Еще один диалог

Константин Бясов
- Хм, странное же у тебя отношение к жизни, - сказал я своему собеседнику, о чем вскоре очень сильно пожалел.
- Как ты говоришь? Отношение к жизни? Вот это да!
- Что ты удивляешься? – поинтересовался я. – Разве я сказал что-то нелепое?
- Да.
- Что же?
- Тебе объяснить?
- Да, поподробнее.
- Хорошо, слушай. Но сначала ответь мне на один вопрос. Ты актер?
- Вообще-то нет.
- То есть ты не играешь роль ни в одном спектакле?
- Нет.
- А может быть ты игрок какого-то иного плана? Паяц, клоун, певец?
- Нет. Подожди-ка, ведь я говорил о жизни, а ты перевел разговор в другую сторону. Зачем? Или ты хочешь убедить меня в том, что жизнь – игра? Хочу тебе сказать, мой друг, что я понял это еще будучи юным.
- У меня в мыслях нет убеждать тебя в подобном. Значит, жизнь – игра?
- Да, можно сказать и так.
- А разве человек не создал игру наподобие жизни?
- Создал.
- Тогда, получается что игра – это некое подобие жизни, а не наоборот.
- Верно.
- Верно? Минуту назад ты был убежден в обратном, если мне не изменяет память.
- Ну да.
- Значит, ты можешь с таким же успехом спустя некоторое время вновь изменить себе.
- Очень может быть.
- А чтобы этого не происходило, необходимо получить достоверное знание, так ли?
- Точно.
- Тогда отвечай. Ты считаешь себя Богом?
- Нет, ведь я всего лишь человек.
- Человек сам себя создал? Или, пожалуй, лучше спрошу вот как: человек сам себе даровал жизнь?
- Нет, конечно же.
- Но воспроизводить подобное человек все же способен?
- Как это?
- Насколько я знаю, как и откуда взялся человек, никому не известно, но все прекрасно понимают, каким образом происходит продолжение рода. По такому же принципу человек воспроизводит все, что относится к среде его существования: строит дома, устраивает игры, заводит семью и т. п., т. е. создает все по некоему образцу. Согласен?
- Бесспорно.
- Знаешь ли ты теперь о том, что игра создана человеком по подобию жизни? Достоверно ли это знание сейчас?
- Тебе лучше знать.
- Чую, ты опять сомневаешься. Хорошо, спрошу вот еще как. Ты мне говорил, что не являешься актером, или каким другим игроком, но ответь – актер у тебя ассоциируется со спектаклем, верно?
- Да.
- А спектакль – это подобие жизни, как было выяснено чуть ранее, а исходя из этого мы можем смело утверждать, что актер – подобие человека, верно?
- Точно говоришь.
- Тогда скажи-ка мне, ты себя считаешь подобием, пародией на человека или человеком?
- Человеком, конечно же, ведь как-то не хочется быть подобием.
- Есть ли у тебя теперь знание о том, что игровое отношение к жизни есть нелепость?
- Знаю.
- Вот и хорошо, а теперь я продолжу.
- Зачем же, ведь ты меня убедил.
- Теперь перенесем предмет нашей речи на само так называемое "отношение к жизни".
- Зачем же?
- Я попытаюсь тебя убедить в том, что и это является настоящей нелепостью.
- Внимательно слушаю.
- Мы выяснили, что ты не являешься актером, не играешь ни в каком спектакле, и ты не есть подобие человека, потому как ты – не пародия, в человек.
- Да, продолжай, только без иронии, пожалуйста.
- Скажи-ка мне, ведь актер имеет какое-то собственное представление, или другими словами, отношение к спектаклю, в котором играет, не так ли?
- Конечно же.
- Тогда ответь, вот это самое "отношение к спектаклю" сформировано по подобию или нет?
- По какому же подобию?
- По тому самому подобию, по которому человек создал игру и актеров.
- Не могу сказать.
- Актер ведь может заявить, что считает такой-то спектакль таким-то и таким-то, да?
- Да, но думается, что ты ушел немного в сторону от предмета разговора, ведь это то же самое, когда человек говорит "я живу так-то или так-то". Но ведь это не есть то самое отношение, которое мы обсуждаем.
- Верно подметил. Если пожелаешь, мы разделим его на две части – отношение к спектаклю как к чему-то неотъемлемому и отношение к спектаклю как к чему-то стороннему. Давай для удобства первое назовем мнением, а второе – взглядом со стороны. Согласен?
- Да.
- Согласен ли ты просто с названиями, или считаешь, что они в полной мере соответствуют описываемому?
- В полной мере.
- То есть, теоретически, актер может сформировать этот взгляд со стороны, хотя в действительности это мало у кого получается, если получается вообще. Согласись, ведь оценивать со стороны – это дело зрителя и критика, не так ли?
- Точно.
- Что же, как происходит подобное не в спектакле, а в жизни?
- Сложно сказать.
- Тогда подойдем к этому с иной стороны. Скажи мне, актер заменим или нет?
- Ты о чем?
- Хорошо, спрошу иначе. Герой спектакля ведь заменим, или ты считаешь, что нет?
- Ну, у каждого актера ведь есть свои достоинства…
- Стой, это известно каждому, но может ли один актер заменить другого в спектакле?
- Может.
- Что же, проведем вновь нашу аналогию?
- Давай попробуем.
- О чем мы будем говорить? Не о том ли, по чьему подобию создан спектакль?
- Верно. О жизни.
- Тогда ответь, возможно ли такое, что тебя может заменить кто-то другой?
- Думается, что можно создать довольно точное подобие, но абсолютной точности достичь нельзя.
- Так может произойти и в спектакле – герой остается одним и тем же, а актеры меняются. Давай вновь вернемся к подобию. Скажи мне, кто ведает всеми этими вопросами о заменах актеров, о присвоении им ролей и всяком таком, не руководитель ли?
- Точно.
- А кто ведает такими вопросами в жизни?
- Бог.
- Хорошо. Значит, руководитель – это подобие Бога, спектакль – подобие жизни, актер – подобие обычного человека. Не ошибаемся ли мы в чем?
- Нет, продолжай.
- И два типа отношения к спектаклю также являются подобиями?
- Да.
- Но подобиями чего они являются?
- Подобиями мнения и "взгляда со стороны".
- Да, вот мы и забыли этот самый взгляд со стороны. Что же это такое? Давай выясним.
- Давай.
- Мы уяснили, насколько я понимаю, что оценивать спектакль со стороны возможно, и лучше всего это получается у тех, кто не является частью спектакля, то есть у зрителей и критиков. Неплохо эти функции способен выполнять и руководитель.
- Да, ведь он – подобие Бога.
- Что же нужно сделать человеку, чтобы взглянуть таким образом на собственную жизнь? Как думаешь, если улететь на Марс, возможно будет осуществить то, что мы сейчас обсуждаем?
- Вряд ли. Ведь на Марсе мир не заканчивается.
- Знаешь, а я думаю, что заканчивается. Вернее, я думаю, что так думают многие, но сам полагаю иначе. Вот смотри: ведь у актера заканчивается спектакль вне пределов территории театра, пока группа его играет, и в тот момент, когда наступает финал.
- Верно говоришь. Мне нравится.
- Вот и хорошо. Давай же продолжим. Будем ли мы серьезно воспринимать то, что предлагают нам "актеры"?
- Нет.
- Почему так?
- Ведь мы – люди, а не подобие людей.
- Тогда скажи, есть ли такое место, где не идет то, по чьему подобию создан спектакль, игра?
- Нет.
- Значит, тот самый взгляд со стороны – нелепость.
- Точно.
- Хорошо. Ну и хватит на этом, ведь мы выяснили все, что нам было нужно.