Гаврилиада глава 5-6

Эпатова Нинель
ГЛАВА 5.

О значении переписки Пушкина.

   В переписке Пушкин предстаёт перед нами во всём блеске трудной и опасной жизненной игры, которую вёл Пушкин и той, которую вели с ним. Жизнь поэта
была посвящена борьбе за свободу и честь.
   Письма Пушкина и его корреспондентов являются блестящими образцами эпистолярного жанра и отличаются высоким уровнем литаратурности. Их, с полным основанием, можно считать литературным наследием Пушкина и его эпохи. Кроме того, переписка помогает отсеять истину от легенд, фальсификации и домыслов. А поскольку, как уже было сказано выше, что основные воспоминания о поэте записаны из трёх источников, то значение Пушкинской переписки огромно.
   Особое значение имеет обширная переписка Пушкина со своим самым большим другом, князем П.А.Вяземским. Их переписка изобилует литературно-критической проблематикой: "...меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло..."  Во время этих споров каждый был уверен в своей правоте. Позднее, несколько десятилетий спустя, в мемуарных высказываниях, Вяземский признаёт во многом правоту Пушкина. Но при жизни поэта, в разгаре письменных сражений и бесед, каждый самозабвенно отстаивал свои взгляды. К сожалению, писем Вяземского к Пушкину за годы южной ссылки сохранилось очень мало, а то проще бы было избавить Пушкина от клеветы. В письмах Пушкин и Вяземский острят, не стесняются в выражениях.
   Переписка  друзей дошла до нас не в полном объёме, оттого, что поэт вынужден был многое сжечь в Михайловском. И свои рукописи, и автобиографические записки, и острые и небезопасные в политическом смысле письма Вяземского, написанные после поражения декабристов. Именно откровенный характер их переписки осбенно драгоценен для нас, так как приоткрывает многие существенные черты биографии и творчества Пушкина, которые в ином случае остались бы неизвестны или непонятны. Начавшаяся в лицейские годы переписка Пушкина и Вяземского продолжалась два десятилетия. Вот фраза из письма Пушкина, которая ещё раз говорит о правдивости и принципиальности: "...я никогда не мог поправить
ранее написанного..." В письме из Одессы от 20 декабря 1823г. читаем :"...поздравляю тебя с Рождеством Спасителя нашего Иисуса Христа..." Как же можно считать Пушкина неверующим? Вряд ли бы кощунственный атеист, написавший антихристианскую пиеску, с принципиальным характером Пушкина мог так лицедействовать.
  Часто они пересылали свои писма друг другу с оказией. Как писал Пушкин Вяземскому :"extro-почтой". К этому их толкала неизбежность цензуры. Но как раз одно из писем отправленное "extro-почтой" случайно попало в руки полиции и стало причиной обусловившей ссылку Пушкина из Одессы в Михайловское. Вот отрывок письма сыгравшего роковую роль в судьбе Пушкина и в то же время посмертно защищающее его от клеветы на него в полном безвериии и опять же от фальшивого авторства. " ... Читаю Шекспира и библию... Святой дух мне иногда по сердцу... беру уроки чистого атеизма... Здесь англичанин глухой философ, единственный умный афей, которого я ещё встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, творца и правителя, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к сожалению более всего правдоподобная."
                А.Пушкин - П.Вяземскому  апрель-май 1824г.  Одесса.
   Кстати, после того , как письмо Пушкина к Вяземскому, отправленное с оказией, случайно попало в руки полиции, Вяземский писал Пушкину: "...Сделай милость будь осторожен на языке и на пере..." 
    Может быть у прочитавших это письмо, возникнет недоумение. Чем же оно защищает Пушкина? Даже если принять это письмо за искреннее, неискажённое, то из него можно сделать выводы в пользу Пушкина. Сомнения в подлиности изложения письма и адресата, вызывает факт его перлюстрирования. Адресат назван П.И.Бартеневым, указавшим, что письмо было послано издателю "Бахчисарайского фонтана", т.е. Вяземскому. И сделано это указание при жизни Вяземского, что безусловно заслуживает доверия.
   Чтобы читателю было яснее - умный афей - это домашний врач семьи М.С.Воронцова в 1823-1824г.г.-доктор медицины Уильям Хатчинсон (1793-1850г.г.). Пушкин довольно часто встречался с ним в доме наместника,т.е.
М.С.Воронцова. Хатчинсон действительно учил нашего поэта философии атеизма и сделался невольным орудием его катастрофы. (Об этом можно удостоверится в книге Анненкова "Пушкин")
   Ну и что из того, что любознательный Пушкин познакомился с философией атеизма? И в какой то момент теория англичанина-философа показалась частично "...самой правдоподобной..." Можно ли после этого считать, что Пушкин был "чистый атеист..",  как это с пеной у рта, вещают махровые атеисты и врачи Пушкина? Конечно же нет. Да, Пушкин был грешник, земной человек, дитя своего века. Но кто из смертных землян не был подвержен греху и искуплению.
   Даже Христос в земном бытии был подвержен искушению. А Пушкин, живший в окружении вольтерьянцев и массонов, мог мимолётно попасть под ветер искушения, но не более . И ещё знаменательно, что в это же время Пушкин читает библию "...святой дух мне иногда посердцу...". Божие слово незримо охраняло поэта и на уроках атеизма.
   Вот ещё один пример искажения - письмо А.Пушкина  А.А.Бестужеву:
"...Зачем хвалить холодного, однообразного Осипова, а обижать Майкова. "Елисей" истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:
Я мню и о тебе исподняя одежда
Чтоб и тебе спастись куда была надежда.

А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи:
Когда для пирогов она у ней топилась
И тем подобно Дидоне учинилась.

А разговор Зевса с Меркурием и герой, который упал в песок:
И весь седалища в нём образ напечатал,
И сказывали те, кто ходит в тот кабак
Что виден и по днесь в песке тот самый знак.

Всё это уморительно. Тебе, кажется больше нравится "Благовещенье", однако же Елисей смешнее, следовательно полезнее для здоровья.  А.Пушкин"
                Переписка А.Пушкина т.1 стр.460 изд. Худ. лит. 1982г.
   В комментариях к этому письму читаем:
 "Благовещенье" - поэма Пушкина "Гаврилиада"               
Опять же нелепо и бездоказательно. Ведь Пушкин не пишет моё "Благовещенье". Нет никаких доказательств что это одно и тоже и что автор Пушкин. Версия-догадка выдаётся за достоверность.
   Примечание к письму:
А.А.Бестужев (лит. псевдоним Марлинский) - 1797-1837г.г. - писатель, критик, в 1824г. принят Рылеевым в "Северное общество". После декабрьских событий был осуждён на 20 лет каторжных работ. Потом срок сократился до 15 лет. В 1829г. был переведён рядовым на Кавказ. 7 июня 1837г. убит в бою у мыса Адлер.
 А.П.Осипов - автор шуточного переложения "Энеиды" Вергилия (СПб 1791г.)
 В.И.Майков - автор шуточной поэмы "Елисей".

   
                ГЛАВА 6.


                Пушкин и массоны.

  Не надо забывать и ещё об одном роковом искушении, наложившем отпечаток на всю судьбу Пушкина, а может быть и ставшим причиной его преждевременной смерти. Это массонство. Юный Пушкин в среде образованного общества всюлу сталкивался с массонами, вольтерьянцеми. Направленный на юг, исправлятся от привитого ему в лицее политического вольнодумства, он оказывается захваченным ещё большим, чем в Петербурге, политическим и религиозным вольнодумством. Высланный в Бессарабию, он попадает в массонскую среду, "исправляющую" его от политического вольнодумства. Наместник И.Н.Индов был членом Кишинёвской ложи "Овидий". Однофамилец лучшего лицейского друга поэта генерал Павел Сергеевич Пущин, мастер массонской ложи "Овидий", и другие Кишинёвские массоны вовлекли Пушкина в начале мая 1821г. в число членов массонской ложи "Овидий". По версии Н.Бурляева и В.Орлова во время приёма Пушкина в массоны произошло следующее:"...Во время ритуала приёма в массоны,
Пушкин решительно отказался снять свой нательный крест, как это было положено во время этой процедуры... А по окончанию ритуала, оставшись с Пушкиным, магистр массонской ложи шепнул Пушкину по-французки: "...Все говорят о забавной записке, о дьяволе соблазнившем деву Марию, почитай мне её."
"Никогда ничего подобного не писал, Ваше Сиятельство" - таким же шопотом отвечал Пушкин.
 "Но все говорят, что это твоё творение."
 "...Мало ли что говорят обо мне лавочники, Ваше Сиятельство"
   Коментарии излишни. Да "лавочники", продавцы клеветы о поэте, продающие честь России и поэта, действительно "то ли ещё скажут во имя погибели солнца русской поэзии."
   Примечание:
   Бурляев Николай Петрович - член Русской Академии Наук, член президиума Русского Народного Собора.
  Орлов Владимир Евгеньевич-автор научных статей о Пушкине.
  Итак, только короткий период жизни Пушкина, его мировозрения носят определённые черты политического радикализма и религиозного вольнодумства. Массоны и прочие враги Пушкина очень скоро убеждаются в неглубокости его радикализма и атеизма и понимают, что он никогда  не станет их верным сторонником. И несмотря на то, что Пушкин состоял в массонской ложе на самой низкой ступеньке их иерархической лестницы, это сулило ему грядущие беды.
   Ведь именно этот период, вскоре после вступления в массонское братство, он, как уже было видно из его писем, начинает усиленно изучать библию, а рассуждения ангичанина-атеиста вскоре в одном из своих писем называет "пошлой болтовнёй".
   Ведя на юге внешне несеръёзный образ жизни, в действительности он много читал и много мыслил. Но окончательное его духовное выздоровление и обрусение наступает в селе Михайловском, Псковском имении его родителей, куда он был сослан в июне 1824г. за приведённые выше строки его письма к Вяземскому.
   В Михайловском Пушкин слышал русскую речь, жил среди людей одетых по-русски и певших старинные русские песни, которые соблюдали старинные обряды, молились по православному. И Пушкин, вместо пышных Петербургских гостиных, где подражали Европе в манерах и мыслях, оказался в допетровской Московской Руси.
   После Михайловского, Пушкина " как бы таинственным щитом - святое провидение осенило." Няня с её незыблемой верой, святые горы, богомольцы слепые, калеки, набожный игумен, чтение библии - всё просветляло душу поэта.
От его прежних мировозрений и массонства не осталось и следа. Даже крайний
западник, некий Фёдоров, в сборнике "Новый град" признаёт: "...христианские влияния Пушкин почерпнул не из окружающей его вольтерьянской среды..., но из глубины русского народа (начиная с няни) общения с которым он жаждал, и путь к которому сумел проложить ещё в Михайловском."
   В письме к своему брату, Льву Сергеевичу, написанном в ноябре 1824г., Пушкин пишет:
"...вечером слушаю няню и вознаграждаю тем недостатки проклятого моего образования. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..."
   Итак с полной уверенностью можно сказать, что после ссылки в селе Михайловском Пушкин полностью снимает с себя путы антирелигиозных искушений и становится верующим человеком. Хотя его враги и клеветники, и их последователи до наших дней  и поныне приписывают ему безверие, атеизм, авторство поэмы "Гаврилиада".
      Так же как вот и это письмо Пушкина Вяземскому (март 1823г. Кишинёв), на мой взгляд толкуется превратно:
   "Вот тебе несколько пакостей:
Христос Воскрес
Христос Воскрес, моя Ревека!
Сегодня следуя душой
Закону Бога - человека,
С тобой целуюсь ангел мой,
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка приступить
И даже то тебе вручить
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

Эпиграмма
Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьём,
А дневного пропитанья
Ежемесячным враньём.


Иной имел мою Аглаю,
За свой мундир и чёрный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был фрацуз,
Клеон - умом её стращал,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?

Оставя часть судьбы на произвол
Живая жертва фурий
От малых лет любила чуждый пол.
И вдруг беда! Казнит её Меркурий.
Раскаятся приходит ей пора,
Она лежит, глаз пухнет понемногу.
Вдруг лопнул он: что ж
................................................
.......................... слава Богу!
Всё к лучшему: вот новая дыра!"

   И приписка:
"...Этих 2-х не показывай никому - ни Денису Давыдову" (адресат последних двух эпиграмм - А.А.Давыдова, жена А.Л.Давыдова, которого в " Евгении Онегине" Пушкин назвал "рогоносец величавый". Денис Давыдов был близким родственником этой семье.
   Я специально подробно привела " эти пакости", потому что и  они у некоторых биографов Пушкина комментируются как отрывки из поэмы "Гаврилиада", т.е. "каждое лыко в строку". Ну а то, что мололой Пушкин был хулиган, похабник соответственно нравам своего века, это не для кого не секрет. Безнравственные строчки, бывало, на потеху друзей, легко слетали с его пера. Это было, пока он решительно не повернулся лицом к богу. Но это ведь совсем не то, что кощунство над всем святым, над религией и богом, которые ему приписывают клеветники. Да и он от этих строк никогда не отрекался. Причём, почему эти его "бытовые" записки" не печатаются, а если и печатались то под вопросом: то ли Пушкин, то ли пользовались его именем. Подобно тому, как не печатались Барков и другие любители непристойностей. А кощунственная "Гаврилиада", бьющая по религии, по России, под именем великого поэта - мощное орудие против России, и государства, и культуры. Однако клеветники и в этом письме находили намёк на "Гаврилиаду".
   Да, конечно, от подтасовок и фальсификаций, которые на мой взгляд встречаются в комментариях и толкованиях порой голова идёт кругом.
   Вот, например, в письме А.И.Тургеневу 7мая 1821г. Пушкин пишет из Кишинёва:
"...Вы, который сближены с жителями каменного острова, не можете ли Вы меня вытребовать на несколько дней (однако не более) с моего острова Пафмоса? Я привезу Вам за это сочинение во вкусе Апокалипсиса и посвящу Вам, христолюбивому мастеру поэтического нашего стада..."
   В комментариях читаем, что это "сочинение" поэма Пушкина - "Гаврилиада". Но на каком основании? Даже если бы это была она, поэма, князя Дмитрия Горчакова или кого-то другого, список, который у Пушкина мог быть, но ведь Пушкин не пишет моё сочинение. Это раз. А во вторых ведь мало-мальский знакомый со словом Божьим, с Апокалипсисом, ни найдёт там мотивов имеющих с сюжетом этой пиески что-то общее. Видимо Пушкин имел в виду, что либо другое. Мне бы, на месте редактора комментариев, Тюнькина А.И., было бы стыдно.
                Переписка Пушкина т.1 стр.67-68

    Александр Петрович Тургенев (1784-1845г.г.) - директор главного управления
духовных дел иностранных исповеданий, использовал своё высокое звание для
оказания помощи пишущей братии. Именно благодаря его ходатайству Пушкин смог поступить в лицей. Пушкин знаком с Тургеневым с 1810г. А.И.Тургенев являлся одним из учредителей литературного общества "Арзамас". Он не мог помочь ему вернуться в Петербург, о чём просит его Пушкин в своём письме, но умело вмешавшись в его судьбу, меняет место ссылки поэта - из Кишинёва Пушкин попадает в шумную Одессу. Хорошо ли это? К добру ли? Вопрос другой. Но Пушкин в своё время благодарил его за это. Из-за событий на Сенатской площади, после вынесения смертного приговора его брату, тоже другу Пушкина, Н.И.Тургеневу, который, к счастью, сумел зараннее уехать за границу. После отрешения от всех должностей А.И.Тургенев также год спустя покинул Россию. Личное общение и переписка с А.И.Тургеневым возобновились в 1831 году, после приезда Тургенева в Россию. Прежняя дружеская приязнь переходит в близкие отношения людей, связанных дружбой и общими интересами. После гибели Пушкина А.И.Тургенев сопровождал гроб с его телом из Петербурга в Святогорский монастырь.
   Примечание к письму:
   На Каменном острове проводили лето Александр 1 и его приближённые;
   Остров Пафмос (Патлос) место ссылки у римлян. На этом острове сосланный
апостол Иоанн написал "Апокалипсис".

   Вот ещё одно письмо Пушкина к Вяземскому в котором он возмущается о том, как часто чужие творения ходили под его именем:
"...Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я бы в связи почти со всеми и в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова. Если бы я был востребован комиссией, то я конечно бы оправдался. Но меня оставили в покое и это кажется не к добру..." 
                Переписка т.1   стр.247-248
   Барков Иван Семёнович - поэт и переводчик, автор скабрезных и порнографических стихотворений, которые распростронялись в списках. Эта грубая литература находила подражателей, которые распускали свои вирши под именем Баркова.