Путеводитель по

Proza
День добрый всем, кому не спится.

При составлении данного путеводителя я исходила из того, что правила пользования сайтом и текст его официального путеводителя тебе (уважаемый, блиннн, читатель :-))) известны (если нет, то рекомендую сначала ознакомиться с ними – выйди на главную страницу и следуй по ссылкам). Таким образом, моей задачей является объяснить тебе не то, что из себя ДОЛЖЕН представлять сайт по замыслу (это есть как раз там, куда я тебя только что послала), а то, что он в действительности из себя представляет. Текст этот довольно велик (вот и хотела я поместить его в «миниатюры», а совесть не позволила), так что все, кому лень его читать, могут просто зайти к Поночевному <http://www.proza.ru:8004/2002/01/09-17>, у него то же самое написано, но гораздо короче.
Данный путеводитель предназначен исключительно для новичков на нашем сайте, и, конечно же, не может претендовать на учение аксакалов. Им все эти детские писульки ни к чему.


1. Сайт и его обитатели.

Сайт "Проза.ру" представляет из себя уменьшенную копию сети "интернет". Так же, как в сети, здесь есть электронные странички, электронная почта, свои посетители, рейтинги, тусовка, короче – свой движняк. Обитателей сайта условно можно разделить на следующие группы:

ХОЗЯЕВА – они есть везде. Это те люди, которые обладают определённой властью над официальным лицом сайта – редакторы, администраторы, спонсоры и т.д.
Самые главные хозяева на сайте - это
Игорь Сазонов (идеи)
Дмитрий Кравчук (концепция)
и АНО "Поддержка культурного наследия" (эгида).
Ссылки на них - в правом верхней углу окна.
Хозяева чуть поменьше - это редакторы; главные редактор - Борис Гайдук - постарше, остальные - поменьше, но все они обладают определёнными полномочиями в плане всяких там оценок и обзоров произведений, а Борис Гайдук и В.Шимберев – даже отключения хулиганов <http://www.proza.ru:8004/about>.
Они составляют не больше одного процента от посетителей сайта (здесь и далее оценки умозрительные, и могут сильно расходиться с действительностью).

ТУСА – небольшая, но сплочённая группа постоянных жителей сайта. Чтобы войти в неё, надо для начала зарегистрироваться, как автор, основательно подвиснуть на сайте хотя бы на пару недель, опубликовать пару припопсованых вещей и написать хотя бы сотню рецензий. Туса многообразна. В её структуре можно выделить несколько подгрупп:

ОФИЦИАЛЬНАЯ ТУСА – центральная, самая многочисленная группа, возглавляемая лично Борисом Гайдуком (главным редактором сайта). В неё входят некоторые редакторы <http://www.proza.ru:8004/about> (Борис Гайдук, В.Шимберев, Валерий Бондаренко), ряд авторов из первой двадцатки-тридцатки в рейтинге (Юлия Алёхина, Андрей Геласимов, Геннадий Генераленко, Наташа Нежинская), и ещё несколько авторов. В ней приняты свои правила. Многие здесь знакомы со многими в офф-лайне, почти все друг друга хвалят и будят читательский ажиотаж к произведениям представителей своей группы. Впрочем, иногда этот ажиотаж вполне оправданный.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТУСА – примыкающая к официальной тусе группа авторов, в основном отличающаяся от официальной тремя вещами:
- Возрастом – «альтернативщики», как правило, моложе «официальщиков»;
- Жизненной философией – «альтернативщики» свободнее в поведении, выражении мыслей и эмоций, скажем, в ответ на мат они не обращаются к модератору, и не игнорируют матершинника, а бодро матерятся в ответ;
- Тематикой произведений – как правило, это «альтернативная литература» (см. дальше),
хотя, конечно же, из всех пунктов есть масса исключений. Альтернативщики, как правило, тусуются друг с другом, или с представителями «официальной тусы». Ссылки на некоторых из них стоят внизу страницы «Клуба нескучной литературы» <http://www.proza.ru:8004/author.html?club> (Вова Бурый Волк, etc) или «Клуба любителей выпить» <http://www.proza.ru:8004/author.html?clublv> (хотя в этот клуб вступают все подряд... кто ж из нормальных людей выпить не любит?)

ХУЛИГАНСТВУЮЩАЯ ТУСА – группка критиков, как правило - чьих-то клонов (см. далее), обычно с заметными псевдонимами (Снежана Голтвян <http://www.proza.ru:8004/author.html?snegok>, Зиночка Скромневич <http://www.proza.ru:8004/author.html?zinochka>, Тереза Кураж <http://www.proza.ru:8004/author.html?teresa>, Мерседес Кастро <http://www.proza.ru:8004/author.html?mercka>, Машка Квакина <http://www.proza.ru:8004/author.html?dothka>, МашенткаЧеГеварина <http://www.proza.ru:8004/author.html?gmg01> – тьфу, чёрт, одни бабы, да ещё и клоны мужиков... мода щас на сайте такая ;), давайте, для разнообразия, добавлю псевдоним Boy Быков <http://www.proza.ru:8004/author.html?lopata> - он во-первых, клон мужчины, во-вторых, пример клона, не имеющего на сайте фактического оригинала (см.дальше)), делающих себе имя за счёт разгромных рецензий на всех подряд.

ЛИТЕРАТУРОФИЛЬНАЯ ТУСА – немногочисленная группка искателей "настоящей" литературы, иногда друг с другом тусующаяся, иногда нет. Некоторые из них:
Алексаднр В. Руденко <http://www.proza.ru:8004/author.html?shurko>, ИЗАДОРА <http://www.proza.ru:8004/author.html?21644>, Макс Гореску <http://www.proza.ru:8004/author.html?gorescu>, Юля П. <http://www.proza.ru:8004/author.html?abc>.

Отследить принадлежность автора к той или иной группе "тусы", как правило, можно по тем авторам, которых он рекомендует для чтения на своей авторской странице (обычно, если начать с произвольного автора и двигаться чётко по ссылкам, в какой-то момент начинаешь ходить по кругу). Туса составляет примерно десять процентов посетителей сайта.

ЛАМЕРЫ – самая многочисленная группа, к которой наверняка относишься и ты, уважаемый читатель. Это 90 процентов посетителей сайта, которые просто лазят по нему, зачастую сами не зная, чего они хотят. В свою очередь, значительную часть ламеров составляют

ДРОЧЕРЫ – ламеры, целью которых является преимущественно порнуха. Именно они определяют основное лицо сайта, как и в целом лицо современного интернета.
Хотя, вот, говорят, в Америке в рабочее сейчас смотреть в интернете новости стало больше людей, чем по порнухе лазить. Но это, надо полагать, связано с тем, что им порно-сайты отключают. Возможно, и у нас скоро читать новости Литер.ru будет больше народу, чем эротическую прозу – интересно, чёрт возьми, будет посмотреть.

Отдельно стоит выделить такую категорию жителей сайта, как
КРИТИКИ – эти ребята не тусуются, своих вещей публикуют немного, им плевать на рейтинги и почти плевать на всеобщий движняк. Они просто читают и выражают своё мнение по поводу прочитанного (тьфу, кроме В.Шимберева <см.выше> и вспомнить некого... что-то щас таких всё меньше и меньше).

И два слова о таком явлении, как КЛОНЫ. Поскольку при регистрации автор может выбрать себе любой псевдоним (кроме нецензурного, разжигающего межнациональную рознь и визуально похожего на псевдоним уже существующего автора), то, разумеется, немногие решаются повторять ошибки родителей, и называются самыми разнообразными словесами <http://www.proza.ru:8004/2002/10/15-29> – от «Питер Свирь» <http://www.proza.ru:8004/author.html?epg> до «ВеселаяПоПкаБоль!!!иеСИСЬkи» <R.I.P.>. Опять же, никто не мешает взять и зарегистрироваться второй раз – ну, если первый псевдоним пришёлся не по вкусу, или там, не на все случаи жизни. А затем – третий и так далее. Один и тот же автор (или группа авторов), могут регистрироваться бесчисленное множество раз, главное, чтоб псевдоним ничего не разжигал, и хотя бы одно произведение на странице лежало. Все (кроме первого – хотя и то не всегда) псевдонимы одного автора называются КЛОНами. Создают клонов по одной из четырёх причин:
1.Хулиганские желания: Иногда страсть как хочется похулиганить, бранное слово кому написать, зазнайку на место поставить – но низя… отключат нахрен. Вот тогда смирный и законопослушный автор создаёт себе клона-хулигана, чтоб от его имени смело пакостить всем подряд.
2.Жадность: когда-то на заре существования сайта система баллов была ещё проста и понятна, как всё в этом мире. Баллы начислялись за всё: читателей, писателей, произведения, написанные и полученные рецензии и так далее. И некоторые особо охочие до этого дела авторы насоздавали себе клонов, дабы заработать побольше баллов. Сейчас балловая система более чем непонятна, да и давно уже не являются баллы реальным стимулом, так что редко когда сейчас создают клонов из жадности.
3.Separate brand: если автор выбирает себе «нишу» на сайте, раскручивает своё имя, как определённую марку и устанавливает определённую РЕПУТАЦИЮ, то иногда взять и выложить произведение, резко не вписывающееся в его имидж, может быть проблематично: от него этого не ждут. Для этого он может создать себе клона с соответствующими характеристиками (хоть возраст ему поменять, хоть пол) – и выкладывать совсем другие произведения под этой новой маркой.
4.Просто от скуки: ну, надоедает людям просто читать и писать... вот и развлекаются.
Впрочем, клон редко создаётся по какой-либо одной причине: чаще их сразу несколько, в различных пропорциях. Примеры клонов мы уже приводили, ну а кто чей – это уж ты, многоуважаемый читатель, догадывайся сам. В этом большая развлекуха скрыта.


2. Произведения. Как найти на сайте что-нибудь стоящее?

Чего только на сайте нет!!!

Центровую группу произведений составляет, конечно, ПОРНУХА. Жёсткой порнухи на сайте немного, зато "лёгкой эротики" – завались!!!
Если ты, уважаемый читатель, ищешь именно порнуху, то тебе в общем не обязательно дальше нас читать, потому что порнуха – это единственное, что можно найти на сайте без всяких путеводителей. Иди по любым стрелкам – не промахнёшься.
Где-то близко возле неё по художественной ценности располагаются мемуары и пьяные рассказы случайно забредших на сайт студентов и приближённых к ним групп населения (как правило, это интересно читать только непосредственным участникам и их знакомым). Вместе они составляют примерно 75 процентов содержания сайта.

Далее (по художественной ценности) идут литературные потуги "КЛАССИКОВ" – либо достаточно старых маргиналов, мечтающих о возрождении "великой русской литературы", либо достаточно молодых дарований, считающих себя её возродителями. Их стиль обычно сильно подкашивает под кого-то из великих, содержание редко выходит за рамки цикла "любовь-ум-честь-совесть-природа-литература-любовь". Как правило, у них нормальные псевдонимы (из человеческих имени и фамилии) и выложено по целой куче произведений.
Поиск классиков можно начать с любого из них – а дальше идти по ссылкам "рекомендуемых авторов" – они в большинстве своём друг с другом более-менее знакомы, друг друга хвалят и проталкивают. Среди наиболее ярких представителей – Питер Свирь <см. выше>, Полина Гёльц <http://www.proza.ru:8004/author.html?polinagoelz>, Анатолий Комиссаренко <http://www.proza.ru:8004/author.html?3591>.

Далее следует одна из самых многочисленных групп произведений сайта: произведения ЖАНРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Нууу, этого добра здесь столько, что жить не хочется. Каждый второй автор считает себя выдающимся жанровым писателем, редко понимая, что словосочетание «хорошая жанровая литература» если и несёт в себе семантическую нагрузку, то понятную лишь избранным.
Искать жанровые произведения очень просто: в разделительной полосе баннеров и текста (там, где написано: «современный сервер национальной прозы») есть рубрикатор. Ты просто выбираешь нужные тебе жанр – и тыкаешь на кнопочку «ОК». Правда, ты получишь только произведения рубрики за последние сутки – а дальше уже тыкай по дням, назад и назад, столько, сколько терпения хватит.

Где-то тут же по уровню находится и "АЛЬТЕРНАТИВА" – попытки достаточно маргинального молодняка («альтернативной тусы») создать литературу "нового поколения". Обычными признаками "альтернативы" является наличие в произведении нецензурных выражений, темы наркотиков, нестандартных сексуальных ориентаций и обилие крови.
Их искать труднее. Псевдонимы у них обычно "с подвыподвертом", часто латиницей. Иногда они ссылаются друг на друга, иногда нет. Начинай с уже упоминавшихся «клубов» – а там, глядишь, что-то стоящее отыщёшь.

Произведения двух последних категорий (а особенно немногочисленной группы на стыке) иногда поднимаются до уровня НАСТОЯЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
"Какие же признаки, - спросит сейчас скептический ламер, - отличают именно НАСТОЯЩУЮ литературу от всякой остальной?" Другими словами, КАК ОТЛИЧИТЬ ШЕДЕВР ОТ КАЛЯКИ-МАЛЯКИ?
На этот риторический вопрос, когда-то заданный кабаре-дуэтом "Академия" они же сами дали достойнейший ответ: "А НИКАК!!!"

Как искать шедевры? Над этим вопросом, уважаемый, тут бьёшься не один ты. Это главный вопрос дня на сайте с момента его появления.

Один из способов – читать произведения, номинированные на конкурс "Литер.ру" (список последних десяти есть на главной странице сайта, дальше идти по ссылкам). Большинство вещей там действительно заслуживают внимания, хотя статус этого конкурса уже примерно с полгода как непонятен.
Ещё один способ – читать обзоры редакторов сайта ("колонка редактора"); там бывают стоящие вещи, но, к сожалению, слишком много толковых произведений мимо них пролетает.
Один из самых популярных способов – кликать на ссылку «обсуждение» в правой зелёненькой колонке – ты получишь список последних рецензий, написанных авторами сайта – и дальше смотреть, что сегодня хвалят. Но это, так же, как и первые два, стрёмный способ – можно найти что-то стоящее, можно не найти.
В общем, ищи, экспериментируй, а там видно будет.


3. Рецензии и отзывы; кто кому чего говорит.

Если ты, уважаемый читатель, уже никакой не читатель, а вовсе даже писатель (начинающий, маститый, конь в яблоках – нужное подчеркнуть), то тебе уже, надо полагать, хочется не только читать всё, что ты тут видишь, а даже всё это и писать. Ну хотя бы не всё, а только рецензии.
И вот ты смотришь на всё то, что было тут до тебя понаписано, и раздумываешь: что писать? Как писать? И если тебе самому написали, то как на это реагировать?
Спокуха! Я тебе сайчас всё объясню! (а для чего ещё нужны друзья?)
Все рецензии можно условно разделить на шесть групп, которые я описываю далее в таком формате: название/расшифровка/примеры авторов, часто пишущих такие рецензии/описание/кто и кому их пишет/что принято делать, получив такую рецензию/полезен ли данный вид рецензий и для чего.

1. «Восхищённые» («положительные неконструктивные», euphoria <http://www.proza.ru:8004/author.html?Euphoria>, Роберт Итиль <http://www.proza.ru:8004/author.html?12>) – ахи, охи, вздохи, никогда ничего лучше не читал, даже и представить себе не мог.
Как правило, пишутся новоиспечёнными авторами вновьнайденым гуру (хотя есть и исключения, к которым относятся и euphoria, и Роберт Итиль). За них принято благодарить, и скромно открещиваться. Очень полезны для поднятия общего уровня самооценки обитателей сайта.

2. «Хвалебные» («положительные конструктивные», Юлия Алёхина <http://www.proza.ru:8004/author.html?aljul>, Николай Кэобури <http://www.proza.ru:8004/author.html?niko>) – рецензии по типу «понравилось, а особенно понравилось вот это, и вот то очень удачно получилось, а вот если бы ещё вот здесь мало-мало подправить, вообще будет здорово».
Как правило, пишутся рецензентами с некоторым стажем своим друзьям, знакомым, и просто понравившимся авторам. За них принято благодарить и – по возможности – прислушиваться к советам. Очень полезны для обмена мыслями, идеями, эмоциями и спиртными напитками между авторами.

3. «Обсырающие» («отрицательные неконструктивные», Сара Пац <R.I.P.>, Павел Петухов <R.I.P.>) – тупая брань; самый простой пример подобной рецензии - «у автора говно вместо мозгов», хотя, конечно, они не всегда так коротки.
Как правило, пишутся клонами (рецензент редко рискует от своего имени, так как за такие рецензии могут отключить к чёртовой матери) ненавистному автору, чаще – наехавшему на произведение рецензента. За них принято ругаться, заносить в «чёрный список» или жаловаться модератору. Такие рецензии полезны, чтобы держать авторов в тонусе, и подготовить их к нелёгким будням знаменитого писателя.

4. «Злые» («отрицательные конструктивные», Liliblack <http://www.proza.ru:8004/author.html?Liliblack>, ИЗАДОРА <см. выше>) – наезд на произведение, «перемывающий ему кости» с точки зрения литературоведения, литературоневедения и просто человеческой логики.
Как правило, пишутся рецензентами со специальным образованием (вряд ли рецензентским ;)), либо с определёнными амбициями своим обидчикам, новым авторам, и вообще всем подряд. За них принято грубить в ответ, но ошибочки исправлять. ОЧЕНЬ полезны для «обкатки» произведения и устранения его недостатков.

5. «Меточные» («нейтральные конструктивные», В.Шимберев <см. выше>, Поночевный Игорь <http://www.proza.ru:8004/author.html?ponochevny>) – грубо говоря, это метка, вроде «здесь был Вася». Как правило, такая рецензия содержит несколько общих фраз, редко – собственно мнение автора вроде «понравилось – не понравилось».
Как правило пишутся рецензентами со стажем, которым лень писать много, или которые не чувствуют рецензентского вдохновения, новым авторам, да и всем подряд. За них принято просто благодарить. Очень полезны прежде всего потому, что пишутся на всё подряд, и могут стать первыми рецензиями на нового автора, дать ему почувствовать, что это такое, и привлечь к нему внимание.

6. «Заебательские» («нейтральные неконструктивные», Вова Бурый Волк <см.выше>, Е.Тихоновская <http://www.proza.ru:8004/author.html?lemur21>) – грубо говоря, это та же метка, но выраженная весело или с приколом – «Здесь был Вася, так ему и надо». Мнения о произведении встречаются редко, и как правило, такое же: «хороший рассказ, только читать невозможно».
Пишутся рецензентами с большим стажем своим друзьям, да и всем подряд. За них принято писать ответную рецензию. Очень полезны для поддержания общей атмосферы сайта.

Как видишь, читатель, все рецензии нужны, все рецензии важны. Пиши то, что тебе по душе, реагируй так, как считаешь нужным.


4. Баллы, рейтинги и всё, с ними связанное.

Как ты уже понял, на сайте существует такая штука, как «призовые баллы». Фигурально – это деньги, хотя какая именно фигура имеется в виду, сказать сложно ;). Баллы эти начисляются по сложной и не всегда понятной системе (хотя и считается, что сейчас она более проста, чем когда-то), переводятся от одного автора к другому (по желанию переводящего) и наверняка какую-то функцию выполняют. Грубо говоря – эти баллы выражают и одновременно катализируют читательский интерес. "Выражают" – потому что вроде бы баллов по логике должно быть больше у того, кого больше читают. "Катализируют" – потому, что большая часть ламеров обычно знакомится с творчеством авторов, лидирующих по числу баллов.

Главная сложность с баллами заключается в том, что с момента их пересчёта (был такой с пол-годика тому) совершенно невозможно понять, у кого их сколько и почему. Если раньше баллы насчитывались за ВСЁ (то есть за каждое опубликованное произведение, написанную рецензию, полученную рецензию, каждого читателя и т.д.), то со временем руководство сайта решило, что сие не есть правильно, и надо за что-то баллы начислять, а за что-то снимать. Ну а что-то просто игнорировать. Причём решения эти менялись несколько раз, и несколько же раз число баллов пересчитывалось, причём переведённые от одного автора к другому баллы пересчёту, почему-то не подлежали, зато... а, в общем-то, какая разница? Сложно всё, короче говоря.

Примерно с этого же момента некоторые авторы (начиная с незабвенной Е.Тихоновской <см.выше>) стали не просто переводить другим немного баллов в качестве поощрения, а переводить попросту ВСЕ свои баллы, дабы радикальным образом влиять на рейтинг. Первые строчки рейтинга (а, как ты уже заметил, первые десять авторов по числу набранных баллов отражаются списком на главной странице сайта) с этого момента занимают, как выразился Борис Гайдук, «профессиональные верхолазы». Доверие к рейтингу с этого момента несколько пошатнулось, и с уверенностью сказать, что же выражают эти баллы, сегодня нельзя. Правда всегда существуют другие, вспомогательные рейтинги – например, по числу читателей, или количеству полученных рецензий.

Впрочем, качество произведения (или автора), его жанровая принадлежность, стиль и размер обычно никоим образом не связаны ни с баллами, ни с какими-либо другими знаками отличия. То есть одно и то же произведение (или автор) в зависимости от внешних, часто незначимых, условий, может иметь кучу баллов, оценок, рецензий и номинацию на конкурс "Литер.ру", либо не иметь ничего. Так что ориентироваться по каким бы то ни было рейтингам – занятие довольно бесполезное.


5. Процессы, происходящие на сайте.

Грубо говоря, все процессы на сайте можно разделить на две основные группы: официальные и неофициальные.

К официальным можно отнести конкурс "Литер.ру" (и всё, что с ним связано), еженедельную публикацию обзоров в "колонке редактора", всякие там ЧАТы с редакторами и т.д., а также некоторые мероприятия в офф-лайне. К последним относятся встречи обитателей сайта, публичные чтения произведений и тому подобные вещи. Обычно полный перечень ближайших официальных мероприятий анонсируется на главной странице сайта.

Но кому интересны официальные мероприятия??? Скукотища, блин!!!

Гораздо веселее мероприятия неофициальные!

Какие же на сайте бывают неофициальные мероприятия?

Как и официальные, они делятся на две группы: он-лайновые и офф-лайновые. К он-лайновый, например, можно отнести всевозможные конкурсы, проводимые различными клубами или частными лицами (вроде недавно проведённого Клубом любителей нескучной литературы <см.выше> «Нескучного Пегаса»), призами в которых, помимо гордого титула «победителя» служат пресловутые баллы или живые деньги.

Соответственно, офф-лайновые – это пьянки, пьянки, пьянки, и, для разнообразия, пьянки.
Пьют все и со всеми. Зачастую самые непримиримые враги за пивом, водкой или какими-либо иными горячительными напитками решают все свои споры и проблемы (хотя отдельным «непримиримым врагам» всё же лучше в офф-лайне не встречаться).Пьянки эти проходят преимущественно в Москве, иногда – в Питере, и в совсем уж исключительных случаях – в Киеве. Ну и, кроме того, никто не мешает любому числу авторов (троим, двоим, или даже одному) из одного города или соседних городов просто достать бутылку и заквасить. Литература, бля... романтика...

Вот такой вижу себя я, то бишь proza, на данный двадцатый десятый две-тысячи-второй момент.

20.10.2002.