Эпоха регионов

Виктор Шаву
Гилберт К. Честертон (известный у нас в основном в качестве автора детективов) еще в 1914 году следующим образом сформулировал "великую судьбу империи": "Победа над варварами. Эксплуатация варваров. Союз с варварами. Победа варваров". Нет сомнения в том, что согласно "формуле Честертона" эпоха империи Российской стремительно движется к своему закату. Социологи отмечают, что не только мировоззрение, но и ценностные ориентации населения России в последнее время все больше расходятся с ценностными ориентациями жителей Москвы. Да и сами мы видим эти различия на каждом шагу.

По всей видимости, именно этим объясняется и отсутствие "единой национальной идеи", на которое сетуют политологи всех мастей - от ультраправых и ультралевых до самых что ни на есть центристов. Действительно, какая может быть национальная идея, если цели и задачи столицы и регионов расходятся настолько заметно, что вскоре могут стать диаметрально противоположными. Наверное, именно поэтому в Москве была подвергнута если не жесткой, то по-московски издевательской критике попытка президента сформулировать среднесрочные перспективы: "Через 10 лет мы все будем счастливы". Эта формулировка понятна всем, живущим в регионах, но не в столице. Ведь столица в случае наступления "всеобщего счастья" автоматически теряет привилегированное положение.
Существует гипотеза о том, что в настоящее время - в конце прошлого и начале нового века - происходит полная смена исторической формации cтраны. Причем разница между Россией прошлого и Россией будущего столь же велика, как и между Киевской Русью и Московской. Это разные народы, которых связывает только некоторая часть общей истории. И как знать, возможно, скоро в Московии будет жить народ, отличающийся от нас не только по менталитету, но и языку. По аналогии с Киевом, который некогда был "матерью городов русских" и в котором живут сегодня украинцы - народ нам близкий и дружественный, но все же не русский...
Процесса этого бояться, пожалуй, не следует - это данность, и, как говорится, будем мы отрицать или приветствовать, его нам ни ускорить, ни остановить. Просто этот процесс нужно осознать и заранее продумать наименее болезненные схемы существования в его рамках. Ведь самое неприятное - это то самое безвременье между новой Россией и уходящей Российской империей с ее главным пережитком - концепцией "Москвы - Третьего Рима".
Наступающему веку, эпохе глобализации и высоких технологий, в большей степени соответствует сетевое общество, наиболее близкая модель которого - новая "Европа регионов". Сегодня в рамках Евросоюза мощное развитие получили так называемые еврорегионы - наднациональные образования, построенные поверх государственных границ. При такой системе государство отнюдь не отмирает, но становится некоей декоративной ширмой со всеми присущими ему атрибутами - гербом, флагом, гимном, вооруженными силами, креслом в ООН и т. д. То есть роль государства в сетевом обществе будет постепенно нивелироваться до (возможно, в отдаленном будущем) роли английской королевы, которая царствует, но не правит. Возможно, именно это и предсказывал старец Филофей - после падения "Третьего Рима" эпоха государств заканчивается. Начинается эпоха регионов. Четвертому - не быть.
О том, что в России сознание регионально-сетевого общества начинает овладевать массами, говорит хотя бы то, что граждане уже самоидентифицируют себя как новгородцы, петербуржцы, псковичи и т. д. О том, что они - граждане России, вспоминают в основном на федеральных выборах, в загранпоездках, при уплате налогов и в случае какого-нибудь очередного международного скандала - будь это допинг национальной сборной или поставки заокеанских окорочков. Та же картина прослеживается, к примеру, в Германии, где житель Баварии всегда скажет, что он - именно баварец, а не абстрактный немец. Жители Уэльса или Шотландии могут жестоко обидеться, если их случайно назвать англичанами. Но зато и шведы, и норвежцы сами называют себя скандинавами, ведь Скандинавия - уже полностью сформировавшийся еврорегион.
В этом смысле формирование еврорегиона вполне логично в рамках российского Северо-Запада. И в данном случае создание на его территории федерального округа только подхлестнуло этот процесс, начавшийся очень давно и имеющий ко всему прочему еще более долгую историю. Ведь в целом Северо-Запад как единое жизненное пространство ведет свою историю от Новгородской Республики - входящие в его состав регионы в свое время либо находились под десницей Новгорода Великого, либо имели с ним тесные торгово-экономические и военно-политические связи.
К большому сожалению, Петербург сегодня стоит несколько обособленно от этих процессов. При этом причина, скорее всего, кроется, к сожалению, в петербургском самосознании и в знаменитом петербургском снобизме. Возможно, это пережиток прошлого - отдаленного, когда Петербург был имперской столицей. А возможно - и не столь отдаленного, когда Ленинград при всей своей "областной судьбе" снабжался все же лучше остальных городов СССР. Так это или иначе, но распространенный в нашем городе "взгляд свысока" на своих ближайших и отдаленных соседей имеет место, и поведение петербургских туристов подчас уступает только поведению столичных гостей.
Да, судьба распорядилась так, что мы живем в самом прекрасном городе планеты Земля. Мы так считаем по праву, и нам есть чем гордиться. Но нельзя забывать о том, что точно так же - и тоже по праву - гордятся своими городами жители Великого Устюга, Каргополя, Старой Руссы, Сортавалы... Ведь Петербург - не чужой город на этой земле. Он органично пророс из истории и традиций Севера - русского и западного. И если мы хотим рассчитывать на нечто иное помимо сомнительной славы "второй столицы" при Москве, нам необходимо сотрудничать с другими регионами Северо-Запада и как минимум относиться к ним с уважением.
А о каком уважении может идти речь, когда при подготовке к празднованию 300-летия наши власти (а значит, мы, петербуржцы, ведь мы их избирали) совершенно забывают о том, что в этом же 2003 году празднуют свои юбилеи Старая Ладога, Псков и Петрозаводск. Можно было бы превратить эти праздники в единый праздник всего Северо-Запада, передающий эстафету от одного города-юбиляра другому. Конечно, об этом будут говорить, произойдет обмен официальными делегациями и поздравления. Но в программе празднования 300-летия не предусмотрено широкое, народное, общение с другими городами. И тут тоже прослеживается пагубная москвоцентричность - поздравлять Москву с 850-летием из Питера отправилась представительная делегация с губернатором и копией Медного всадника в натуральную величину. Новгород Великий с 1140-летием поздравляли скромнее (правда, надо признать, были петербургские военно-исторические клубы, а фейерверк устраивали Петергофские пиротехнические мастерские). Не будут ли точно так же забыты наши соседи, не заслонят ли наши предпраздничные хлопоты их юбилеи?
Но праздники приходят и уходят, а жизнь продолжается. Сегодня много говорят и пишут о 300-летии Петербурга, часто забывая при этом, что после праздника город не закрывается на переучет до следующей славной даты. И жить нам придется здесь - в Европе, на Северо-Западе, практически в Скандинавии. Поэтому еще есть время исправить свои ошибки и оказать своим соседям положенное им уважение. Ведь случись что, перехватить соль или спички придется у них. Не говоря уже о чем-то более серьезном.