Кровь покойника

Иван Подколодный
                Иван Подколодный.

               Кровь покойника.
                \рассказ-быль\

   Эту страшную историю, случившуюся с моим тестем и после  которой
он на некоторое время потерял дар речи, рассказал он сам. Слава богу, что дар речи к нему вернулся, иначе он во-первых не смог бы стать мужем моей горячо любимой тещи \ что  сказано  без  тени иронии \, а во- вторых он не смог бы в таком случае рассказать мне то, что с ним приключилось.
    Возможно, я кое-что не до конца дослушал, а может быть, что-то
забыл или перепутал, но основная суть настолько ужасна, что ее  я
изложу так как это было на самом деле, все остальное может быть  частично моей выдумкой.
    Володя, как тогда звали моего  тестя,    был    не только росточка небольшого , но и возраста не шибко взрослого. Но тем не менее пацану доверяли очень и очень важное дело, - ему  доверяли стучать в барабан. И не в простой барабан, а в большой барабан с тарелкой, причем не где-нибудь, а на таком мероприятии, где вряд ли кто-либо осмелится шутить. Володя стучал в барабан на похоронах, или как называли это мероприятие музыканты,  на  "жмуриках". Забавное слово из музыкального  лексикона  "жмурик"  скорей всего происходило от шуточного восприятия покойника, который  как бы "зажмурился". И в этом нет ничего удивительного, когда  провожаешь в последний путь  не  одного  покойника,  начинаешь  относиться к смерти без должного уважения,  а  с  определенной  долей
юмора. В этом есть какая-то высшая философия. "Жмурик"- это  смех
наперекор всему, смех вопреки смерти, но в то же время внешне это
никак не проявлялось. Только проводив очередного покойника
и выпив за упокой, музыканты обычно уединялись и могли  позволить
себе травить анекдоты ни в коем случае  не  обижавшие  ни  самого
"жмурика", ни его ближайших родственников и  конечно  ни  в  коем
случае не задевали лидеров партии и  государства-  время-то  было
 послевоенное.
    В то время могли запросто расстрелять за воровство  трех  колосьев пшеницы с колхозного поля, поэтому колосья воровали только в самом крайнем случае и то делали это так, чтоб никто не  видел.
Но кого-то все равно забирали, отправляли в лагеря,  а  некоторые
не возвращались оттуда никогда.
    Володя, или как его называли по  простому,  Вовка,  стучал  в
свой барабан с большим удовольствием. Каждый  очередной  "жмурик"
вызывал своеобразную реакцию предвкушения вкусного застолья.  Вы-
пить ему в то время не давали, поскольку молодому растущему  организму
это вряд ли пошло бы на пользу, да к тому  же  старшие  музыканты
вполне справлялись сами с самогоном, который выдавали "на  брига-
ду".
    Конечно, когда надо было сопровождать "жмурика" пешком,  да
еще и в гору, приходилось тяжеловато.  Большой  барабан  довольно
тяжелый инструмент, по которому надо стукнуть сбоку колотушкой, и
сверху медной тарелкой. При каждом ударе тарелки барабан  казался
все тяжелее и тяжелее и, если б не ремень, перекинутый через  плечо, то задача была бы трудно выполнимой.
     В тот день хоронили молоденькую девушку. Вовка  взглянул  на
нее как на обычного "жмурика", но обратил внимание на  правильные
черты лица покойной и, неестественный для умершей, румянец на лице.
 Девушка лежала в скромном белом платье сложив руки на груди, гроб
тоже был самый простой, - в то время и не делали таких  гробов  как
сегодня для "новых русских" или застреленных своими же  подельниками "паханов". Время было послевоенное но, несмотря  на  то,  что люди привыкли к смертям за пять прошедших лет, слезы  и  плач  по умершим были самыми искренними и горькими.
    В избе собралось много народу: мать девушки в черном платке ,
накинутом на голову, брат лет двенадцати, бабушка и много  знакомых, соседей и просто односельчан, пришедших проститься с  покой-
ной. Какой-то бывший фронтовик руководил всем  процессом,  указывая кому куда идти и что делать. Именно он подошел к музыкантам и
сказал когда надо начинать играть. Дирижер, он же бывший  прапорщик Найденов, даже обиделся потому как он-то лучше всех знал  когда надо начинать и когда следует заканчивать игру.  Найденов  сам выбирал похоронные марши, объяснял когда кому  вступать  и  играл ведущие партии на трубе.
   Оркестр заиграл похоронный марш Мендельсона и пришедшие  стали
прощаться с девушкой. Потом фронтовик махнул  рукой,  чтобы  музыканты
заканчивали играть и гроб положили на грузовик.
  Грузовик выделил председатель колхоза, он же организовал  автобус чем очень обрадовал музыкантов. До  кладбища  было  недалеко -всего пять километров, - но ехать было гораздо приятнее чем идти.
"Странный композитор этот Мендельсон, - думал Вовка, - на все  случаи жизни написал марши. И для похорон и для свадеб"...
   Сегодня подход Мендельсона к делу назвали бы коммерческим,  но
в те времена любая коммерция называлась обидным  словом  спекуляция и строго каралась законом.  Конечно,  существовали  и  черные рынки, на которых можно было купить все что  угодно,  начиная  со старых часов с кукушкой и кончая немецкими трофейными  патефонами или японскими шелковыми халатами, расшитыми драконами. Но  черные рынки были в городах, а в этом небольшом селе ,  которое  сегодня располагается на территории чужого государства Украины,  не  было
ни рынков ни спекуляции. Люди кормились со своих  огородов,  хотя
иногда не возбранялось продать или обменять лишний килограмм груш
или моркови. Особенного дохода это не приносило, но   позволяло иногда купить какую-нибудь обновку в дом или просто  бутылку самогона к празднику.
   В автобус поместились не  все,  поэтому  некоторым  музыкантам
пришлось ехать в одном грузовике с гробом. Поскольку большой  барабан был слишком велик для автобуса, Вовку с барабаном  запихну-
ли в грузовик, а барабан поставили рядом с  гробом.  Чтоб  он  не
упал, Вовка держал его одной рукой, а  другой  держался  за  борт
грузовика. С ним вместе ехал тромбонист Витя  и  кларнетист  дядя
Петя с красным от постоянного употребления самогона лицом.
   - Ну что, малой, - начал Витя, - не страшно  рядом  со  жмуриком
ехать?
   Вовка покачал головой , но на всякий случай покосился на крышку гроба, которая от  тряски  немного  съехала  набок  и  грозила
вот-вот соскользнуть.
    - Ты, Витька, не дури, - выговорил ему дядя Петя. - Малой и так
боится, а ты его пугаешь...
    Он достал из заднего кармана брюк металлическую флягу, в  которой всегда держал самогон и сделал несколько глотков.
   - А чего, дядя Петя, - продолжал Витя. - Мне  тут  недавно  снилось что жмурик за мной гонялся. Помнишь того солдата  безногого,
две недели назад хоронили?
   - Помню, - сказал дядя Петя. - Тогда  нам  только  пять  бутылок
поставили на всю бригаду.
   - Вот-вот, - подтвердил Витя. - Так вот, именно он за мной и гонялся. С лопатой в руках и на одной ноге. Я  проснулся  когда  он меня  повалил и хотел в землю закопать...
   - Ерунда все, - буркнул дядя Петя и снова потянулся за флягой. -
Ты его, Вовка, не слушай.
   - Да я и не слушаю, - сказал Вовка и снова покосился на  крышку
гроба. Она совсем съехала набок  и  упиралась  в  борт  грузовика.
Бледное лицо девушки с неестественным румянцем на щеках  казалось
кукольным.
  - А почему у нее щеки розовые? - спросил Вовка.
  - Подкрасили наверное, - предположил Витя. - Для красоты.
  - Бывает, - подтвердил дядя Петя. Он передернулся всем телом  то
ли от очередного глотка самогона , то ли от  ветерка  задувавшего
во все щели бортового грузовика.
   - Ой, ребята, скорей бы доехать, - сказал  дядя  Петя. -  Посурлять бы.
   Вовка знал, что на музыкальном  жаргоне  "посурлять"  означало
помочиться.
   - Сейчас доедем, - успокоил его Витя. - Уже кладбище видно.
  Приехав на кладбище, музыканты спрыгнули с грузовика и  присоединились к остальным членам оркестра. Дядя Петя побежал за ближайшие кусты и через пару минут успокоенный вернулся обратно.
  Процедура похорон заняла немного времени. Слезы  родственников,
прощальные речи и тупые звуки падающей  на  крышку  гроба  земли.
Вовка запомнил эту могилу, она была у центрального прохода  и  не
была ничем огорожена. Назад ехали в том же грузовике. Приехав  на
место, музыкантам выдали десять бутылок самогона, домашней колбасы, соленых огурцов и котелок отварной  картошки.  Вовка  с  удовольствием набросился на картошку с колбасой.  Он  ел  колбасу  и смотрел как музыканты разливают по кружкам самогон.
  - Малому налейте, - сказал Витя. - пусть помянет.
  - Не надо, - сказал Найденов. - Мал он пока. Успеет еще.
  - Точно успеет, - подтвердил дядя Петя. - Сейчас тебе  что-нибудь
организуем.
   Он направился в дом и через некоторое время вернулся  со  жбаном кваса.
   - Пей, малой, - сказал он, поставив перед Вовкой жбан с квасом.
  Квас был вкусным и Вовка с удовольствием выпил полжбана и пожалел, что квас нельзя взять с собой.
    Музыканты обычно брали остатки еды и  самогона  с  собой,  и,
придя в клуб, где они держали  инструменты,  продолжали  трапезу,
рассказывали анекдоты и только ближе к вечеру собирались домой.
   В этот раз все было точно так же. Вовка с  удовольствием  слушал анекдоты, и когда все собрались расходиться,  даже  не  хотел идти домой.
   Идти было далековато. Его дом находился на другом конце деревни. Чтобы дойти туда, нужно было пройти через весь поселок, обойти вокруг кладбища, а потом перейти через шаткий мост через реку.
  Был и другой путь, через кладбище, он сокращал путь вдвое, но к
вечеру становилось довольно темно и страшновато. Нельзя  сказать,
что Вовка боялся покойников, скорее людей, которые  под  покровом
темноты могли ограбить или обидеть. Время было смутное,  и  после
войны немало людей промышляло разбоем и не только им.  Находились
такие, которые раскапывали свежезарытые могилы, чтобы достать золотые зубы или драгоценности с покойников, не брезговали и  ношеными башмаками или одеждой.
   У Вовки не было ничего ценного, поэтому после некоторого колебания он решился пойти через кладбище.  На  юге  темнеет  быстро, поэтому, если б не полная луна, было бы трудно ориентироваться в темноте. Звук его шагов отражался эхом от каменных памятников и временами казалось, что шаги звучат где-то за его спиной.  Вовка  несколько раз останавливался и оглядывался. Никого не  было,  только
все время казалось, что за деревьями происходит какое-то  шевеление. Воображение рисовало страшные картины, которые  рассеивались при приближении к деревьям или памятникам.
   Внезапно шаги стали более громкими и звучали они не за спиной,
а где-то впереди. Вовка остановился, чтобы прислушаться и убедился в том, что шаги движутся ему навстречу. Он также услышал  приглушенные мужские голоса. Чтобы не сталкиваться с обладателями голосов, Вовка свернул с основной дорожки и спрятался в канаве. Недалеко он заметил могилу девушки, которую  они  хоронили  сегодня днем. Голоса приближались и Вовка затаился.
   Двое мужчин приблизились к тому  месту,  где  прятался
Вовка. У одного из них в руках была лопата.
    - Где это? - спросил высокий.
    - Кажется здесь, - ответил низкий, у которого в руках была лопата. Он указал на могилу в которой сегодня  хоронили  девушку  и оба направились к ней.
    Вовка понял, что это мародеры, промышляющие на кладбище.  Эти
люди обычно выходили на дело под покровом темноты и  сталкиваться
с ними было небезопасно. Но как назло сучок под ногой Вовки треснул и мужчины обернулись на этот звук.
   - Там кто-то есть, - сказал высокий.
   - А ну выходи, - приказал другой.
   Увидев низкорослого подростка, мужчины сначала рассмеялись,  а
потом потребовали от Вовки, чтобы он начинал раскапывать могилу.
   - Быстро, - командовал  высокий. -  Только  пикнешь,  останешься
здесь навсегда.
   Копать было нетрудно, земля была засыпана только  сегодня.  Но
Вовке было обидно это делать, к тому же он не знал, что  будет  с
ним, когда он раскопает могилу.
    Наконец лопата ударилась о доски гроба.  Один  из  мародеров
спрыгнул в могилу и с помощью  небольшого  топорика  снял  крышку
гроба.
   - Есть что-нибудь? - раздался голос сверху.
   - Да нет, даже взять нечего, - разочарованно сказал  тот,  который находился в могиле. Туфли старые, может быть, зубы есть  золотые... сейчас посмотрю.
   Он разжал ножом рот у девушки и при свете фонарика  стал  рас-
сматривать ее зубы. Один зуб был золотым.
   - Есть один, - сказал голос из могилы. У мародера был  припасен
полный набор необходимых инструментов и Вовка  с  ужасом  смотрел
как на его глазах у трупа вырывают изо рта золотую коронку обыкновенными плоскогубцами.
   Схватившись за руку, протянутую сверху, мародер выбрался наружу и Вовка остался на дне могилы рядом с развороченным  гробом  и девушкой-покойником.
   - Если кому скажешь, тебе конец, - сказали сверху,  потом  шаги
удалились и на кладбище воцарилась тишина.
   При свете полной луны Вовка видел перед собой лицо девушки, ее
закрытые глаза, и, самое удивительное, изо рта у девушки  вытекла
тоненькая струйка крови.
  - Не может быть, - подумал Вовка. Он знал, что  у  покойника  не
может течь кровь.
   Где-то далеко завыла собака. Небольшая тучка начала  закрывать
луну и Вовка почувствовал какой-то равномерный стук.  Удары  были
сильными и монотонными. Мурашки побежали по  спине  у  Вовки,  он
вспомнил страшную историю , рассказанную днем Витей и  ему  стало
страшно. Удары становились все сильнее и сильнее и Вовка  не мог понять откуда они исходят. Наконец до него дошло, стучало его  собственное сердце. В образовавшейся темноте он  едва  различал  силуэт девушки, лежащей в гробу, но вдруг ему показалось,  что  этот силуэт зашевелился и белая тонкая рука потянулась к  нему.  Вовка прижался к стенке могилы. Выбраться из нее он не  мог,  поскольку яма была довольно глубокой и без посторонней помощи  было  бесполезно даже пытаться это сделать. Тучка немного сместилась и краешек луны снова  стал  виден.  Девушка  в  лунном  свете  казалась
чуть-чуть синеватой, но положение ее руки  действительно  изменилось. Вовка смотрел на нее и с ужасом увидел, как у трупа  раскрываются глаза и с удивлением смотрят на него.
   - Где я? - сказала девушка.
   - Тут, - односложно ответил Вовка.
   Девушка приподнялась и села в гробу, она придирчиво  осмотрела
свое одеяние и снова взглянула на Вовку.
   - Я умерла? - спросила она.
   - Точно, -подтвердил Вовка. Он прижался к стенке могилы и  наблюдал как девушка вытирает кровь с губы, и  пальцем  проверяет  что
случилось с ее зубом.
   - Больно, - сказала девушка. - Кто мне зуб выдрал?
   - Эти, - начал Вовка, но ему было трудно говорить. - Эти...  мародеры. Они и меня сюда кинули.
   Девушка, казалось, уже пришла в себя. Она встала во весь  рост
и попыталась дотянуться до края могилы.
   Вовка начал понимать, что девушка по воле  случайности  оказалась жива. Такие случаи бывали, о них рассказывали музыканты, называя их умным словом "летаргический сон". Но наблюдать,  как  недавно похороненный покойник пытается вылезти из могилы, было  действительно страшно.
  Девушка попыталась  подпрыгнуть,  но  ее  усилия  были  тщетны.
Взглянув на Вовку, она протянула ему руку и сказала:
   - Чего как болван сидишь, давай вылезать.
  Вовка приподнялся, но не знал чего от него требует бывшая покойница. Он попробовал тоже прыгнуть, но из-за небольшого роста  ему
было сложно дотянуться до края.
    -Давай на плечи, - предложила девушка. -Залезешь мне на  плечи
и схватишься за край.
   Вовка так и сделал. Девушка приподняла его  и,  еле  удерживая
равновесие, Вовка попытался схватиться  за  край  могилы,  но  не
удержался и свалился вниз. Удар был не сильным, но было больно.
  - Ушибся? - посочувствовала девушка. - Давай еще раз попробуем.
   Следующая попытка была тоже неудачной.  Когда  они  попытались
сделать наоборот, то есть поставить девушку на плечи Вовке, он не
удержал ее веса и оба свалились на дно могилы.
 -  Давай попробуем крышку  гроба, -  предложила  девушка. -  Может
поставить ее боком, залезем на нее, тогда ближе будет прыгать.
   Идея девушки оказалась спасительной. Крышка гроба  приставленная к стенке могилы несколько сократила расстояние до края  могилы и девушка, осторожно встав на хрупкое сооружение, подняла Вовку на плечи и он смог уцепиться за край могилы и вылезти  на  поверхность.
   Сердце вырывалось из груди, удары были настолько сильными, что
наверное их можно было услышать у ворот кладбища. Но в это  время
суток никто не мог услышать ни ударов сердца, ни  крика  девушки,
окликавшей Вовку из глубины могилы.
   - Меня вытащи, - кричала девушка. - Ветку какую-нибудь найди.
   Вовка огляделся вокруг. Кладбище было ухоженным и  здесь  вряд
ли можно было найти брошенную ветку, которую можно было бы  спустить, чтобы вытащить девушку. Он обошел  несколько  могил,  чтобы
найти что-то подходящее. У одной из  могил  ему  показалось,  что
крест зашевелился. Вовка с ужасом отпрянул и тут ощутил  холодное
прикосновение к спине. Боясь пошевельнуться, он  затаил  дыхание.
Но ничего не происходило, Вовка повернулся и прикосновение отпустило его. Когда он отбежал в сторону , он увидел,  что  это  была
металлическая ограда могилы бывшего председателя колхоза. Его хоронили два года назад и Вовка помнил , что вокруг его могилы поставили крепкую металлическую ограду.
   Теперь ему стало легче дышать. Мысли стали более ясными и, увидев молодую осинку, посаженную на одной из могил, он  потянул  ее
обеими руками и к своему удивлению вытащил ее целиком.
   Осина отказалась хорошей подмогой и очень скоро девушка оказалась на поверхности.
    -Пойдем со мной, - сказала девушка. - ДО дома меня  проводишь.
А то мать не поверит.
     До знакомого Вовке дома добирались  долго,  ему  показалось,
что они шли несколько часов. Когда они подошли  к  дому,  девушка
постучала в окно и в доме сразу же ответили. Видимо никто не спал.
    - Кто там? - спросил голос за дверью.
    - Это я, Оксана, - сказала девушка. - Мама, открой.
   За дверью раздался грохот, видимо что-то уронили. Потом приоткрылась занавеска и в окне появилось испуганное лицо матери.
    - Призрак! - запричитала мать. - Сгинь проклятый. Сгинь сатана.
    - Мам, холодно ведь, открой, - сказала девушка. - Это я, вот у
парня спроси, он все расскажет.
   Вовка вышел из-за спины девушки и подошел к окну.
    - Да, - сказал он. - Она это. Жива она оказалась.
   Еще какое-то время мать колебалась, но затем дверь открылась и
родственники заключили друг друга в объятия. Вовка стоял в стороне не жив не мертв. Когда на него обратили внимание, у него тряслись ноги , но сердце перестало стучать, казалось, что  оно  совсем остановилось и Вовка стал трупом. Но это только казалось.
    Вовке дали стакан самогона. Это был первый стакан в его  жизни, но он проглотил его как воду.
   - Может останешься, - предложила мать девушки, - поздно уже.
  Вовка покачал головой. Ему надо было идти домой. В этот раз  он
знал, что уже не пойдет через кладбище, поэтому дорога  предстоит
долгая.
   Отяжелевшие от усталости и самогона  ноги  ели  передвигались.
Вовка заставлял себя идти, каждый раз оглядываясь на каждый  случайный звук. Но ничего не произошло. Когда он поравнялся со своим домом , уже светало.
    В доме горел свет. Вовку ждали.
    - Ты где был? - набросился на него отец.
    Вовка открыл рот, чтобы сказать, но отец прервал  его,  учуяв
запах самогона.
    - Напился значит? - возмутился он. - Связался со жмур-командой.
Больше тебя не пущу.
   - Я на кладбище был, - сказал Вовка.
  - Что ты сказал? - переспросил отец. - Голос потерял что ли?
   - Я,- сказал Вовка. - Попал в переплет. На кладбище.
  Вовка продолжал говорить, но почему-то не слышал своего голоса.
   Но отец уже ничего не спрашивал. ОН понял, что у  сына  пропал
голос и причина этому вовсе не тот самогон, пары которого он ощутил.
   Еще два месяца Вовка приходил в себя. Сельский врач  предложил
делать клизмы, бабка Федотья поила какими-то  горькими  настоями,
но голос вернулся сам собой. Тогда он рассказал  все  что  с  ним
приключилось в мельчайших деталях.
   С тех пор прошло много лет. Со жмур-командой Володя  не  разошелся, скорее наоборот, после того случая ему наливали  как  полноправному члену оркестра.
   А голос с тех пор не пропадал, даже  наоборот,  он  становился
громким и зычным каждый раз когда Володя выпивал чуть больше нормы. Тогда он пел песни прошлых лет и вспоминал о том времени, которое уже никогда не вернется.