Не просто анекдот

Olenev
Полный текст на:

http://www.svoboda.org/programs/nrq/2002/nrq.091602.asp

Скажем, такой простенький анекдот, как "русский народ привык качать права, к сегодняшнему дню скачал процентов 5", - анекдот совершенно понятен почти любому молодому человеку, но почти наверняка не понятен большинству слушателей старше 50 лет, которые не имели дела с Интернетом. Сегодня в электричке я видел такую надпись: "Жизнь - это игра, задумано хреново, но графика офигенная". Опять-таки, это то, что совершенно не понятно людям чуть старше. Мы во всяком случае понимаем, над чем смеяться в этих анекдотах. Мы можем смеяться или не смеяться, это вопрос выбора, а тут вопрос языка, и, наконец, то, что касается политического анекдота - он. по-моему, стал такой же, как во всем мире.

Виктор Резунков: А какой?

Павел Клубков: Ну, обыкновенный. Любой публичный человек по-своему смешон, и поэтому про него всегда можно рассказать что-нибудь смешное.

Виктор Резунков: Вот пример итальянского анекдота: "Эмигрирует из России русский и приходит к Владимиру Путину. Тот его спрашивает, "что же вы уезжаете, вы на что-то жалуетесь?" "Нет, отвечает будущий эмигрант, ни на что не жалуюсь". "Может, у вас квартира плохая, и окна не туда выходят?" "Нет, спасибо, все туда выходит". "С женой не сложилось?" "Да нет, вроде сложилось". "Дети плохо себя ведут?" "Да нет, и дети хорошие". "Что же вы эмигрируете?" А я в Италии наконец-то смогу жаловаться". Знатоки утверждают, что это интернациональный анекдот с бородой. Но интересно, значит ли это. что итальянцы воспринимают Россию как прежде - советской. Павел Клубков, пожалуйста.

Павел Клубков: Видимо, да, потому что для меня анекдот и не смешон, и ни за что не цепляется, потому что жаловаться можно, в общем, на кого угодно.

Виктор Резунков: В разговор вступает "митек" Виктор Тихомиров:

Виктор Тихомиров: Анекдот смешным бывает, когда он подзаряжается энергией какой-нибудь, энергией злости, ненависти, накопленного раздражения, например, на власть. Скажем, советская власть кончалась длинным периодом застоя, и поэтому не происходило никаких перемен. Вот Цой там пел: "Перемен требуют наши сердца". Вот он это так выражал, а менее талантливые люди выражали в анекдотах. И вообще, смахивает положение на взаимоотношения полов. Когда, значит, у мужчины с женщиной начинаются отношения, единственное, что требуется - диалектическое развитие. Когда его не происходит, начинается неудовольствие, и мне кажется, что сейчас правильно, что отсутствует политические анекдоты, потому что как раз развития то полно. Очень много перемен, вот прямо с той цоевской песни пошли как раз перемены, и народ, в принципе, доволен, и у него нет такого накопленного раздражения, ненависти, поэтому нет таких анекдотов острых очень, политических, а повалили всякие "чернушные", на тему устройства человека, личные.

Виктор Резунков: К Виктору Тихомирову присоединяется ведущий Интернет-сайта Анекдот.RU Дмитрий Вернер:

Дмитрий Вернер: Я не согласен сразу по двум направлениям. Во-первых, по тому, что у нас анекдот стал такой же, как во всем мире, и мы теперь не уникальны в этом отношении, как были. Интернет это очень ясно показывает, ни в одной стране мира сайт анекдотов не был самым популярным сайтом в стране в течение полутора или даже двух лет. До 1998-го года он был самым популярным сайтом в стране, и теперь он продолжает держаться в десятке. Нигде в мире анекдоты не пользуются такой бешеной популярностью, чтобы Интернет-сайт обгонял новостные сайты, обгонял разные сайты общего значения. Это первое. Второе - я не согласен с тем, что мало политических анекдотов. Их огромное количество. Просто их гораздо меньше рассказывают, они менее популярны, может, среди них мало хороших. Например, я сегодня с утра открыл поиск, посмотрел, про Путина за последние три года было придумано более тысячи анекдотов. Я считаю, что Интернет вообще принципиально изменил ситуацию с анекдотами, потому что люди, которые ходят в Интернет, посетители часто мне пишут - "с тех пор, как я хожу на Анекдот.RU я не услышал в реальной жизни ни одного нового анекдота. Что бы мне ни рассказали, это уже было на сайте", - потому что скорость распространения анекдотов моментальная, сразу после событий придуманные анекдоты тут же присылают.

Виктор Резунков: Дмитрий, расскажите пожалуйста несколько анекдотов.

Дмитрий Вернер: Во-первых, про Путина есть анекдоты, которые определяются его должностью. Это просто анекдоты про президента России, ничего личностного в этом нет. И Путин очень мало "подставляется", он очень редко говорит что-то такое, про что потом можно придумать анекдот. Он сказал один раз: "Мочить в сортире", - когда он еще был не президентом. Потом были, конечно, самые простые анекдоты, цепляющиеся к фамилии - Путин, Распутин, "значит, в России был раз Путин, теперь два Путина". Ничего особенно смешного нет. Были о том, что колхоз "Путь Ленина" переименовали в "Лень Путина".

Виктор Резунков: В беседу вступает художественный руководитель театра имени Веры Комиссаржевской Виктор Новиков:

Виктор Новиков: Вы сказали - кто-то придумывает анекдоты. Я вообще один раз встретил человека, который видел вернее и знал, что он придумал конкретный анекдот - это был Сергей Юрский, в те времена еще, когда он сказал: "Сообщение ТАСС: вчера в Кремле председатель президиума Верховного совета Николай Викторович Подгорный принял посла Франции за посла Бельгии и имел с ним беседу". Но, в принципе, я никогда не видел человека, который бы сказал: "Это мой анекдот". Вспоминается рассказ Шекли, если вы помните, было, по-моему опубликовано в 60-х-70-х годах, где люди занимаются историей анекдота, возникновения, откуда, откуда приходят анекдоты. И вот целый научно-исследовательский институт, и. наконец, они дошли до того, что это внеземная цивилизация ставит над землянами эксперимент, вставляя эти анекдоты, и в ту секунду, когда они догадались, что происходит, никто не мог вспомнить ни одного анекдота. Было тоже старое такое выражение: "Кто придумывает анекдоты? Кто сидит, тот и придумывает". Но меня поражает вот сегодня, говорят, политические - политические были про Ельцина, очень много. знаете, когда сидит нищий и просит у Ельцина: "Подайте мне", - а он говорит: "А как я вам подам, у меня даже ракетки с собой нет".