители в других странах избивают граждан, оскверняют памятники и прочее. И увидите -- в этой группе появятся желающие проделать нечто подобное. И к этим божьим одуванчикам начнется приток криминальных личностей. И наоборот. Если не подчеркивать, что сиденья в электричках ломают именно футбольные фанаты, а назвать их просто -- хулиганы, вандалы, то и эскалации насилия в среде чисто футбольных болельщиков не будет.

Проблема в том, что сегодня ни милиция, ни журналисты, которые все это освещали, об «аггро» понятия, как правило, не имеют. И потому для них любой показавший кулак -- уже агрессор, заслуживающий удара дубиной по спине. Ну а стукни кто тебя дубиной по спине, ты уже автоматически возмутишься и станешь настоящим агрессором.

Я бы еще такой пример привел: знаменитая этика японских самураев. Все эти жесты, намеки, иносказания... У японцев культура «аггро» очень высока до сих пор, хотя корни теряются в самурайской древности. И пожалуйста -- уровень преступности один из самых низких среди развитых стран. А в средневековой Европе, в дворянской России дуэльную активность тоже удалось преодолеть с помощью усложнения дуэльных ритуалов, признания и искупления вины... До того, как это произошло, кровь лилась совершенно бесконтрольно.

-- В общем, если человек хватается за шпагу -- это на самом деле не агрессия, а «аггро»...

-- Если человек задумал настоящее зло, он не будет своих намерений демонстрировать, он будет действовать. Быстро и без предупреждений. Не помню, кто очень верно сказал в этом смысле о Ницше: он призывал, идя к женщине, захватить плетку, но сам относился к тому разряду мужчин, у которых девять из десяти женщин эту плетку отнимут. Как правило, больше всех нахохливается, рычит и скалится более слабое животное.

А «аггро» предполагает достаточно высокий уровень открытости и общительности. И довольно высокий уровень социальной и психической незрелости. «Махальщик» -- всегда дитя, инфантил. А вот с возрастом у человека падают агрессивность и групповая сплоченность. Зато растет социальная адаптация. А пока человек социально неадаптирован, ему просто хочется кучковаться и чувствовать себя крутым.

Во время матча на трибунах стадиона стираются социальные, классовые, этнические и религиозные помехи в общении. Академик замечательно вписывается в компанию таксистов, а ветеран компартии может очень дружественно обсуждать угловой удар с соседом, который, судя по коммерческим мобильным переговорам, до попадания на стадион являлся его лютым врагом. Зато масса болельщиков находит общего внешнего врага -- в российской культуре это милиция и иногда далекие от футбола обыватели.

 
-- В далеком 88-м мы с подругами пошли на концерт одной советской рок-группы, далеко не самой агрессивной. Абсолютно спокойно пошли, музыку послушать. И такое началось! С мест не вставать, не кричать, не топать, к бортику не прислоняться... И к концу действия я чувствовала себя буквально борцом с Системой, хотя до этого была совершенно далека от этого...

-- Да, потому что тогда считалось, что рок-музыка -- это плохо. Милиционеры -- люди простые, их так инструктировали. И они были наготове. Хиппи на Западе -- довольно пассивная часть общества, а у нас в 70-60-е они были на гребне антисоветского движения. Почему? Потому что ловили и стригли, били.

Хиппи сегодня разрешены, а активный болельщик получает дубиной по спине. При входе на стадион -- давка, строжайший фейс-контроль, обыски. Могут не пускать в туалет. Ну как тут против ментов не сплотиться? И из-за 5% настоящих агрессоров (это постоянная величина для всех массовых сборищ) страдает вся фанатствующая публика.

Вообще, если регулярно сообщать, исходя лишь из предположений, что кто-то делает нечто ужасное, чего на самом деле он и не делал, то жертва такого осуждения, вполне вероятно, начнет играть в предложенную ему игру -- в того, о ком пишут и говорят. Такие «игроки» будут стараться соответствовать образу, который был им приписан. А современным журналистам, я заметил, часто свойственно прямо-таки страстное описание «фашиствующих молодчиков» и «разъяренных фанатов»... Они сочиняют, даже не думая, что становятся тем самым провокаторами.