Аэрокобры в катакомбах

Bалерий Давыдов
               
        Шумшу всегда слыл самым загадочным в цепочке Курил. Дело в том, что он – полый. Во время войны японцы руками пленных китайцев и корейцев выдолбили подземный бастион с железнодорожным сообщением и аэродромами. Общая численность гарнизона достигала 180 тысяч солдат.
После капитуляции Японии все входы в подземелье якобы были либо забетонированы либо взорваны. От любопытных глаз Шумшу закрыла запретная пограничная зона. Тогда же родились легенды об остатках гарнизона, который продолжает нести службу в подземной крепости. Пограничники демонстрировали идущие из-под земли провода, от которых загоралась лампочка. Показывали также подстреленных лис, в желудках которых был рис, явно найденный рыжими пронырами в подземных хранилищах. Время от времени находились какие-то люди, утверждавшие, что выбрались из-под земли и являются то ли самураями-смертниками, то ли спасшимися от казни строителями укреплений…
Словом, полвека кто-то наводил тень на плетень, не пуская никого на остров. Мотивировки были самые различные: от той, что можно, мол, подорваться на старой мине, до страшилки, что внутри острова якобы хранится бактериологическое либо химическое оружие.
Но всякой сказке приходит конец. Воспользовавшись тем, что за последнее время из-за перманентного кризиса вооруженных сил бдительность пограничников изрядно ослабла, мы попали-таки в катакомбы, добравшись с соседнего Парамушира до Шумшу. Перво-наперво обследовали большие входы. К ним вели две неплохо сохранившиеся бетонные взлетно-посадочные полосы. Входы были действительно взорваны и разрушены. Но в одном месте мы нашли широкий проем, к которому вели свежие следы от большегрузного автомобиля. Причем в проем он вполне мог въехать и по ширине, и по высоте. Вооружившись фонариками, пошли внутрь.
Метров через 200 вход стал резко расширяться и превратился в ангар с гектар площадью. И – о диво!  Здесь стояли зачехленные в брезент самолеты времен войны. Заглянув под укрытие, мы с удивлением обнаружили на крыльях красные звезды. Силуэты самолетов, однако, показались нам незнакомыми. Во всяком случае, это были не «яки» и не «лавочкины». Всего мы насчитали 16 машин.
Выбравшись наверх, стали осматривать местность в надежде обнаружить другие входы. Теперь задача была проще: искали уже по знакомым следам протекторов. И нашли. Вели они к новому проему. Внутри – самолеты тех же моделей, числом 12. В третьем проеме оказались зачехленные «студебеккеры» времен войны – 20 штук.
Последняя находка кое-что прояснила. По логике вещей автомобили, поставляемые нам союзниками по ленд-лизу, мы должны были после окончания боевых действий вернуть обратно хозяевам. Если не отдали, значит, спрятали или случайно забыли. До тогдашних распорядителей имущества, полученного по ленд-лизу, сейчас не дотянешься. Но вот кто, интересно, пользуется «забытым» сейчас?
В конце концов мы вычислили и марку самолетов. Это были американские «Аэрокобры». На Парамушире в Северо-Курильске нам сказали, что их переправляют примерно раз в полгода по 10-12 штук в Петропавловск на небольшом судне, принадлежащем будто бы «Камчатморгеологии».
В Петропавловске мы вначале пошли по неверному пути. Разыскали давно забытый, но в войну действовавший аэродром возле поселка Сокоч. Взлетная полоса – в рабочем состоянии. Знаете, этакие железные рифленые модули, как мы узнали у  военных -   американского ленд-лизовского происхождения; как бы микроплиты, из которых и собрана взлетно-посадочная полоса. Кстати, таких модулей мы нашли на Камчатке множество: из них сложены даже сараи местных жителей. Но самолетов здесь не оказалось. Зато обнаружили их на 11 километре Елизовского шоссе, где расположилась какая-то геологическая организация. Спросили у сторожа ее название. Он в ответ буркнул: не то «Камчатбургеология», не то «Камчатморгеология» – и посоветовал «мотать отсюда побыстрее».
     Тем не менее мы успели заметить три «Аэрокорбы», возле которых возились ремонтники. В Петропавловском порту нам объяснили, что самолеты уже в течение нескольких лет уплывают отсюда на больших судах-сухогрузах. Куда? Может быть, в Америку? По слухам, одна «Кобра», за которыми в США гоняются любители старины, стоит сегодня до милиона долларов.
       Много лет назад, впервые натолкнувшись в газете «Камчатский комсомолец» на заметку, где сообщалось о вывозе «Кобр» из Петропавловска, я, воспользовавшись оказией, слетал на Камчатку. Но разгадать тайну секретного бизнеса оказалось, каюсь, не по зубам. Убедился лишь в одном: «Кобры» по-прежнему в цене и по-прежнему «уплывают» от нас. Подпольная торговля продолжается.
   Военная же контрразведка  из отдела ФСБ по СВПО ФПС, которой стали известно о моей находке,  выяснила вскоре точное название организации, где работал сторож: «Бургеотермия». Профессионалы внесли и другие коррективы в мое частное расследование.
         Самолеты  вывозились партиями по 15 штук. Столько их во всяком случае было  на борту корабля, который как выяснили контрразведчики, встал под погрузку на рейде Шумшу незадолго до моего посещения острова - 28 октября 1998 года.
        Ответ – сколько же всего было вывезено самолетов? - дали те же военные контрразведчики: в 45-м на Шумшу была перебазирована 23-я смешанная авиадивизия, то есть больше ста машин.

                Из отчета отдела контрразведки          
                ФСБ   по СВПО ФПС:

        В 12-35 к нему с правого борта в районе первого трюма отшвартовался плашкоут с самолетами.
         В 18-35 к тому же борту, только ко второму трюму, подошел еще один плашкоут… Выгрузка длилась до 20-40
          29 октября в 15-25 подошел третий плашкоут. В 18-00 он был разгружен.… Всего на борт было принято 10 тонн самолетного груза.
          В Авачинской губе корабль оказался 5 ноября и сразу получил команду следовать к стоянке механического завода для выгрузки.
          В 13-37 была начата разгрузка, которая закончилась в 23-10.   
          Далее самолеты грузились на а/м «Камаз» с номерными знаками К-136  АН и К-479 ВУ. Они и отвезли груз на базу «Бургеотермия» на 11 км Петропавловского шоссе.
               
 На базе самолеты реставрировались и проходили предпродажную подготовку. Судно же, доставившее самолеты в Петропавловский порт не могло принадлежать ни «Камчатмор-бур-геологии», как я ошибочно предположил, ни какой другой гражданской организации, потому что в таком случае его неминуемо перехватили бы морские пограничники. Вывод, который я боялся сделать, за меня сделала военная контрразведка: оно принадлежало - правильно — самим пограничникам.
        Это был пограничный корабль снабжения «Николай Старшинов», принадлежащий дивизии сторожевых кораблей Северно-Восточного пограничного округа. Впрочем, думаю, читатели простят мою «недогадливость» – за три года наши представления о степени коррумпированности общества существенно углубились…
      Были уточнены и марки самолетов. На «Старшинове» были и американские «Аэрокобры» и истребитель Р-63 «Кинг-Кобра», а также японские истребитель К-43 «Хаябуса» и бомбардировщик Ки-48.
          По оценкам ФСБ, оказалось, цена каждого самолета зашкаливает за миллион долларов. По соглашению с американцами всю ленд-лизовскую технику мы должны были после окончания боевых действий им сдать, но  сдали, естественно, не всю. Самолеты спрятали на Шумшу.
       Как стало известно из засекреченных ранее документов сразу после войны с Камчатки на  аэродромы Шумшу были перебазированы части, укомплектованая как раз ленд-лизовской техникой. Вопрос - зачем  перебазировать, если нужно расформировывать, и зачем на Курилы, если основной порт – в Петропавловске, откуда удобнее отправлять технику назад в Америку? – остается открытым, хотя и объясняет безнаказанность расхитителей.
        Ведь, действительно, техники, которую продают за баснословные деньги, уже вроде и нет в природе, во всяком случае,  ни нам, ни американцам она уже не принадлежит. Воистину, «Мертвые души» в аэроварианте!
    Поэтому, наверное,  рабочая встреча сотрудников контрразведки, оперативно-розыскного и отдела дознания Петропавловской таможни, состоявшаяся недавно по результатам расследования, далеко идущих последствий и  не имела. Возможно, чтобы не будить спящую на международной арене историческую собаку…
  … Хотя, тем не менее, командующий пограничным округом генерал-лейтенант Прохода округом уже не командует. Не знаю, было ли его отстранение от должности следствием самолетной авантюры или нет, но из документов контрразведки видно, что пограничный генерал был прекрасно осведомлен о ней.
         Во всяком случае, приказ №7609, как гласит вахтенный журнал «Николая Старшинова», разрешающий перевозку «фрагментов» самолетов весом в 10 (!) тонн подписал именно он. Не мог о ней не знать и другой пограничный генерал, сожженный недавно неизвестными вместе с женой на своей квартире во Владивостоке.
     Следствие почему-то упорно отстаивает одну-единственную «браконьерскую» версию покушения. А почему бы не рассмотреть «самолетную?». По крайней мере, в денежном выражении бизнес на крабах и «Кобрах» вполне сопоставим, а уж по степени криминальности последний, пожалуй, будет «покруче»…
      Судьбу другого «подписанта» документов на вывоз «Аэрокобр» с Курил – мэра Северо – Курильского района Федора Янушева решат избиратели.
           Как мне рассказал заместитель директора Петропавловского порта по безопасности, бывший кадровый чекист Евгений Верещага, северокурильчанин, немало сделавший для разоблачения аферы с самолетами, а ныне сам баллотирующийся в мэры Северо–Курильска, суд признал перевыборы Янушева на второй срок недействительными и отменил их результаты.
       А фальсифицировать результаты мэру понадобилось, возможно, после того, как стали известны факты его махинаций с самолетами.
               
                Из материалов судебного дела по       признанию выборов    мэра Северо-Курильска недействительными.

    2 сентября 1998 года за №01-16/380 в адрес главы Северо-Курильской администрации Федора Янушева пришло письмо,                подписанное   В. Воронцовым с просьбой оказать содействие в  передаче    самолетов времен войны некоему Олегу Лейно…                Содействие было оказано.
     За № 01-16/2 от 23 марта 1999 года тот же музей указал, что эти       раритеты ему были нужны… для восстановления имеющегося     самолета «Аэрокобра»… 
    Комментарии, как говорится, излишни. Надо ли говорить, что ни Лейно, ни 15 самолетов, в том числе японских бомбардировщиков - пошедшими на ремонт одного (?) американского истребителя никто больше не видел. Равно как и предшествующих партий самолетов, которые, как показало расследование, с завидной регулярностью отбывали в неизвестном направлении через Петропавловский порт.
    Кстати, одним из пунктов предвыборной программы Верещаги было создание музея на Шумшу. (Возможно, поэтому он и победил – если брать, конечно, не те сведения, которые суд признал недействительными, а настоящие.) Дело в том, что многие японцы хотели бы посетить места боевой славы своей или своих родственников и соотечественников…
                А посмотреть здесь есть на что. И это не только танки и самолеты, разбросанные по всему острову.  Это - реальная статья дохода для одного из самых бедных районов Сахалинской области, у которого даже нет транспортного сообщения с собственным областным центром (я туда смог добраться  только через Камчатку).
      Если,  конечно, показывать самолеты и танки, а не загонять их «втихую» американцам, пользуясь статусом закрытой пограничной зоны.