О да, мы из расы завоевателей древних

Виктор Шаву
Извечный вопрос, терзающий русскую интеллигенцию – это вовсе не «Кто виноват?» и даже не «Что делать?» Последний, кстати, определяется, как правило, исключительно наличностью в кармане. В зависимости от ее количества и выбирается ответ (нужное подчеркнуть) – идти в кабак, кафе, рюмочную или подворотню. В действительности, самый актуальный вопрос на все времена, на который пытается ответить не только прогнившая и прогрессивная интеллигенция, а всевозможные аналитики и власть предержащие, совсем другой: «Кого призвать на царствие?» 

Это, если хотите, почти национальная черта – призвать кого-нибудь на царство, а там пускай он сам за нас думает, раз уж он такой умный. То есть, фактически, мы тем самым перекладываем на него не только всю полноту власти (владей, дескать, нами), а и всю меру ответственности. Чтобы если что не так, сразу откреститься: мы-то тут вовсе ни при чем! Ленин со Сталиным вон сколько народу постреляли-погубили. Но это только они. Ну еще, конечно, Троцкий, да Берия с Ежовым. И, пожалуй, сотрудники НКВД с вертухаями. Да, еще, конечно, члены партии и стукачи – профессиональные и «любители». А мы – народ, мы – ни при чем тут. Исключительно страдающая сторона, так сказать.

То же самое при Брежневе. Это он вместе с политбюро застой устроил, долгов набрал, нефть всю нормальную продал, экономику загубил. Чуть северные реки на Юг не повернул… Потом Горбачев пришел – ну этот совсем плох: развалил СССР вместе с Бразаускасом и Лигачевым. А потом Ельцин – тоже развалил, да к тому же еще пил, что называется, в три горла. Конечно, мы только из-за этого за него и голосовали – думали, что свой парень. А оказалось что? Устроил вместе с Черномырдиным и Кириенко кризис в 98-м году, потом Семью себе создал и – на покой. Но теперь-то мы не ошиблись – выбрали питерского, помоложе. Языки знает, так пускай он и думает раз такой умный. А мы так, знаете… Такие дела. Эй, Люська, еще три по 150. Да, можно в графинчик. И соку томатного…

То, что Москва переполнена сегодня менеджерами родом из Петербурга – вовсе не заслуга и не вина изначальной «питерской диаспоры». Действительно, ни Чубайс, ни даже Путин, как бы они ни старались, никогда не могли бы достичь такого эффекта. Бывало в свое время при Хрущеве нашествие украинцев на Первопрестольную. А при Ельцине – екатеринбуржцев. Но не в таком же количестве! И не мудрено. Сегодня ведь не только питерские тянут «родню», но и сами москвичи считают необходимым заиметь в руководстве своих компаний (не только претендующих на статус всероссийских, но и в чистом виде московских) пару-тройку выходцев из Петербурга. Или хотя бы одного – но это для совсем небольших фирм. Автора этих строк тоже неоднократно приглашали. И многих моих знакомых. Некоторые поехали, большинство – нет, но мы сейчас не об этом.

Наверное, в этом процессе «призыва на княжение» сегодня проявляется какая-то скрытая, совсем подсознательная, можно даже сказать, сакральная черта. В смысле – уж если кого-то и призывать, так варягов. С этого, как говорится, и пошла Россия-матушка. Земля-то наша, как известно, всегда была велика и обильна, вот только порядка нет, как нет. 

Потому даже удивляют порой московские жалобщики на всевозможных «варягов». Если вы и вправду считаете себя столицей России, то радоваться бы только надо притоку свежей крови отовсюду из страны. А если не считаете – то зачем весь этот огород городить с прописками и регистрациями?  Вы – обычная провинция, как минимум, с Петровских времен… 

Однако все же куда подевались-то собственно потомки Рюрика, Трувора и Синеуса, равно как их соратников и дружинников? Растворились без остатка в населении страны, ставшей с той поры по имени одного из варяжских племен называться «Русью»? А где по теории вероятности концентрация крови предков-варягов наиболее высока? Да в Питере же, на Северо-Западе – где еще? Мне самому неоднократно приходилось наблюдать, как к такому выводу приходили петербуржцы, интересующиеся своей родословной. Несколько человек самого разного возраста и принадлежащие к обоим полам, числили в своих предках варягов. И это, не считая значительной группы молодежи, которая вместо игр в героев произведений Толкиена, играет в варягов. Это вам не казаки-разбойники. Тут все как положено: настоящая, по канонам пошитая одежда, настоящее оружие и доспехи, варяжские имена. Голос крови, в общем. 

Недавно в ряде желтых газет появились сообщения о том, что Путин собирается переписывать историю. Что собрал он без всякой прессы и рекламы в тиши своей президентской библиотеки ведущих историков страны (в смысле, действительно историков, а не разных фоменок) и в присутствии только одного своего советника Андрея Илларионова беседовал об истории страны. Но кое-что просочилось. Что ж, у нас такое бывало часто (в смысле историю переписать). И при первом удобном случае я задал вопрос о содержании беседы одному из участников – Андрею Илларионову. Так вот, речь шла о домосковском периоде истории Руси, о столицах и князьях, о – фактически – формировавшемся тогда у нас многополярном и почти сетевом обществе (насколько это, конечно, возможно в средневековье). В общем, как сказал Илларионов, речь шла о той истории Руси, которой нет сегодня в учебниках. Но которая, возможно, там скоро появится…

…Наверное, и те, кто едет работать в Москву, тоже чувствует нечто вроде голоса крови. «Здравствуйте, Вы из Петербурга?» – «Да…» – «Читать – писать умеете?» – «Вроде как…» – «Тогда пожалуйте на Старую площадь!» А где платят больше, чем у нас? Да в Москве же. И голос крови предлагает всем заинтересованным организациям и государственным структурам: 

Не нужны ли крепкие руки,
Не нужно ли твердое сердце,
И красная кровь не нужна ли
Республике иль королю?

Страна испытывает острый кадровый голод. Как результат бездумного развала производства середины 90-х и бандитских войн. Не хватает квалифицированных рабочих и инженеров. Но более всего – грамотных управленцев, менеджеров. Потому что если хорошие рабочие и толковые инженеры были в нашей стране всегда, управленцев не было никогда. Грамотных управленцев, не испорченных социалистической системой хозяйствования. Надежда только на молодых, только на новое поколение 25–35 летних. Из старшего поколения управленцев к новым условиям смогли приспособиться избранные единицы. Я не считаю тех, кто в 40 и даже 50 начал практически с нуля новое для себя, да и для всех окружающих дело. Таких значительно больше, и напоминает ситуацию начала свободного рынка, когда в торговлю предпочитали брать людей «с улицы», лишь бы только не с опытом «совторга» – торговли из-под прилавка и черного хода, обвеса, обсчета, хамства и т.д. Вот только в торговлю все эти гримасы «совка» просочиться сумели (кроме, разве что, торговли из-под прилавка). Часто слышишь подзабытое «вас много, а я одна» от продавщиц, явно не успевших застать социализм в силу нежного возраста. Возможно, именно поэтому те, кто умеет работать по-новому, ценятся столь высоко. И переманивают их из регионов в столицу и обратно. Это я уже опять про управленцев. 

Такие дела. Но, наверное, когда-нибудь вспомнят первопроходцев свободной экономики добрым словом. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Конечно, есть нечистые на руку, да и откровенные ворюги. Но и этим со временем припомнят. Если все будет развиваться как надо, иначе и быть не может. Тем более что нам уже не нужно призывать варягов – достаточно вглядеться в себя и поверить в собственные силы. А от этого зависит значительная доля успеха. «Эй, мальчик, неси нам вина скорее, малаги, портвейну, а главное – виски!»