Легенда о народе хаду

Кузьмин С.В.
– Когда-то очень давно, – ни к кому не обращаясь, заговорил Токтагай, тонкой веткой подталкивая выскочивший уголек обратно к костру, – был на земле край, полный богатых и цветущих садов. И жил в тех садах счастливый народ, который назывался хаду. Ни один народ на земле не был так щедро одарен милостями создателя. Это были красивые, стройные, как тростник, великаны, со светлыми волосами и голубыми глазами; самый маленький из них был ростом как два обыкновенных человека, поставленные один на другого, а жили они по тысяче лет и больше. И правил теми людьми грозный и могущественный царь Шаддад, который покорил себе все соседние и дальние народы, и все они платили ему дань. У самих хаду было все, что только может пожелать себе человек: на их обширных и тучных пастбищах множились и паслись стада скота, земля была столь плодородна, что им не нужно было даже работать.

– Но вместо того, чтобы жить в благочестии и чтить завет всевышнего, данный им по его милости, хаду стали забывать его и впадать в самые тяжкие и черные грехи. И вот настал однажды день, когда творец не захотел больше терпеть этого и решил сурово наказать хаду. Сначала он хотел затопить все сады и хаду вместе с ними, но потом решил дать им возможность исправиться. Тогда он навел сон на весь народ хаду, а потом послал страшный вихрь, который поднял их и перенес в далекий, холодный полунощный край, где месяцами не бывает солнца. И когда хаду проснулись, Бог сказал им: "Там, где вы раньше были, вам жилось слишком легко и беззаботно, и от безделья вы впали в грехи. Теперь я перенес  вас в такую землю, где вам придется много трудиться, чтобы не умереть с голода и холода. Если вас это исправит, вы вернетесь на путь истинный, и вы научитесь жить достойно – я возвращу вас назад. Но если и здесь не изменитесь, то будет совсем худо: я переселю вас еще дальше на полночь, где никогда не всходит солнце, и откуда нет пути.

– Так вот, хаду сначала взялись за ум и стали жить по завету. Кругом были дремучие непроходимые леса, в которых обитало множество всякого зверья и птиц. Народ хаду сделал себе луки, стрелы и копья, стали охотиться, научились разводить огонь, питаться мясом животных и одеваться в звериные шкуры. Построили себе теплые дома из древесных стволов, научившись этому искусству у русов, которые были их ближайшими соседями. В то время русы были другими совсем – невысокие и темноволосые, но мужчинам хаду понравились их женщины и они стали общаться с ними и вот, прошло много лет, четыреста или пятьсот, и все русы стали похожи на хаду – такими же сильными, светловолосыми и голубоглазыми, только меньше ростом.

– Теперь я знаю, почему русы такие сильные, – выпалил Фазиль, воспользовавшись тем, что Токтагай на мгновение замолк. – Свою силу и храбрость они получили от этих великанов!

– Это так и есть, – подтвердил Токтагай, немного помолчав, добавил спокойно:

– И не только это. Если бы хаду остались в том краю дальше, то, наверное, эти два народа совсем бы перемешались, и русы сделались бы непобедимыми. Но, на счастье других народов, этого не произошло.

– А что дальше-то было? – Панька никогда не слышал таких сказок, и поэтому сидел, выставив вперед оба уха и разинув рот.

– Недалеко от того места, куда Бог перенес хаду, в самой глубине лесов находилось царство белых джинов, земля которых  была подобна раю. Золото там лежало под ногами, как простой песок, а драгоценные камни валялись всюду целыми кучами. А за стеной высоких диких гор, в полунощном краю, где всегда темно и холодно, жили черные джины. Там постоянно дуют пронизывающие ветра, а лед и снег никогда не тают. Белые джины были сильнее, и черные никогда не нападали на них. Но когда здесь появился народ хаду, царь черных джинов стал уговаривать царя Шаддада вместе идти войной на белых джинов, которые были так дики, что даже не знали огня и питались только сырым мясом. «Я возьму себе их землю, потому что в моей земле темно и скверно жить, а ты возьмешь себе их богатства, которые сделают тебе владыкой и повелителем всех людей», – соблазнял джин царя хаду.

– Царь Шаддад долго не соглашался идти против воли создателя, но потом подумал и решил, что неизвестно, когда Бог захочет перенести хаду обратно на землю обетованную. «А тут, – размышлял он, – если мы победим белых джинов, мы и без помощи Бога станем жить лучше, чем в раю!» Поддался Шаддад на уговоры, и выступили они войной против белых джинов, и продолжалась она девяносто лет. В начале побеждали черные джины и их союзники хаду, которые уже вышли из леса и жили на берегу реки Итиль. Но потом на помощь белым джинам пришел святой богатырь Кидыр, или его зовут еще – Хызр, со своим волшебным копьем, и они победили противников. Царство черных джинов было разрушено и им пришлось искать себе другое место.

– И куда же они делись? – Панька уже забыл про то, что это было давно, а может, и не было, и искренне переживал за тех и других.

Токтагай чуть улыбнулся, пожал плечами.

– Говорят, они ушли под землю, там тоже есть царства, где их не достанут белые джины, которые не могут опускаться так низко, точно так, как человек не может опускаться глубоко под воду.

– А они не вылезут? – обеспокоился Панька, щупая землю под собой.

Токтагай улыбнулся, пожал плечами.

– А с народом хаду что сделали белые джины? – спросил молчавший до сих пор Никита.
Токтагай оглядел сидевших рядом Иваша с Никитой: светловолосые, ясноглазые, словно в них текла кровь тех давних хаду, они чем-то отличались от других дружинников Головни.

– Белые джины, – продолжил он, – загнали их туда, где прежде жили черные джины, в страну ночи и холода, а дорогу назад загородили такими высокими горами, что через них нельзя перейти ни человеку, ни зверю, даже птица не может перелететь через них. В той стране совсем нет зверей и птиц, водились только огромные животные: хуту – с одним рогом на носу; мухор – у которого было два длинных белых рога на голове и два хвоста, и заур, который был так огромен, что для того, чтобы дотянуться до его головы, нужно встать друг другу на плечи двадцать человекам. Но великаны хаду научились убивать этих животных и питаться ими. Тогда белые джины послали туда громадную птицу Тавлынг, которая начала преследовать этих животных, и они, спасаясь от нее, ушли под землю, в пещеры, в которых жили прежде черные джины, укрываясь от лютой стужи.

– А как же хаду? Они, что, умерли от голода?

– Нет, Бог не дал им погибнуть: два раза в год к их берегу приплывает чудо-рыба такой величины, что нужно идти целый день, чтобы от хвоста до головы дойти. Хаду обрезают столько мяса, сколько им нужно, потом рыба опять уплывает в море. Там она обрастает мясом и вновь возвращается к хаду.

– Поскольку в той стране, где стали жить хаду, не было дерева и не из чего было развести костер, то они сначала очень страдали от холода. Но потом, один из белых джинов по имени Ант, которому нравились хаду, похитил из кузницы священный огонь, оседлал птицу Тавлынг, что перенесла его через высокие горы, и подарил народу хаду этот огонь, сбросив его с неба прямо к ногам хаду.

Белые джины сурово наказали Анта: они приковали его несокрушимыми штырями к этим горам и заставили ту самую птицу Тавлынг прилетать каждый день и клевать железным клювом его печень. А еще они сказали, что оковы сами упадут, если найдется такой человек, который согласится встать на место Анта.

– А что, хаду никогда не пробовали уйти из тех земель через горы или отыскать другую дорогу? Я бы не утерпел – излазил бы все дырки, – огорченный такой ленью хаду, спросил Панька.

– Они, наверное, и сейчас пробуют, но не могут этого сделать: слишком круты и высоки эти горы. Несколько хаду все-таки сумели добраться до вершин гор, но белые джины заколдовали их, превратив в камень. Они и сейчас стоят там. И всякий, кто вступит на тот гребень горы, тотчас же окаменеет.

– Правда, под горами есть множество пещер, соединенных меж собой. Но правит там хозяйка этих гор, и горе тому, кто надумает пройти сквозь горы. Она лишает их разума и заставляет работать на себя рудокопами или камнерезами. Ослепленные ее красотой, они пытаются найти такой камень или вырезать из него небывалой красоты цветок, который превзойдет по красоте саму царицу, – только тогда она отпустит пленника. Говорят, что кому-то удавалось, и хозяйка отпускала его. Только теперь они стали совсем дики и свирепы, и их сразу убивают те народы, в земли которых они приходят. Мой дед видал костяк одного такого хаду возле города Великий Булгар. Он висит на большом дереве, к которому булгарский царь когда-то приковал хаду за то, что он ел людей.

– А дед не говорил, какой он?

– Говорил, и даже измерил его: он имеет  в высоту почти двенадцать локтей, а голова его, как колесо от телеги или походный котел.

– Ого! – присвистнул Панька и почесал макушку, – с таким на кулачках не побалуешь. Одним щелчком пришибет. Однако и его завалили, – он довольно ухмыльнулся, гордый за неведомых охотников.

На минуту все притихли, очарованные дивной тишиной ночи и переваривая услышанное. Молчание опять нарушил Панька:

– Ну, а те русы куда делись? Мы же вот они – здесь сидим. Значит, не побили их всех белые джины?

Токтагай ничего не ответил. Подкинул несколько веточек в затухающий костер, поглядел в небо.