Эффектет

П.Кулешов
Эффектет - это древний грек. У него был друг Мотомен, тоже древний грек. Жили они в Древней Греции. Хотя сами бы греки сказали, что жили они в Древней Элладе и назывались древними эллинами. У Метомена был собственный корабль, на котором он перевозил людей и грузы. Этот корабль стоял в гавани на погрузке, когда к нему однажды подошел Эффектет. Люди, провожавшие своих друзей и грузы в плавание любовались кораблем. Они восхищались его размерами и изящными пропорциями, его длинными веслами и высокой мачтой, а также всякими прочими замечательными частями. Они шумно выражали свое восхищение стоявшему недалеко Мотомену, который руководил погрузкой. Эффектет тоже стал разглядывать корабль. Мачта и впрямь была хороша, пропорции тоже были хороши и это Эффектету понравилось. Так он осмотрел весь корабль и остался им доволен, пока не пригляделся хорошенько к рулю. На нем он разглядел едва заметную трещину. Эффектет обеспокоился этим и сообщил о своем открытии Метомену. Метомен ответил: "Какой ты злой человек, Эффектет! Все восхищаются моим кораблем и только ты говоришь мне всякие обидные слова!"
Метомен обиделся на друга и больше на него не глядел и его не слушал. Как только закончилась погрузка, он сразу приказал поднять паруса, благо ветер был попутный, и умчался в дальние страны.
Только через пять лет вернулся Метомен в родной город. Выглядел он изможденным и явно не богатым. К тому же, пришел он пешком с котомкой за плечом. Жители обступили его и стали расспрашивать про своих близких и свои товары, которые они отправили на метоменовом корабле. Метомен же ответствовал, что через три дня пути на море сделалась буря. Моряки опустили парус, налегли на весла, чтобы развернуть корабль носом навстречу ветру, но руль у корабля отломался, волна ударила корабль в борт и перевернула его. “А что стало с нашими грузами и нашими друзьями?”, - заволновались жители. Метомен ответил, что некоторые спаслись, а некоторые не очень. "Как это не очень!?", - возмутились жители. А Метомен ответил, что во всем виноват Эффектет, потому что это он сказал, что руль имеет трещину. И жители вознегодовали и пошли к дому Эффектета, чтобы наказать его за такие непотребные речи. Эффектет был в это время дома и сильно удивился такому скоплению людей у ворот его дома. "Что сие означает?", - вопрошал он их из окна на своем древнегреческом языке. Они же были крайне возмущены и сильно на него ругались. Эффектету пришлось напрячь слух. Когда же ему стало ясно в чем дело, он удивился еще сильнее. Потом он стал размышлять и пришел к выводу, что все эти крики и нелепые обвинения имеют смысл. Даже на древнегреческом языке.
А надо сказать, что рассуждать Эффектет любил. Вот и теперь рассуждал он так: Ведь эти люди понесли потери. Они огорчены. Виноват в этом легкомысленный и самонадеянный Метомен. Но сам он теперь оборванец и возместить потери доверчивым жителям не сможет. Жители это понимают. Понимают они и то, что потери могло бы не быть, если бы Метомен послушал предостережение Эффектета и заменил треснутый руль на другой, трещин не имеющий. Тогда, возможно, грузы и пассажиры доставлены были бы куда надо. Но теперь огорченным жителям невыгодно понимать все это. Зато они могут, обвинив Эффектета в своей беде, потребовать возмещения убытков уже с него. А Эффектет хоть и не самый главный богач в городе, но явно богаче нынешнего Метомена.
Поразмыслив, Эффектет вышел на балкон, расправил плечи и сказал так: "Мои пострадавшие сограждане, я вижу что вы огорчены". А граждане закричали: "У, супостат, он еще издевается!". Эффектет же сказал далее: "Если вы пришли все ко мне, то, наверно, считаете меня свое последней надеждой". Граждане закричали: "Еще бы!". Тогда Эффектет сказал: "Выберите из своей среды одного самого достойного и пусть он изложит все ваши заботы, а я избавлю вас от них". Огорченные жители слегка растерялись. Одни удивились спокойствию Эффектета; другие стали быстро прикидывать в уме количество якобы нагруженных в корабль их грузов и примолкли, удивившись стремительному росту этого количества; третьи даже испугались такого ответа и стали думать как бы незаметно удалиться от толпы. Тогда Эффектет сказал: "Видите, я понимаю ваше горе и хочу вам помочь". Граждане встревожились. "Когда вы высказываете свои просьбы одновременно, мне трудно вас расслышать. Если вы будете говорить по одному из толпы, то остальным придется долго стоять и ждать когда выскажутся предыдущие. Потому я и предложил выбрать одного самого достойного, чтобы он изложил все ваши просьбы мне наедине. Но теперь я думаю иначе: наверно, не всем хочется, чтобы другой, пусть даже самый достойный, знал о ваших просьбах ко мне. Чтобы всем было удобно, я предлагаю назначить подходящее для каждого время, когда бы он мог придти ко мне и мы могли бы поговорить наедине". К тому времени, когда Эффектет закончил свою речь, народу в толпе стало заметно меньше. Из толпы закричали: "Нет, мы лучше выберем самого достойного!". И граждане стали напряженно вглядываться в окружающих на предмет обнаружения у них всяческих несомненных достоинств. Некоторые, признав друг друга явно недостойными, уже более спокойно начинали вместе обсуждать достоинства кого-то другого, а тот, обнаружив, что его пристально разглядывают, устремлялся им навстречу, на ходу расписывая достоинства еще кого-то другого. В конце концов общественность сомкнулась в кольцо, в центре которого оказался Метомен, и стало ясно, что обладателем самых многочисленных и несомненнейших достоинств признан именно он.
"Ну что ж, Метомен", - сказал радушно Эффектет, - "давненько мы с тобой не сиживали за дружеским столом". А обратившись к народу, сказал: "Надеюсь, до следующего утра вы сможете собрать все ваши просьбы и пожелания для передачи их самому достойному, которого я буду ждать завтра к обеду". Народ с облегчением согласился и быстро разошелся по домам, по пути думая примерно следующее: "Как хорошо, что не придется мне встречаться лицом к лицу с этим коварным Эффектетом, а то как бы я смог ему доказать его вину". Метомен тоже отправился домой, сопровождаемый злобными взглядами своих сограждан. Он шел и думал: "Лучше бы я утонул на этом злосчастном корабле". Эффектет тоже нашел что подумать. Он подумал: "Как хорошо, что у меня есть балкон".