Бабочка в банке

Галина Пожарская
Бабочку посадили в стеклянную банку и закрыли крышкой.
«Почему так стремительно сузился мир, такой необъятный еще несколько минут назад?» - в ужасе подумала Бабочка, натолкнувшись на невидимую стену. С первого взгляда все было, как раньше:  все еще нежно покачивал головкой колокольчик, на котором она  только что расправляла свои крылышки и продолжала катиться по его стебельку прозрачная росинка.
Бабочка заметалась в тесном пространстве стеклянной банки. Невидимая преграда больно ранила крылья. «Назад, назад!»- требовало все ее существо.« Я так долго мечтала взлететь высоко в небо, я хотела полететь к солнцу... Зачем?..»- вопрос тупой болью вонзился в сердце. Бабочка не могла бы ответить толком, зачем позволила ему прикоснуться к ее нежным крылышкам. « Но я же не думала,- оправдывалась она перед самой собой,- я даже предположить не могла...»
...Мальчик ловил Бабочку целое утро. Она, словно дразня его, то присаживалась на цветок и покачивалась на нем (вот она я , такая близкая, такая желанная, такая нежная!), то стремительно вспархивала и кружила вокруг Мальчика (  догони, схвати!), насмехалась и морочила голову. Мальчик заплакал. О, он был такой очаровательный в своей печали, такие горькие слезы лились из его безутешных глаз! Бабочка была мудрее и сильнее его, во всяком случае, так она ощущала  себя в сравнении с ребенком. Она села рядом с ним. Мальчик подставил ей ладошку, и бабочка великодушно осенила ее своим прикосновением. Мальчик  поднес к ладони стеклянную банку и, перевернув, закрыл ее крышкой.
«Интересно, как пахнет трава?..Я, кажется, забыла аромат цветов! Я ничего не помню! – в отчаянии подумала Бабочка. -  Что происходит со мной?.. А что, если такой и будет теперь моя  жизнь?» - последняя мысль обострила боль. Пытаясь избавиться от нее, Бабочка решила изменить свое отношение к ситуации, примирившись с ней и приняв ее. Это как будто помогло. Боль притупилась, но  прежняя радость существования мгновенно окуклилась до скуки, обернулась паутиной и покрылась серой пылью.
Бабочка опустилась на дно банки и сложила крылья. Пестрый рисунок легких крылышек смялся и сник.
Жизнь не имела смысла. А жить без смысла было невозможно.
За стеклом банки неугомонные муравьи строили муравейник.
« Суета сует», - подумала пленница. « Ну, хорошо, построят они дом, а жизнь-то уже и прошла. Вот, строили-строили всю жизнь, а жить-то , когда?»
« А что значит Жить?» - перебила сама себя Бабочка. «Разве это не жизнь? Наверное, они  радуются и тоскуют, пока разыскивают и тащат эти огромные бревна для своего муравейника. Может быть, даже влюбляются... Хотя, какая любовь может быть у этих муравьев...»
 «Жизнь коротка, - продолжала успокаивать себя Бабочка.- Не успеешь оглянуться, а она уже и кончилась. Так какая разница, где ты проведешь свой день жизни – в банке или на цветке?»
Но за безразличием пряталось отчаяние. Бабочка прекрасно понимала,что бы она себе ни говорила, - за стеклом продолжала кипеть жизнь. В общем котле повседневной суматохи варились любовь и ненависть, холод и теплота, надежда и тревога. Каждый носился со своими проблемами,  и никому не было дела до несчастной пленницы.
«Зато меня нельзя упрекнуть в эгоизме»,-  ухватилась Бабочка за иллюзорную возможность придать своему необдуманному поступку, стоящему ей, может быть, жизни, хоть какой-то осмысленный вид.
« Тебя во многом нельзя упрекнуть,- упрямо парировал внутренний голос,- в жадности, например, или в грубости. Тебя можно упрекнуть только в глупости. За нее  ты и будешь платить по полной программе».
Бабочка вновь заметалась в банке. Концы ее чудесных когда-то крылышек пооборвались и стали напоминать старую ветошку, краска обсыпалась, и узоры утратили первоначальную свежесть и яркость. Воздух в банке раскалился от солнца. Постепенно силы оставили Бабочку, и она упала на дно.
« Бедный мальчик,- напоследок подумала Бабочка.- Он будет так плакать! Ведь он еще совсем ребенок...Он заигрался, забыл обо мне. А ведь я ему так нравилась! Как же горько он будет плакать!..»
Когда Мальчик вспомнил о Бабочке, было уже поздно: на дне банки он увидел  только ссохшийся и изодранный в клочья остов, бывший когда-то прекрасной Бабочкой. Мальчик заплакал. « Что же я наделал!- сквозь слезы повторял он.- Она была такая красивая! Она так чудесно порхала с цветка на цветок! Как я мог забыть про нее!» Он поплакал еще немного. Потом посмотрел на лежащую на земле банку и пнул ее ногой. Стекло жалобно зазвенело и раскололось. Бесцветный комочек, лежащий на дне банки, выпал и смешался с дорожной пылью. Мальчик пошел прочь, вытирая рукавом остатки слез. «В следующий раз,- подумал он,- нужно будет сразу приколоть бабочку иголкой к чему-нибудь». Эта мысль утешила его, и он зашагал веселее.