Грамотность врожденная

Olenev
Пометка:
актуально, очень актуально для всех пишущих и стучащих (по клавишам).
Полный текст:
http://forum.ixbt.com/0015/034982.html

Меня очень интересует, что такое «врожденная грамотность»... Механизм, который позволяет человеку грамотно писать, не зная правил великого могучего. Где-то слышал, что человек начинает грамотно писать, если он много читает. Я, честно говоря, тоже раньше так думал. Только теперь сильно в этом сомневаюсь. И вот по какой причине.

Наша учительница по русскому языку была настоящей сте[]вой. Она терпеть не могла учеников, и ученики платили ей той же монетой. Терпеть её не могли даже наши девчонки. Но впервые о том, что у меня врожденная грамотность, я услышал именно от неё (правда не в качестве комплимента).

Да, у меня действительно врожденная грамотность... была. Нет, я и сейчас пишу довольно грамотно. Те, кто часто читают мои сообщения, подтвердят. Кто не верит, может поднять мои посты за последние полгода-год-полтора. Вряд ли там много ошибок. Но они есть, что теперь меня ужасает. Еще лет пять-шесть назад я писАл сверхъестественно грамотно.

Как я себя чувствовал с этой самой «врожденной грамотностью», и как стал замечать, что начал ошибаться?

В детстве я действительно много читал. Нет, не Ницше. В основном это была лабуда типа Дюма, Сабатини и т.д. Сейчас я тоже много читаю. Нет, не Лавея, в основном лабуду типа Толкиена или Пикуля. Многие помногу читают, но им это не помогает (пример – моя сестра).

Класса с пятого-шестого, когда пора было начинать серьезно учиться, учиться я стал потихоньку бросать. Вплоть до одиннадцатого класса мне ни разу не пришло в голову дома взять в руки учебник по таким предметам, как биология, химия или русский язык. После получения аттестата я слышал всего о двух правилах. «Жи-ши» и «тся-ться» были моей верхней планкой. Сейчас я догадываюсь, что наверняка должны существовать правила для разных каверзных слов типа звоночек - слышат – строят – плачут - ужасный – вестник – стеклянный, но где у слова суффикс, я знаю примерно так же, как где у лошади бабки, а между причастием и наречием для меня разница гораздо меньше, чем между тройным и объемным интегралами. Я мог по порядку перечислить русский алфавит, но сходу сказать, какая буква идет за «н» или «т» я не мог, надо было взять разгон с трех-четырех букв перед требуемой (да и сейчас надо).

И все-таки писАл я потрясающе грамотно. В классе почти сразу перестали удивляться моим оценкам 5/2 - 5/3--- за диктанты. Как помните, вторая оценка ставилась за всякие подчеркивания. Существительное я находил почти всегда, прилагательное – довольно часто, а все остальное всегда подчеркивал волнистой линией. Таким макаром можно было надеяться получить законный трояк. (Сочинения я тоже всегда паршиво писал, не было у меня таланта к сочинительству, и я их сдирал с книжек). Однако с пятого по одиннадцатый класс во всех диктантах-изложениях-сочинениях я вряд ли сделал больше пяти ошибок в орфографии и пунктуации.

Я «слышал» слова и знаки препинания, включая «: ; и -». Это было внутри меня, я их «чувствовал». Но это не имело отношения к инстинкту, интуиции или угадыванию, это было знание. Было достаточно просто произнести про себя слово, чтобы понять, как его написать, или предложение, чтобы понять, где расставить запятые. Кроме того, вид неправильно написанного слова оставлял у меня ощущение, как будто оно «некрасиво» выглядит. Короче, не любившая меня учительница по русскому устроила себе праздник, когда в конце-концов одной из работ я написал «диканат», причем мои заверения в том, что я знать не знаю, что это за зверь такой и где он растет, абсолютно не испортили ей настроения. (О, как хорошо я узнал впоследствии, как пишется это слово!) Те слова, которые я встречал впервые и значения которых не знал, «слышались» так же, как и все остальные, только с одним исключением – они вполне могли «слышаться» неправильно, и я уверенно ошибался. Однако никогда не было такого, чтобы я не знал, как написать слово или куда поставить запятую. А к концу одиннадцатого класса я пару месяцев подрабатывал корректором.

В итоге я всегда имел законные три очка в четверти по русскому, кроме единственного случая, когда училка растрогалась от моего написания известного предложения с винегретом и старушенцией с каким-то завернутым именем, которая кого-то потчевала на террасе крыжовником (что-то типа него тут недавно проскальзывало). Это было в один из последних дней полугодия, и за это полугодие она мне поставила четыре, хотя в году все равно получился трояк.

У моего «слышания» слов был только один недостаток – некоторые слова (хорошо, что их было очень мало) я «слышал» неправильно, и научиться их грамотно писать я не мог долгие годы. Такими словами были «сдесь», «небыл» и «мидеана». «Сдесь» особенно жестоко каралось злостной учительницей, и после очередной четверки за орфографию я сидел и много раз писал «здесь-здесь-здесь», но как только проходило пять минут, я опять был абсолютно уверен, что «сдесь» никак по-другому написать нельзя. А буква «з» в этом слове меня до сих пор колбасит, как будто изображение Джоконды, которой кто-то подрисовал фломастером рога и клыки к её загадочной улыбке. Меня можно было разбудить ночью и спросить, как пишется «не» с глаголом, и я бы пробурчал, что раздельно, но с маниакальным упорством продолжал писать их слитно. Чаще всего потом исправлял, конечно, но факт остается фактом. А за «мидеану» учительница математики (навеки) под конец начала снижать мне оценки.

Я взял себя в руки, и научился правильно писать эти три слова... И перестал «слышать» другие...