Что такое Дзэн

Abert
- Что такое Дзэн? - спросили двух, повидавших виды монахов.
- Это концептуальная перспектива бесконечно большого эго на отрицательно малые особенности несуществующего течения формы, - сказал один.
- Это палец в ухе, - пробурчал, почесав щеку, другой.

Когда их спросили об этом в следующий раз, они предпочли ответить точно также. Только первый взял ответ второго, а второй - первого. Все сразу же поняли, что это настоящие мастера Дзэн и больше не смели к ним подходить. Только самые отчаянные смотрели иногда из-за кустов, как те потирают себе зады после медитаций.

***

Похмельным утром один монах сидел на корточках, держась за голову. Он хотел, чтобы его вырвало. Ни водка с солью, ни два пальца не смогли ему помочь.
- Зачем ты пьешь? - спросил его непьющий монах.
- Ты прав, надо бросать, - страдал, качая головой первый.
- О, как ты глуп! Даже не знаешь разницы, где можно бросать, а где бросать нечего.
При этих словах несчастного постигло озарение, как будто свет опустился ему на веки. Тело стало легче воздуха, понимание сразу сотни вещей пришло к нему из глубин космического духа, и его тотчас вырвало.

***

Один человек жил и вдруг в своей жизни разочаровался. Тогда он ушел в горы и стал монахом. Он долго медитировал, познавал непознаваемое, отвергал лишенное смысла и бессмыслия. Некоторые считали, что он совсем "дзинь", но то был Дзэн. Однако просветление не приходило к нему. Пришло умиротворение, понимание, мудрость, но только не просветление. Тогда, разочарованный в жизни, он разочаровался в своих разочарованиях, расстроился и сел ждать просветления. "Вот так и озарения я жду, как рассвета. Но рассвет пришел, а того все нету", - думал монах. После продолжительного бодрствования прилег он поспать в тени. Тень ушла, солнце ударило ему в глаза, и пришло тогда озарение. Дзэн стал ему доступен. Но, проснувшись, он понял, что ничего не понял, а просветление куда-то подевалось. Расстроившись окончательно, монах плюнул на горы и ушел. Выпил в ближайшем кабаке вина, напился, заснул… и - о чудо! - озарение вернулось к нему.

Так и стал он жить - днем пил и веселился, ругался, дрался, работал, заводил детей, а ночью становился просветленным монахом. И вот однажды заснул и больше не проснулся. Злые языки утверждали, что он умер, но мастера Дзэн знают, что этот человек просветлел навсегда. Они повсюду носили его за собой, поили чаем, умывали, причесывали. А когда их пригласили на прием к императору, монаха тоже взяли с собой. Но по дороге он рассыпался, и прах пришлось запихнуть под ковровую дорожку во дворце.

***

Непьющий мастер посылает сильно пьющему депешу:

Кругом леса и горы
Излучина реки
Ко мне приходит Дзэн

В ответ ему приходит:

На стене муха
В углу паутина
Вино везде

Непьющий мастер сильно испугался и изрек: "О, да! Это великий мастер Дзэн". В тот же вечер он первый раз взял чашу в руки и навсегда потерял трезвость.

***

Рассказывают, что однажды я решил увидеть то, чего нет. Когда я это увидел, то решил увидеть то, чего не будет. Когда мне удалось и это, говорят, будто я замахнулся увидеть то, чего я не могу увидеть. После целой жизни самоотречения, страданий и медитаций мне удалось и это, снизошло озарение. И понял я всю бренность бытия и радость существования, глупость страстей и глубину буйных переживаний, витиеватость последствий и простоту ожидаемого… Съев после этого немного котлет, которых я аскетически побаивался, но чувствуя себя значительно лучше, я пошел по дороге, еще не зная - заняться проповедью или сотрясать вселенную медитацией.