Эволюция в океане сновидений

Толмачева-Федоренко
Обычные воспоминания откладываются в нашей памяти по порядку, как бы по страницам, из которых собирается книга, называемая биографией. Хотя в наших воспоминаниях и царит подчас путаница, но, тем не менее, у каждой страницы все же существует свой «номер». Совсем не так происходит в мире сна, в мире ирреальном, где мы обладаем ирреальными же, пришедшими из давних снов воспоминаниями - обладаем как бы снобиографией наряду с биографией обычной.
В снобиографии бывает так, что поход над пропастью, прерванный пробуждением, продолжается через несколько лет. Например, мне с некоторой периодичностью грезится один и тот же сон, будто я иду над бездной по странному переплетению рельсов и труб, причем узлы этой конструкции и площадки, на которых можно отдохнуть, знакомы мне чуть ли не до каждой трещины, из которой пытается вырасти незамысловатое деревце. Но, проснувшись, я не могу описать этот мост - знаю лишь, что он существует ТАМ. События, происходящие в мире ирреальности, в ней «не стареют». Нам может присниться «не совсем наш» город, где детали ирреального пейзажа переплетаются с приметами реального, и мы быстро вроде бы забудем сон, но через много лет, когда сон повторится, без труда узнаем улицы чудного города, словно бродили по ним только вчера. Как в фантастическом рассказе, где к астронавтам пришли, притопали, пригромыхали, чтобы расправиться с ними, чудовища из их собственных детских снов и фантазий.
 Планета, материализующая ночные кошмары - что может быть опаснее? Погружение в пучину сновидений можно сравнить с движением в батискафе на большой глубине - порой и не знаешь, с какой тварью столкнешься. Итак, снобиография - не повесть, не роман, а скорее аквариум без дна - личный «удел» в поле общего бескрайнего океана, где лишь несколько диковин мы можем толком описать- ведь мы не так уж много помним своих снов. Принадлежащий мирам ИНЫМ, сон теряет переливы красок и очертания, едва его попытаешься передать словами НАШЕГО мира - словно медуза, вытащенная из океана или мерзкая акула, с которой так быстро разделались на палубе Утренней Яви, что вам достался в виде сувенира лишь гладкий акулий зуб - короткое воспоминание о длинном ночном кошмаре.
 Если же говорить серьёзно, то сон , вернее, тот ирреальный мир, в котором «существуют» сны, представляется мне в виде океана праэнергии, особого биополя, в котором зарождается ОЩУЩЕНИЕ -чувственное восприятие. Во сне мы ближе к истокам, к тому моменту, когда нас на Земле еще не было. Но во сне мы ближе не только к прошлому. Возможно, что именно первозданная хаотичность снов позволяет нам время от времени «перехватывать» информацию из будущего.
Например, наш глаз - каждый - левый и правый видит освою собственную картину.  но они соединяются в одну – объемную, с перспективой. Так же и полушария мозга - думают каждое чуть по своему, но это незаметно для нас соединяется в единое мышление. Во сне полушария отдыхают. Если мы не спим или возбуждаем себя каким –то препаратом водкой ли наркотиками, таблетками, то у нас получается разбалансировка связи между полушариями , и мы видим и мыслим «двояко». Но существуют такие вот картинки на которые надо смотреть именно разными глазами и тогда из глубины их как бы всплывает спрятанное в них изображение. Так и в мыслях наших может «всплыть» проявиться ранее незамечаемое нами, но спрятанное изначально в хаосе случайных казалось бы деталей. Такова вероятно природа видений наяву и природа вещих снов, но это не исключает их мистицизма, а лишь задает вопрос: – ведь Кто-то же заложил эту прекрасную виртуальную картину которую мы можем увидеть умозрительно, в нашу память, ведь кто-то же сделал так что мысленные усилия наши венчаются вдруг таким упоительным прекрасным результатом.
Можно сказать, что, когда мы бодрствуем, наш «биоприемник» настроен на определенный, грубо говоря, пространственно-временной континуум. А во сне( и в состояниях близких к сновидческим) наш «биоприемник» ловит обрывки образов из другого континуума - из Страны Снов, координаты которой - где-то между Раем и Адом, география - наше подсознание. а политика - тирания Хаоса.
 С древности люди верили в то, что во сне к ним могут являться умершие -давать советы, упрекать, иногда звать к себе, и что душа может заранее попутешествовать по небу Рая или ужаснуться кругу Ада. который ей уготован. Верили, что каждое животное, растение, предмет ситуация, увиденные во сне, имеют свое толкование в яви. Составлялись многочисленные словари Страны Снов. но ни один из таких «словарей» сонников нельзя назвать удачным. Все сонники быстро устаревали, да и во многом противоречили друг другу. Психоаналитики, исповедуя индивидуальный подход к каждому сновидцу, на многочисленных примерах расшифровали общие места» то есть занялись составлением уже не словарей, а целых разговорников. С появлением таких разговорников Фрейда и его последователей, ориентироваться в стране снов стало значительно легче. Были расшифрованы названия некоторых островов и материков, на которых расположена страна - например, название самого обширного и древнего, покрытого джунглями Страсти и скалами Ревности материка - Сексуальное Влечение.
 И все же многое в природе сна остается загадкой. Мы желаем друг другу приятных сновидений так же привычно, как желаем здоровья. В юности верим поговорке«на новом месте приснись жених невесте» и в то, что определенный предмет, положенный под подушку - учебник, зеркало, кольцо, может «навеять» определенный сон.
 Вспоминаю эпизод из своего далекого детства: Светлый день. Выходной. Мама решила прилечь на часок, а я рисую цветными карандашами принцесс - в бусах, в кудрях и коронах, с бантами на платьях, туфлях и поясе…Вот мама уснула, и я вижу. что во сне у нее усталое, грустное лицо. Я вспоминаю сказку Андерсена, где по дворцовым коридорам ночью летели сны к обитателям замка - летели шестерки лошадей, и катилась на ними кареты, и шли в атаку или в поход полки под развевающимися знаменами, а вслед за светлыми снами летели черные тени плохих, страшных снов…Мне становится тревожно и хочется защитить маму от неведомых, может быть грустных картин…И тогда я немедленно придумываю что-то вроде игры, к которой, впрочем, как все дети, отношусь с величайшей серьезностью- так же как я строю башни в песочнице, украшая их разноцветными стеклышками, начинаю возводить для мамы прекрасный сон. Я рисую для мамы дворец в воздухе. Кружусь по комнате. напевая, взмахивая руками, изображая то жар-птицу, то принца, то добрую фею. Беру по очереди самые великолепные на мой взгляд предметы в доме - шкатулку с мамиными безделушками и часами-колечком, вазочку из синего стекла, цветущую лилию в горшке и даже камни из папиной геологической коллекции - беру и проношу все это над мамой, описывая разнообразные кривые вокруг дивана… Представляю, как забавно я выглядела. Представляю, как «помогала» маме отдыхать, особенно когда трясла бусами из шкатулки над её ухом. Когда она проснулась, я стала расспрашивать, что же ей снилось, и была разочарована, когда мама ответила что не помнит…
А став взрослой, я прочла роман Роберта Сильверберга «Замок лорда Валентина» где управление самыми необычными расами, населяющими огромную планету Маджипур, ведется главным образом через послания-сны. Сильверберг подробно описывает политическое устройство Маджипура, позволяющее планете обходиться без войн и делающее невозможным сокрытие преступления. Писатель рассказывает о машинах, усиляющих эффект добрых посланий Леди, и о специальной аппаратуре Короля Снов, посылающий прямые и грозные сны, которые бичуют виновных и предупреждают неуверенных. На самом деле внушение снов без посредства прямого гипноза с помощью ментальной энергии пока всего лишь сказочная фантастика. Забавно, что даже в мире Сильверберга, где толковательницы снов могут попутешествовать вместе с клиентом по его видениям, выпив вместе с ним волшебный напиток, толкование все же остается непростым делом.
 Чего уж тут говорить о наших земных гадалках! Но в будущем конечно появится сновед, который составит классификацию сновидений,
таблицу образов, сюжетов и соответствующих к ним толкований - таблицу, которая сможет устроить всех неврологов. психоаналитиков, астрологов и проч., как устроила ученых разных школ простая и гениальная таблица Менделеева. Думается. эта таблица сможет разрешить главное противоречие, с которым мы сталкиваемся сейчас при расшифровке сна, когда два равноправных утверждения противоположны друг другу.
 Первое утверждение, - это то, что сон уходит корнями в самую глубину нашего «я», нашего подсознания, поэтому он очень индивидуален -более индивидуален, чем наша речь, лицо, жесты. Это утверждение -как бы одна «поверхность» сна. Второе утверждение - это то, что сон -уход в Запределье, где наше «я» сливается с бесконечностью, является былинкой в луче света или кричащей точкой в провале тьмы. Говоря языком науки, во сне происходит единение со Всеобщим Информационным Полем - и это вторая поверхность сна, противоположная первой, как противоположны друг другу две стороны полоски бумаги. Но перекрутив и склеив полоску, мы получим поверхность Мебиуса. Выйдя из одной точки листа Мебиуса мы вернемся в точку на другой стороне полоски бумаги, но на той же стороне поверхности. Толкование сна подобно односторонней поверхности, потому что логически продолжая рассуждения от точки «Да» мы должны будем когда-нибудь придти в точку «Нет», ибо сон - это та единственная область, где да и нет могут означать одно и то же. А если бы это было не так, если бы сон давал прямые указания и рекомендации яви, то нам ни к чему была бы Свобода Воли - величайший дар Бога людям.
 Хотя вряд ли мы достойны столь великого дара...Имея Свободу Воли мы умудрились поставить свою Землю на край пропасти -поставить наяву, а не во сне. Наша Свобода Воли выразилась прежде всего в свободе покончить с собой, и свидетельство тому - экологическая катастрофа, угрожающая нашей планете -планете, что в сравнении с другими планетами Системы подобна райскому саду и похожа на туманную голубую жемчужину среди немыслимо огромного, ледяного и обжигающего Космоса…
В одной из своих проекций на плоскость лист Мебиуса напоминает знак бесконечности, и мы можем представить, что два «кружка» -это два входа. В Одиссее говорится о двух дверях -из рога и из слоновой кости, через которые к нам приходят сны. Сквозь двери из слоновой кости к людям входят обманные сны, а сквозь роговые - сны пророческие. Некоторые из  снов я бы определила как негативы. В них мы принимаем информацию из будущего, но принимаем наоборот, негативом. Так, например, говорят, что увидеть во сне друга умершим, означает, что друг будет жить и долго, и ничего плохого с ним не случится. Бывают и жуткие сны-негативы. Помню, в юности мне приснилось, что у меня свадьба: я в фате, белом платье, мне отчетливо запомнился наиярчайший белый цвет, но впечатление от самого сна было черным как от кошмара. Вскоре я заболела и быть может лишь попечением незримого ангела-хранителя, который есть у каждого из нас, вернулась к жизни. Много позже я узнала, что увидеть себя во сне невестой -не к добру.
Возможно определение того, негатив сон или позитив -это наиболее трудная задача при расшифровке сна, здесь зависимость не только от дня недели, фазы луны или религиозного праздника, но и от личного гороскопа, а может быть от какой-либо еще неведомой нам причины. Но если расшифровка сна как отражения наших тайных влечений и «любимых» комплексов, помогает вылечить нервные заболевания, то чрезмерное увлечение мистической стороной сновидений, опасно для психики. Чем более суеверен и впечатлителен человек, тем меньше значения он должен придавать загромождающим психику конструкциям из страхов, которые мозг как компьютер пытается выбросить в мусорную корзину, чтобы освободить «буфер обмена», логические цепочки мышления.
К толкованию снов всегда нужно относиться с долей юмора. Поэтому позволю себе привести забавный пример сна-негатива, который известен наверно всем: Увидеть во сне кучу навоза -к неожиданным деньгам. Здесь, конечно, тоже есть свои нюансы -«чья куча?» А главное, успеешь ли в нее вляпаться или скромно отойдешь в сторонку. Итак, навоз оборачивается деньгами, поражение -победой, пропасть -высотой. В толковании сна самое трудное определить момент, когда «да» переходит в «нет». Но все же огромное множество снов, которое мы просматриваем, - совершенно забытые «киноленты».
Сотни тысяч кинолент. Треть жизни мы проводим во сне, причем двенадцатую часть - в парадоксальном, то есть во сне со сновидениями, который в отличие от ортодоксального более глубок. хотя и более поверхностен. Из этой двенадцатой части столь бурно проведенной жизни(ведь во сне мы никогда не ленимся, мы все время что-то делаем и имеем «приключений» часто больше, чем наяву) -из этой значительной доли нашего бытия мы помним лишь жалкие обрывки. Даже те, кто имеют привычку записывать свои сны, не всегда могут припомнить утром, что конкретно им снилось, хотя парадоксальный сон длится почти два часа.
В данной статье для краткости я буду называть сновидения, которые мы не помним, снокуолями.
 Это слово образовано от «вакуоль»-пустой, полость. Вакуоли служат для регулирования осмотического давления и выведения из организма продуктов распада. А снокуоли, то есть сны-полости  регулируют деятельность нашей нервной системы, «выводят» стрессы, страхи. Мы знаем, что самый крепкий сон, дающий заряд бодрости на весь день, -это когда не помнишь сновидений, а просто встаешь в хорошем настроении. И, напротив, слишком яркие сновидения, особенно кошмары, могут просто измучить человека, и он встает усталым и подавленным.
Но играют ли снокуоли еще какую-нибудь роль в нашей жизни? В этих снах мы падаем и поднимаемся, отражаем чьи-то нападения и бежим, попадаем в неприятные ситуации или испытываем наслаждение и радость, смеемся, пугаемся, угрожаем, разрушаем и строим, но мы ведь не помним ничего из того, что с нами было в снокуолях, так к чему вести о них речь? Может быть их роль ограничивается тем, что они восстанавливают наше душевное равновесие, позволяя утром как бы начать жизнь заново? Но мне думается, что роль снокуолей гораздо шире. Вспомним, что каждый поступок, даже забытый, формирует личность. Струсив, мы чуть теряем уважение к себе, а, поступив благородно, приосаниваемся. Мы постоянно меняем самооценку, и из снокуолей наше «Я» очевидно выходит немного изменившимся.
Возможно, что человек, совершивший низкий поступок, вынужден вновь и вновь повторять его в сновидениях, так что низость как бы умножается в бесчисленных зеркалах, и эти бегущие под уклон отражения являются зловещими ступеньками, ведущими душу к кругам ада. Но если человек, совершивший подлость, искренне раскаивается наяву, то во сне ему может даться прощение - он опять как бы попадает в такую же ситуацию, но ведет себя иначе, и невидимые ступени поднимают его душу к свету…У Борхеса есть рассказ о дезертире, который бросил своих товарищей на поле боя, а потом так глубоко переживал свою робость, что Господь сжалился над ним, и Время для дезертира повернулось вспять. Уже став глубоким стариком и придя к своему концу, он, умирая, вернулся в прошлое. Самое удивительное, что те, кто помнил его бегство, стали вспоминать о нем как о герое. Они утверждали, что ясно помнят, как Дамьян -так звали дезертира, первым полетел навстречу врагу и погиб -пуля пронзила сердце. Итак, история для Дамьяна переписалась заново, и в этой новой Истории он погиб героем.
 «Он получил то, чего так страстно желал и к чему так долго стремился. В агонии он снова бросился в бой, и вел себя как мужчина, и мчался впереди в последней атаке. Судьба послала ему час сражения в день смерти, но послала в виде галлюцинации. Впрочем, -меланхолично заключает Борхес, -еще древние греки знали, что мы всего лишь тени из сновидений.» В другом рассказе великий аргентинец говорит об архетипе, вечном объекте, постепенно входящим в мир посредством симметричных снов, которые в разные века грезятся разным людям.
Любой сон -это что-то недосказанное.. даже четкий, сходный с яркой галлюцинацией, он все равно содержит внутри себя маленькие снокуоли. Мы как бы выносим из Страны Сновидений кроссворд, в котором часть клеток не заполнена или заполнена на незнакомом языке. Заполняем пустующие клеточки воображением, логическими домыслами. Но и «решенную» часть кроссворда мним лишь, что понимаем. Представьте: Человек эпохи палеолита, в шкуре, с каменным топором в руках оказался в зеркальном лабиринте. Он затравленно озирается вокруг, не понимая: кто на него смотрит? Лишь взмахнет топором -будет «окружен врагами». Побежит - за ним «погонятся» толпы. Так и наше «Я», оказавшись в зеркальном лабиринте сна, может запросто не узнать себя. И чем ближе мы к «пещерам» в глубине своего сознания, тем более угрожающие и нелепые сны к нам приходят.
Но порой щупальце грезы протягивается к реальности. Ряд кривых зеркал вдруг выхватывает из яви незнакомца -выхватывает вроде бы бессистемно, случайно. Приведу пример такого «кривого отражения», рассказав происшествие, случившееся с моей подругой: Она встретилась в метро с «фантомом» из виденного накануне «снофильма».
«Сперва я почувствовала на себе чей-то взгляд, -рассказывала она, -ничего удивительного, вагон переполнен, все друг на друга смотрят. Но то был липкий, пристальный взгляд. Я обернулась и увидела типа, ужасно похожего на «того», из сна. Сальная, пьяная рожа - из тех, кто уверен, что женщинам нравится наглое обращение с их стороны. Он смотрел на меня с точно таким же выражением, как во сне. Это было ужасно…Ужасно глупо, но я испугалась -испугалась на какую-то секунду. Я подумала: Если он случайно похож, то не мог он случайно видеть такой же сон, как и я -видеть меня ТАМ, в той ситуации? Конечно, я сразу же убедила себя, что так думать -просто смешно, а бояться -тем более, и отвернулась…»
Далее произошло следующее. Для пьяного мгновенное замешательство моей подруги и её явное желание скрыться не прошло незамеченным. Оно раззадорило наглеца. Девушка показалась ему беззащитной, а значит, более доступной…чем он мог надеяться. Как бы пробираясь к выходу из вагона, пьяный протиснулся сквозь толпу поближе к моей подруге и положил тяжелую руку на ее талию. Тут он получил отпор, и ему пришлось «увясть». Пассажиры -мужчины, бывшие рядом, заметили инцидент и оттеснили пьяного от девушки, так что он больше не пытался преследовать её. На остановке моя подруга вышла из вагона и постаралась затеряться в людском море. Она не успокоилась, пока не убедилась, что бесцеремонный ухажер точно исчез. -Случайный эпизод, случайная, не имевшая последствий встреча. Но неужели где-то в другом мире- при другом повороте Судьбы, могла случиться ситуация, подобная виденной во сне? Ведь во сне ей привиделось, что она проститутка, и её услуги купил «этот самый наглый тип»: он упрекал её затраченной суммой, требовал, чтобы она раздевалась, а она, пытаясь освободиться, проснулась…чтобы встретить «его» наяву…
А сны, которых мы не помним? Сколько лиц мелькает в них, со сколькими людьми мы вступаем в бестелесный контакт, и всё это помнит наше подсознание. Быть может, наше отношение к людям, с которыми нас знакомят, или к друзьям зависит от наших сновидений гораздо больше, чем мы думаем. Обидел нас друг во сне, и мы, пробуждаясь, забыли это, но в подсознании затаили недоверие. И все эти приворотные-отворотные зелья быть может действуют сперва на уровне сновидений -грез - сперва любовь или ненависть приходит во снах, в грезах, когда человек наиболее открыт воздействию, а затем уже наяву. Но механизм действия приворотного зелья интересует меня меньше, чем скорость течения времени во сне и проблема одинаковых снов, приходящих разным людям. В вышеприведённом примере моя подруга очень испугалась возможности того, что эротический «неприличный» сон её мог привидеться другому «участнику». Всем нам когда-нибудь снились эротические «фильмы», и действительно нам бы редко хотелось, чтобы наши друзья узнали о своём «участии» в наших снах. Если бы мы видели одинаковые сны с кем-то, то граница между явью и сном постепенно исчезла бы для нас. Тем не менее история знает немало примеров того, как одинаковые сновидения приходили и к родственникам и к вовсе незнакомым людям. Я расскажу историю, которая случилась в общежитии, но сперва сделаю небольшое отступление о ВРЕМЕНИ действия.
Тот невидимый комп, который питается энергией расширения вселенной и время от времени зависает в вечности, и к которому  мы прилетаем во сне за информацией из будущего, выдает нам информацию то на день вперед, то и на год - ему-то без разницы, а вот нам знать время действия иногда важнее, чем знать место. Попробую привести пример из своей жизни, хотя добросовестно и детально пересказывать свою автобиографию, хотя бы даже отрывки из неё. не прячась при этом за иронию или за свои фантастические видения, мне крайне и крайне трудно.*
Когда поэтическая фантастика увлекла меня гораздо больше, чем математика, и я решила, оставив Университет, переехать из Владивостока в Ленинград(который считала литературной столицей), мне приснилась моя сестра, умоляющая меня не ехать. Её предостережение было совершенно однозначным, она просто заклинала меня с огромной тревогой в голосе, чтобы я не двигалась в путешествие. В юности я бывала то робкой, то… не то чтобы храброй, но безрассудной. Как все молодые люди, я за себя не очень-то боялась, но зато стала переживать за сестру, чтобы с ней не случилось неприятности. Я уехала в Ленинград -не могла уже остановиться. Я очень тянулась к поэзии, мне хотелось постичь тайну Города как живого существа. (Помню как впервые увидела Исаакиевский собор: шла по улице и вдруг, подняв голову, увидела, что на меня надвигается огромная темная баркентина с зеленоватыми парусами ангельских крыльев- словно все демоны ада гнались за ней - за ней, везущей солнце золотого купола. И уже чудилось мне, что статуя святого с поднятой рукой отдает приказ стрелять по пиратам-демонам. что ангелы приникли к невидимым пушкам…Я была тогда крайне впечатлительной.) Я устроилась работать на компрессорную станцию, где всё гудит и вибрирует, а смена машиниста длится двенадцать часов. Вскоре сестра, закончив школу, прилетела тоже в Ленинград и, сдав  экзамены на отлично, стала студенткой мат-меха. Я часто приезжала в гости к ней, в Петергоф. Однажды приехала после ночной смены, а, когда пошла обратно на электричку, меня сбила машина. Мужчина учил свою жену водить на проселочной дороге,  я же по своей рассеянности и из-за того, что ночь провела возле гудящих компрессоров с их манометрами и прочим, чего я уже не могу вспомнить, пропустила тот момент, когда легковушка круто вынырнула из-за поворота. Свидетельница происшествия была уверена, что меня убили, а я не помню как отлетела и упала, но, когда очнулась, стала уверять подбежавших людей, что сама во всем виновата - такой уж у меня был характер. Очки мои не сломались, а тогда достать новую оправу для очков и купить их для меня стоило больших денег. Мне пришлось-таки поваляться в больнице с загипсованной ногой и сотрясением мозга, выдержать пункцию, рентгены…и прочее…( Это была третья больница, в которую я попадала в жизни, но из первых двух - из Магаданской и Хабаровской родители меня вызволили, против воли врачей, а здесь я конечно ничего не сообщала маме, чтобы не волновать её) После той больницы главным для меня был вопрос питания -мне тогда вообще часто не хватало денег на еду, должно быть потому, что, едва получив свою маленькую зарплату, я тратила ее на пирожные, дешевую одежду, билеты в кино.  Людей виновных в аварии, я в милиции выгородила (оказалось, что они все-таки были виновны и мне пришлось доказывать обратное, то есть -солгать ради их спасения и по их просьбе), хотя они так и не помогли мне оплатить пятьдесят процентов больничного как сами сначала пообещали. Но я не имела права их наказывать, Бог им судья. Я-то сама осталась жива только благодаря просьбе к Богу о заступничестве. К Богу, в которого я тогда не очень-то верила, потому что священных, религиозных книг мне никогда не попадалось, зато критики религии, порой гениальной, как у Марка Твена, впитала предостаточно. Верить в Бога представлялось мне малодушием, а любая религия -красивой сказочкой, которой человек хочет утешится, в то время, как он абсолютно бессилен перед жерлом Вечности. Но вот где-то за неделю до случившегося я ощутила страх, накативший неизвестно откуда, ужас, от которого не могла нигде спрятаться. Я так растерялась, что неожиданно для себя сочинила стихотворение, в последних строках которого вдруг обратилась к Богу с просьбой защитить меня. Стихотворение было по-детски наивным, юношески-романтическим, как многие мои стихи той поры, забытые в черновиках… Но последние строчки я помню: «…мне счастье Господь посылал с облаками, не скоро мне облаком будет Земля.» Я уверена, что только обращение к Господу и уверенность в его милости ко всем своим чадам, спасло мне тогда жизнь Я думала об этом в больнице, хотя в церковь пришла гораздо позже,  а тогда в моем характере еще сохранялось много детского и я считала, что Бог итак знает обо мне, а формальности не так уж интересны ему -ведь вряд ли в небесной канцелярии сидят такие же бюрократы как в земной. Потом, позже, совсем другое событие привело меня однажды к чтению Евангелия…Мне кажется, человеку лучше выбирать ту же веру, что исповедовали его предки, хотя я за единение всех церквей и религий. Уверена, что как бы не продвинулись исследователи в постижении тайны сна, им нужно не забывать, что есть Высшая сила. которая стоит Над тайной, и ставить задачей анализирование этой высшей силы - быть может, величайшая ошибка, которую возможно допустить. Но я виновата перед читателем, что воспоминания очень и очень увели меня в сторону от исследования снов . Я вела речь о сне, который видела во Владивостоке, и где сестра умоляла меня НЕ ЕХАТЬ. Если б я знала. что эта просьба относится к одному осеннему дню ЧЕРЕЗ ГОД… Но я только потом поняла смысл этого очень яркого предупреждения. Подобные вещи -когда пророчество может относиться к событиям отдаленного будущего- случаются во снах довольно часто, поэтому определение временных координат сновидений - столь важная задача. Интересна она еще и тем, что время безусловно меняет плотность в другом измерении.
Но вернёмся к проблеме одинаковых снов. Я приведу кусок рассказа «Зеленый старик» - рассказа, в котором нет ни слова выдумки, хотя  редактор журнала «Русский мир» напечатал  его под грифом «фантастический» -добрый Сергей Павлович считал, что таким образом защитит меня от обвинений в необычном выборе темы. Рассказ составлен из нескольких действительно моих снов и сна моей лучшей подруги, который является центром. На самом деле история с розовым поясом случилась с ней, но в наших биографиях так много схожего, к тому же Марина всё равно что еще одна сестра моя, поэтому (и ещё для удобства изложения) я пишу от своего имени. Читателю же сообщаю (так как в данном случае пишу все-таки статью, а не рассказ), что «Зеленый Старик», который еще публиковался под рубрикой «Легенды Петербурга» в «Морской газете», посвящен Марине Бадьяновой.
Итак…Тогда я работала на заводе и одновременно училась на вечернем факультете, а жила в общежитии. Это было женское рабочее общежитие, размещалось оно в старом здании -каменном и угрюмом. Учиться и работать было трудно, атмосфера общежития казалась мне гнетущей -здесь даже сами серые стены источали уныние. Я тосковала по родному дому и городку, в котором никогда не было бесконечных дождей и тяжелых туманов. Но вот со мной произошло то, что в бесчисленных стихах и романах является главной темой: я влюбилась и перестала замечать теневую, пошлую сторону жизни. Работа сразу стала легче, учёба - интереснее, и даже в окна мрачного здания, в котором я жила, словно заглянуло солнце. А через некоторое время я увидела сон, который и сейчас хорошо помню. Мне снилось, будто иду по незнакомому городу, по улице, на мгновение напомнившей мне унылый коридор нашего общежития. Я была одета в розовый домашний халатик и стеснялась своего домашнего вида. Вдруг передо мной появился старик и стал ругательски ругаться на меня, даже трясти за плечи. Сон не был эротическим. Старикан хотел поскандалить со мной, поначальствовать. То был очень странный старикашка -весь в какой-то паутине, в зеленоватой плесени, словно невесть из какого тёмного угла выполз. На нём было что-то вроде древнего антикварного пальто - зеленовато-бурого, будто из мха. Я всё пыталась отодрать от себя его длинные лапы и убежать, и в конце концов мне это удалось. Но в скрюченных пальцах, которые все еще тянулись за мной, остался поясок от моего халата. Я бежала, бежала…и наконец проснулась. Проснувшись, я посмеялась над своим сном, и меня даже позабавило то, что поясок не нашёлся. Но пояс не обнаружился. ни вечером, ни на следующий день - это показалось мне странным. Я рассказала сон одной соседке, которая жила в общежитии дольше меня. К моему удивлению, почти в самом начале повести меня перебили и спросили, не был ли «мой» старикан зеленым или хотя бы одетым в зелёную одежду. Растерявшись, я признала, что да, точно - дед был зеленоватым - то ли мхом порос, то ли плесенью. И тогда знакомая объяснила, что я видела здешнего домового, и что страшный старик снился и некоторым другим девушкам в общежитии. «Раз он на тебя ругался, значит, выживает отсюда, и ты скоро съедешь», -серьёзно сказали мне. Вскоре я действительно, как и предсказывали, вышла замуж и переехала к мужу. Уже забирая из комнаты последние свои вещи, я всё думала, что розовый пояс найдётся где-нибудь в углу шкафа или под кроватью - ведь он был тряпочным и, ясное дело, никому не нужным, но пояс таинственно исчез, а КУДА -до сих пор для меня загадка. Нисколько не верю, что домовой - по крайней мере в виде маленького гнома пьющего молоко из кошачьего блюдца, может существовать в действительности. Хотя не удивляюсь самому возникновению легенды о домовом в нашем старом сыром общежитии. Ведь лимитчицы в большинстве своем приезжают из деревень. Одной приснился, другая наслушалась -и тоже во сне увидела похожее. Может и домовой-то у них необычный получился, зеленый, потому что городской -в городе, построенном на болоте, обитающий. Обычная общежитская мифология. Однако я ничего не знала и не слышала о здешней легенде. пока в мой сон не явился такой же старик, как к другим. Можно предположить, что «домовой» живет в так называемом параллельном мире. Но какой природы? Или во сне наше сознание создает некие структуры, которые, вследствие хаотичности и неиндивидуальности, как одной из поверхностей сна, легко соединяются друг с другом? Скорее всего подсоединение идет через снокуоли, поскольку они как бы менее всего принадлежат нам -это сны, коих мы не помним, -значит, не учитываем -ведь мы не учитываем воздух в квартире, не замечаем, как «меняемся» им с соседями.
Сны, грезы -это род творчества. Все мы, не замечая того, режиссеры и актеры невидимых кинолент, имеющих биоэнергетическое воплощение. «Киноленты» самым причудливым образом переплетаются и образуют сноПОЛЕ. Мы сравнивали сон с медузой, страной, зеркальным лабиринтом, листом Мёбиуса, фильмом…Вряд ли хоть одно из сравнений можно считать абсолютным. «Придать форму бессвязному, мутящему разум веществу, из которого созданы наши сны, -сказал Хорхе Луис Борхес, -самая трудная из всех задач, выпадающих на долю человека, даже если он постиг все тайны неба и земли, это труднее, чем вить веревку из песка или чеканить бесплотный ветер.» В  «в кругу развалин» маг-сновидец вызывает из  видения живое существо -тоже мага, своего ученика. Это мистика. Но преобразование материи в другие формы -не мистика.
 Поле -одна из форм материи, и в нём может происходить эволюция. Возможно, комплекс сновидений образует биоэнергетическую сноклетку, которая эволюционирует в более сложную. Сон пронизан пустотами -снокуолями, сравнимыми с вакуолями клеток. Можно предположить, что протоплазма сноклетки - связь с Внешним Информационным Полем, ядро -Область Влечений, митохондрии -защитные механизмы сознательного «Я», комплекс Гольджи -Сверх Я, а  ДНК -это то, что Колдридж считал главным в снах -ОЩУЩЕНИЕ. Когда сноклетки соединяются между собой, то страх «идет» к страху, робость - к робости, радость -к радости. Так на основе разных сновидений возникают коллективные «кошмары» и даже призраки, способные к некоему подобию самостоятельного существования. Тогда «появление» в общежитии домового и проникновение его в сновидения девушек, можно объяснить; а вероятность исчезновения «через грань» между явью и сном материального предмета -пояска имеет свою числовую характеристику. … Итак,  из  Океана  Сновидений,  из сноПОЛЯ  в  результате  эволюции может выползти на сушу, то есть в обычный материальный мир, существо или существа…Сон разума рождает чудовищ? Означает ли это, что мы в ответе за свои сны? Неужели та девушка, увидевшая «неприличный» сон, недаром почувствовала себя униженной?…Но такой подход являлся бы упрощенным, а, значит, ложным. Ведь не можем же мы быть в ответе за то, что в кривых зеркалах наши фигуры толсты или тонки, что наши лица ТАМ смешны и безобразны? Не можем же мы в угоду кривым зеркалам меняться сами, в угоду уродливому становиться уродами! Вспомним изогнутый лист Мёбиуса, с которым мы сравнивали сны. Очевидно, что если «лист сна» имеет поверхность в другом измерении, в другом пространстве, то на границе между сном и явью линии нашего пространства будут искривлены -возможно отсюда, из этих искривленных областей берут начало сны-негативы, сны-нелепицы.
 Но за воронками искривлений, за магическим туманным стеклом мы видим иногда то, что не можем объявить порождением НАШЕГО подсознания. Я расскажу сон, в котором главное - РАЗНОСТЬ между мной и теми, кого я видела, словно они были из далекой дали прошлого или будущего, в которую я забрела по ошибке. Впрочем. «декорации» сна были самые обычные -какая-то ржавая крыша, трубы…Я стою на крыше или на балкончике, выходящем прямо на крышу -точно не помню, а неподалеку, на склоне-скате греются на солнышке два существа.
 Сначала оба они относятся к неживой природе. Одно -деревянный ящер, из цельного куска, возможно из корня. Другое -каменное чудище, тоже напоминающее динозавра. Оно похоже на статую, брошенную  и забытую здесь. Первым оживает деревянный ящер. Его пробуждают лучи солнца -они дарят дереву жизнь. Ящер начинает мотать хвостом. Ему хочется играть и хочется иметь друга. Второму ящеру ожить труднее. Но к нему движется, подгоняемый ветром, комок промасленной бумаги. Что играет здесь главную роль  -молекулы жира, пропитавшие обрывок, конфигурация плоскостей в комке? -но по непостижимой случайности, с которой только и начинается эволюция, ящер съедает скомканный лист и оживает.
 Сперва оживают глаза. Ранее едва намеченные, они теперь поблескивают и вбирают свет. Медленно, собирая кожу на шее в складки, чудище поворачивает голову, чтобы осмотреть мир. По его каменным прожилкам струится светлая как песок или серая плазма - струится с такой же неизбежностью, как падает сыпучее вещество в перевернутых песочных часах, и остановить эти часы не в моей власти. Для существа видеть -означает -мыслить, как для нас во сне чувствовать -означает -видеть.
Я понимаю, что сейчас оба ящера увидят меня, но мы так различны, мы настолько РАЗНОЙ крови, что я даже не знаю, в каком облике они меня узрят. И тогда я бегу, и спускаюсь по невесть откуда взявшимся ступенькам, теряющимся во мхах, и бреду, бреду среди «бесхитростной флоры сновидений» все дальше и дальше к потерянной во сне своей Земле.
В мире сновидений, так же как и в нашем, происходит борьба сил Света и Тьмы, но мы очень мало можем судить об этой борьбе, потому что образы, которые выносим из снов, чаще всего искажены. Расшифровка сновидений продолжается. Настоящие открытия в этой области еще впереди. Возможно, мы узнаем о связи структуры наших снов с ячеистой структурой Метагалактики -возможно, возможно…
И еще один свой сон «космического» порядка, раз уж пошла речь о Метагалактике, мне хотелось бы поведать. Видимо, он навеян увлечением научной фантастикой, скорее всего, чтением Станислава ЛЕМА. Мне снилось, будто я оказалась в большой комнате-детской, где сидит ребенок-малыш, гораздо больше меня, и меня не замечающий, и играет шариками. Внезапно я замечаю, что шарики -это планеты, множество планет. Иногда ребенок бросает их, как это делают дети, когда играют. Я начинаю беспокоиться -где же среди шариков наша Земля? Может быть, ее откатить подальше, уберечь, ведь ребенок так мал, он не понимает, что может повредить ее. Тут в углу детской, среди шаров, я вижу инопланетян, внешности которых не помню. Они говорят мне, что они давно знают о том, как устроена Вселенная; что они проникли в детскую и охраняют свою планету, откатывая ее подальше от взгляда маленького божества. «А вам не дано знать координаты детской, вы не заслужили -говорят они мне. -И, когда ты улетишь к себе, ты забудешь их…» ..
Я просыпаюсь и понимаю, что координат действительно не помню…Да разве я вообще понимаю в астрономии и космических координатах?…Но слушая сообщения о стихийных бедствиях, которые порой сотрясают нашу Землю, я думаю о том, что человечеству пора выходить из пеленок и ползунков, оно может и должно найти контакт с тем Разумом, который безусловно существует как общее поле вокруг Земли, и с помощью новой науки, сумевшей обобщить духовный опыт человечества и его знания о строении своей планеты, о ее магнитных и био-полях, сделать планету более безопасной для ее обитателей, устранить опасность землетрясений, ураганов…Не с инопланетянами, не с «зелеными человечками» уфологам надо бы искать контакт, а с тем огромным космическим существом, которое вращается, греясь, вкруг солнца, и которое приютило нас…и, возможно, проникает в наше подсознание, -мы можем выйти на контакт с ним, но опираясь при этом на силу собственной души, чтобы подсознание не подчинило ее.

     Впервые опубликовано в журнале «Терминатор»  N 7-8/1996
     Произведение нашло отклик у кандидата наук, уфолога К.И. Иваненко -одного из авторов «Терминатора», который ссылается на «Зеленого Старика» в своей статье «На пороге эры сновидческих технологий»
     *Здесь и далее встречаются абзацы, которые не вошли в журнальный вариант статьи.