Переход

Галина Пожарская
Переход

-Я бы с радостью пошел по узкой и опасной дороге перехода, если бы рядом со мной шла такая хорошая кошечка, как Вы.
Вирджиния внимательно посмотрела на Кота, который насмешливо и стараясь казаться несерьезным, обратился к ней.
« Из него может получится неплохой отец для моих котят»,- разглядывая незнакомца, подумала Вирджиния. Ничего не ответив, она не очень уверенно ступила на начало узкой ленты перехода, конец которой исчезал в туманной дали. Вирджиния старалась не смотреть вниз. Она знала, что под ее ногами зияет бесконечная пропасть. Никто и никогда не возвращался оттуда. Холодом смерти и одиночества веяло из ее глубин.
Потихоньку страх отступал, и его место занимали повседневные хлопоты. Вирджиния с любопытством оглядела свое окружение. Было интересно, как другие решают проблемы, с которыми приходилось сталкиваться ей. Но чужая жизнь была надежно спрятана под холодной непроницательностью лиц. Иногда Вирджиния интуитивно чувствовала боль за улыбкой и сострадание за безразличием, но ее попытки пробиться сквозь чужую отстраненность натыкались на стену недоверчивого непрятия.
- Откуда у Вас эта детская непосредственность в восприятии нашей мрачной действительности?- вдруг услышала Вирджиния насмешливый знакомый голос и, оглянувшись, увидела давешнего Кота.
- Почему Вы так думаете?- спросила в ответ Вирджиния, несколько тяготясь необходимостью вести разговор не видя глаз собеседника.
Кот, словно почувствовав неловкость ее положения, лихо перескочил на соседнюю ветку перехода. Вирджиния вздрогнула. Закон перехода не разрешал менять тропу в пути. Это было небезопасно. Но Вирджинии приятно польстило, что Кот рискнул своей жизнью, чтобы доставить ей приятное.
- Что действительность мрачная? –продолжил, как будто бы ничего не произошло, Кот.
- Нет, что у меня детская непосредственность,- улыбнулась Вирджиния и поймала себя на мысли, что начала с ним заигрывать. Она постаралась быть серьезной и решила впредь не допускать подобных выходок.
Кот почувсвовал ее настроение.
- Переход обещает быть долгим, - меняя тему разговора, произнес он.
Была какая-то недосказанность в его словах, но Вирджиния прекрасно уловила немое продолжение его фразы.
- Я не боюсь смерти,- сказала она, - но я боюсь, что я приду не туда.
- О каком тупике Вы говорите, девушка?- удивился Кот.- Дорога прямая и идет только в одном направлении.
-  Я говорю о дорогах здесь и здесь,- ответила Вирджиния, едва коснувшись острым коготком лба и груди.
- О, да мы философы,- улыбнулся Кот.- А что Вы думаете обо всем этом?- обратился он к Кошечке, мягко и  изящно ставящей лапки по соседней ветке пути.
- Мне только и дел, что думать о вещах, не имеющих никакого отношения ко мне,- высокомерно ответила соседка Вирджинии и гордо подняла головку, всем своим видом давая понять, с каким бесценным сокровищем в ее лице имеют дело ее попутчики.
Кот насмешливо поклонился ей, словно признавая ее достоинства и отвернулся.
Переход затягивался. Туман плотной пеленой укутывал будущее. Вскоре Вирджиния перестала различать дальние ориентиры, а затем и ближайшие предметы утратили четкие контуры. Двигаться приходилось наощупь.
-Гораздо удобнее ставить ногу наискосок,- посоветовала она своему бывшему собеседнику.- Так, конечно , некрасиво, но так безопаснее,- продолжила она и смутилась, услышав в ответ длительное молчание.
« Зачем я это сказала?- недовольная собой, подумала Вирджиния.-  Никто не любит, когда ему указывают, куда ставить лапу». Она замолчала.
Туман рассеялся. Когда ближние и дальние предметы вновь обрели свои прежние ясные очертания, Вирджиния заметила, как изменилась походка Кота. Поступь его стала тяжелой и неверной. Вирджиния внимательно посмотрела на него и ничего не сказала, но Кот почувствовал  жалость в ее немом вопросе и недовольно поморщился.
- Смотрите под ноги себе, девушка,- оскорбленным тоном  произнес он и нахмурился.
Вирджиния потупилась.
-Какая мерзкая погода, не правда ли?- обратился Кот к соседке Вирджинии.
- Как, впрочем, и все, что меня окружает,- не глядя на него ответила Кошечка.
- Но можно скрасить серость перехода, если все время помнить о конечном результате,- попыталась смягчить ситуацию Вирджиния.
- А Вас никто не просит вмешиваться!- оборвал ее Кот и резко дернулся.
- Осторожно!- крикнула Вирджиния, но было уже поздно. Некоторое время Кот еще пытался держаться за перекладину, но затем, молча и не глядя на Вирджинию, разжал лапы и сорвался в пропасть. В безотчетном движении Вирджиния рванулась вниз и в последний момент ухватила Кота за загривок, как котенка. Несколько минут она приходила в себя. Ситуация была достаточно нелепая. Огромный Кот висел над пропастью, удерживаемый только силой хрупкой Вирджинии. Со стороны могло показаться, что Кот не проявлял признаков уныния и не особенно тяготился своим несколько двусмысленным положением. Некрасиво сгорбившись, Вирджиния потащила Кота  по переходу. Ее соседка рассмеялась.
- Видели бы Вы себя со стороны,- насмешливо сказала она.
- Правда! –поддержал ее Кот.- Согнулась, как старуха. Посмотри на свою соседку! Глянь, как она идет! А какие ножки,-уже явно заигрывая , томным голосом произнес он.
- Я не разговариваю с котами, которые ниже моего достоинства,- сморщив носик, высокомерно произнесла Кошечка.
- Простите за откровенность,- разглядывая Кошечку снизу парировал Кот,- но ваше достоинство уже давно перестало быть достоинством, насколько я могу судить отсюда.
- Нахал!-обиженно сказала Кошечка и незаметно плюнула вниз.
- Дура!- крикнул Кот Вирджинии.- Как ты меня несешь?!- и толкнул ее изо всех сил  задними лапами.
От неожиданности Вирджиния разжала зубы. Кот полетел в пропасть. Вирджиния , утратив равновесие, сорвалась вслед за ним и на секунду потеряла сознание. Когда Вирджиния очнулась, она почувствовала, что ее держат чьи-то сильные зубы. Она не видела своего спасителя, и хотя ей было безумно больно, Вирджиния почувствовала огромную признательность к незнакомцу. Она знала, как это тяжело, тащить другого через пропасть.
- Подождите немного,- сказала Вирджиния.- Я помогу Вам.
Она попыталась подтянуть лапы к перекладине, но не смогла: сказывалась усталость. « Я должна,-сказала себе Вирджиния и повторила- я должна, потому что он не может...»
Вирджиния закрыла глаза, вся напружинилась и превратилась в одну жгучую стальную мысль-желание.
Несколько минут она продолжала лежать с закрытыми глазами уже на перекладине и медленно привыкать к мысли о продолжающейся жизни. Ее Спаситель был невелик размером и не очень силен на вид.
-Спасибо,- сказала Вирджиния.-Я знаю, как Вам было тяжело.
-Я не мог оставить Вас в беде,- просто ответил Он.
-Я это знала,- скозь слезы улыбнулась Вирджиния и первый раз за все время заплакала...
...В Долине Плодородия их встречал Суд. Главный Судья сквозь призму времени оценивал дороги пришедших и указывал место дальнейшего пребывания.
-А не хотели бы Вы,- обратилась Кошечка к Спасителю Вирджинии,- попросить у Судьи место рядом со мной?
-Нет, не хотел бы,-не желая обсуждать эту тему дальше, лаконично ответил тот.
-Это почему же?- искренне удивилась Кошечка и недоброжелательно посмотрела на Вирджинию:- Это из-за нее, что ли?!
Когда очередь дошла до Вирджинии, слова попросила Кошечка.
-Судья! Вы не должны позволить ей стать одной из продолжительниц нашего рода. Эта кошка глупа и безусловно передаст это качество своим котятам. Она пыталась спасти наглого и ленивого кота, который даже не делал попытки выбраться наверх и который ее при этом оскорблял и, можно так сказать, оплевывал. Эта кошка однозначно дура и при этом не имеет чувства собственного достоинства.
-Что ты можешь сказать в свое оправдание?- спросил Судья у Вирджинии.
-Он не верил, что может  выбраться наверх,-тихо ответила Вирджиния.
-Ну я же говорю, полная дура!- рассмеялась Кошечка.
-Отправить ее на Остров Одиноких Сердец!- распорядился Судья.
Коты в черном окружили Вирджинию.
- Не эту. Другую,-приказал Судья и указал на Кошечку.
- За что?!!- возмутилась та.-Я не сделала никому ничего плохого!
Судья не слышал ее. Он думал над словами Вирджинии.
-Ответ принимается,- наконец произнес он.- Можешь выбирать место по душе. Следующий!

...Мне тоже показалось, что ты ответила не по существу,- задумчиво произнес Спаситель Вирджинии.- Речь, насколько я понимаю, шла о сохранении собственного достоинства, а ведь это один из непреложных законов перехода.
Почему же Судья оправдал тебя?
- Потому что он понял то, чего я не сказала. Ведь на самом деле Кот оскорблял меня только потому, что он не знал того, что знала я, когда оказалась в таком же положении.
- ?
- Он не знал простой истины: тот, кто несет, не может бросить...