Game Over

Горбачевская Елена
Лена с Катериной были знакомы лет сто, не меньше. Когда-то учились в одном классе. Не то, чтобы дружили, так, были в приятельских отношениях. Потом, как водится, школу закончили, пути-дороги разошлись, и виделись они достаточно редко. Возобновили знакомство по факту того, что после многочисленных обменов-разменов обе оказались соседками, жили в разных подъездах одного дома.
К этому времени Катерина стала журналистом, причем очень хорошим. Лена частень-ко читала ее хлесткие статьи, только знать не знала, что знаменитая Екатерина Семченко - та самая ее одноклассница Катька Зеленко. Замуж она вышла курсе на втором и, в отличие от Лены, которая так и осталась Горбачевской, сменила фамилию. Правда, сейчас она была в разводе с мужем, собственно из-за чего и сменила местожительство, поселившись в одном доме с бывшей одноклассницей.
Был у нее сынишка, мальчик-тихоня по имени Денис, который не шатко-не валко учился в восьмом классе и был помешан на компьютерах. Катерина по роду своей деятельно-сти, естественно, не могла обходиться без компьютера, так что с сыном у них возникали пря-мо-таки семейные баталии, ибо практически все внешкольное время Денис был готов прово-дить за монитором.
Купив долгожданный новый компьютер, Лена не преминула похвастаться соседке-однокласснице, и та тут же примчалась воочию пронаблюдать чудо совершенства. Когда, на-конец, улеглись все охи-ахи и прочие восторги по поводу достижений современной техники, подружки уселись попить кофе.
- Знаешь, Лен, что-то последнее время меня мой Дениска беспокоит, - задумчиво про-изнесла Катерина.
- А что такое? Он же у тебя целыми сутками дома сидит, никуда не отлучается, разве что в школу. Ни компаний, ни дружков подозрительных.
- Так-то оно, конечно, так, да только вот учится все хуже и хуже. Целыми днями мол-чит, только с компьютером и общается. Да и сам бледный какой-то, прямо зеленый. Я уж ду-мала, не заболел ли, на обследование его потащила.
- Ну и что врачи сказали?
- А ничего. Практически здоров. А то, что бледный да зеленый, списывают на пере-ходный возраст, половое созревание и прочую физиологию. Твой-то Саня почти такого воз-раста, переходного, а вон какой крепенький и энергичный!
- Ага, энергичный, даже слишком, - проворчала Лена. - Только позавчера с директо-ром школы разбиралась. Слушай, а может твоего Дениса в какую-нибудь спортивную секцию определить, а то, в самом деле, сидит сиднем за компьютером, а?
- Что ты! Да его ни в какую секцию даже калачом не заманишь! И слышать об этом даже не хочет.  Я, грешным делом, подумала, что, может быть, он колоться начал или гадость какую-нибудь нюхать. Так нет, исподтишка его руки каждый день осматриваю, обнюхиваю его, как собака - ничего! И не курит, и не пьет - я бы унюхала, несомненно, а ходит целыми днями, словно отмороженный, смотреть страшно!
- В смысле?
- А в том смысле, что я столько с наркоманами и токсикоманами сталкивалась, специ-ально собирала о них материал. Так вот, мой ведет себя точно так же, молчит, уйдет куда-то в себя и не реагирует, будто и нет его вовсе. Ай, ладно, что я тебя гружу своими проблемами, да и еще сама себя накручиваю! Может, мерещится мне все это от избытка родительской опе-ки, а на самом деле виноват, действительно, переходный возраст. Ладно, пойду я к себе, а ты забегай как-нибудь, у моего Дениса - целая куча разных энциклопедий. Папочка наш время от времени подбрасывает сыну подарки. Лучше бы подумал о том, что сынок за полгода из бо-тинок вырастает.

* * *
Он уже почти не помнил тот великий день, когда впервые его пальцы коснулись кла-виатуры. Такое было у него ощущение, что с компьютером он общался всегда, всю свою жизнь. Когда он был еще совсем маленьким, только в школу пошел, мама частенько усажива-ла его за монитор и показывала, как можно рисовать что-нибудь мышкой или буковки наби-рать. Он даже читать по клавиатуре выучился. И теперь для него самый скучный предмет в школе - информатика. Мало того, что в классе стоят форменные «дрова» - ЕС-1840, так и про-грамма обучения соответствующая. Долго и упорно изучали текстовый редактор «Лексикон». Просто смешно. Мать уже сто лет назад о нем забыла, все свои статьи в Ворде набирает, а им, восьмиклассникам, допотопный редактор преподносят, как чудо техники!
Хотя, по большому счету, меньше всего его интересовали редакторы или другие какие-нибудь приложения. Он был Геймером. Не просто игроком, а именно таким, Геймером с большой буквы, для которого игра представляла самое большое наслаждение на свете.
Давно прошли те времена, когда он самозабвенно резался во всякие «бродилки» и «стрелялки», хотя некоторые из них любил до сих пор. Очень нравилась прекрасная графика. Даже упросил отца подарить ему на день рождения новую видюху, а денег на хорошую зву-ковую карту выклянчил у бабушки. И тогда вообще не вылезал из-за монитора целый месяц. Даже из школы иногда сбегал. Хорошо, мать не знала, на работе была, а то бы ему, конечно же, не поздоровилось бы.
Яркий, красивый, удивительный мир манил и притягивал. Там было классно. Там, среди древних замков или чужих планет, он был бесстрашным героем, уничтожающим вся-кую нечисть. Он все мог и ничего не боялся. Он был всесилен настолько, насколько слаб, беспомощен и беззащитен в реальной жизни. Он шел вперед, и перед глазами открывались картины, одна удивительнее другой. Он забывал о времени и обо всем на свете, покоряя ми-ры и сражаясь с призраками.
И каждый раз, возвращаясь из мира ярких подвигов, он особенно сильно чувствовал убожество своей реальной жизни. Вечное безденежье, вечно работающая и подрабатывающая мать, старая мебель в квартире. Но даже не это было главным. Другое. Серость, скука, обы-денность унылого существования. На смену всех удивительных красок, в которых он купался буквально только что, приходил один цвет - серый...
На смену прежним увлечениям пришли стратегии. Их было много разных: HMM, Wor-craft, «Цивилизация», «Starcraft», наконец... Интересные они, конечно. Есть куда мозги прило-жить, но все-таки чего-то не хватает. Скорее всего, нет того эффекта присутствия. То же от-личие, как в детстве между игрой в солдатики, пусть даже самые замечательные, и в «вой-нушку». Ощущения совершенно разные. И удовольствие тоже.
И вот он вычитал в журнале, что появилась совершенно новая игрушка. «Бродилка» с элементами стратегии. То есть, конечно, в любой стратегии нужно куда-то скакать, плыть, идти. Но в этой игре - совсем другое дело. Ты куда-то движешься, а пейзаж разворачивается не под тобой, словно с высоты, а прямо перед глазами. То есть если ты едешь через инопла-нетные джунгли, то именно их и видишь. И еще обещана была самая потрясающая графика, которую только можно было себе представить. Он понял сразу, что это - его игра.
Разузнать, где продается диск с ней, было делом техники. Совсем другой вопрос был в том, где взять на нее денег. Ни дня рождения, ни какого-либо другого праздника, под кото-рый можно было заказать такой подарок, в ближайшем будущем не предвиделось. Что у мате-ри денег нет на это, он знал, сам в кошелек залез, так что просить бессмысленно. Отец уехал в командировку на целый месяц, а бабуля, пожалуй, до сих пор долги отдает после покупки платы. Конечно, он позвонил ей и спросил, но что толку.
А играть хотелось так, что он потерял покой и сон. Прежние игры уже казались пре-сными и примитивными по сравнению с этой, желанной.
Мать никогда не прятала от него драгоценности, да и было-то их, драгоценностей этих, что кот наплакал. Он долго вертел в руках маленький золотой кулончик со Стрельцом, который когда-то давно, еще до развода, отец подарил матери на день рождения. И, наконец, решился...

* * *
Приглашали взять энциклопедии посмотреть, так почему же не воспользоваться при-глашением, решила Лена и отправилась в соседний подъезд.
- Слушай, подруга, я когда к тебе давеча забегала, был на мне золотой кулончик со зна-ком Зодиака или нет? - огорошила ее вопросом Катерина.
- Да нет вроде, не помню. А что?
- Представляешь, делся куда-то. Никак найти не могу. И даже не знаю точно, когда и где его потеряла. Жалко так, мне он очень нравился.
- Может, найдется еще?
- Может.., - не очень уверенно ответила Катя. - Ну да ладно, ты ведь за энциклопе-диями пришла, верно? Тогда пошли в Денискину комнату.
- А сам-то он где?
- Раз в кои-то веки на улицу пошел, а я не знаю, радоваться мне от этого или наоборот, огорчаться.

* * *
Наверное, это был самый черный день в его жизни. Казалось, мечта уже в руке, вот она, сверкает разноцветным вкладышем. Он чуть ли не бегом мчался домой от метро, пред-вкушая, как сейчас погрузится в удивительный, прекрасный мир, где нет места скуке и одно-образию, где за каждым нажатием клавиши открывается новые страны и горизонты...
Ага, предвкусил! Большего разочарования он не помнил. Нет, не в том дело, что игра оказалась какой-то не такой, на что он рассчитывал. Все было гораздо хуже. Его компьютер оказался несостоятельным. Несмотря на все недавно купленные платы. Игрушка попросту не грузилась.
Он сидел на лавочке и невидящим взором смотрел, как ребята гоняют в футбол. Нет, это уже слишком. Он ведь даже на преступление пошел, родную мать обокрал. Не то, чтобы он раскаивался в содеянном, просто сейчас все это теряло смысл. Просто он не получил того, на что рассчитывал, того, чего жаждала его душа до дрожи в руках. И, самое главное, он не знал, что можно предпринять. Для полного апгрейда компьютера денег нужно было столько, что, продай он хоть все немудреные мамины безделушки, не наберет и половины. Да и вре-мени потребуется уйма. А он хотел сегодня, сейчас! Он не мог ждать, просто был не в со-стоянии. Просто «крыша ехала», так хотелось играть.
Что толку тут сидеть, да и холодно, решил он и лениво побрел домой.
А дома еще эта соседка была, материна одноклассница. Вежливо поздоровавшись, он уже собрался улизнуть в свою комнату, да не тут-то было.
- Ну, как дела, Денис? Что это сегодня ты не играешь?
- Да вот, одолжил у приятеля диск, а он на моем компьютере не идет, ресурсов не хва-тает, - буркнул он.
- Обидно! Слушай, а может быть, на моем пойдет?
- А какой у Вас?
- Да, пожалуй, помощнее твоего будет! – тетка принялась перечислять достоинства своего компа.
И тут же мир взорвался миллиардом ярких красок, заиграло солнце в небе, зеленее стали деревья! Пусть не все время, пусть хоть на немного, но он получит этот кайф, по срав-нению с которым все остальное - ничто!
* * *
Вся троица переместилась в соседний подъезд, в квартиру к Лене. Денис судорожно сжимал побелевшими пальцами заветный диск и переминался с ноги на ногу, пока дамы об-суждали новое приобретение Лены: программу, позволяющую осуществлять полное управле-ние компьютером с помощью голоса.
- Звуковая плата приобретает приоритет над всеми другими устройствами. Проводит-ся идентификация голоса, и загружается все, что мне нужно, - рассказывала хозяйка. - И в любой момент я могу, не обращаясь к клавиатуре, выйти из программы, отправить файл на печать или на модем.
- Классная вещь! - восхитилась Катя. - А что еще она позволяет делать?
- Ну, например, в Ворде распознает диктуемый текст. Потом нужно только подредак-тировать. Тебе в твоей работе такое было бы более, чем полезно.
- А можно мне попробовать что-нибудь надиктовать?
- Ага, еще одно дитя! Можно, конечно, только посмотри на Дениса, просто извелся весь, ожидаючи. Ладно, пусть он сначала поиграет, а мы пока кофе попьем.

* * *
Наконец-то они оставили его одного с компьютером. Он так волновался, что руки просто тряслись, когда вставлял диск в CD-ROM. Ну же, давай, грузись!
Наконец-то! Он снова в своем любимом мире, мире героев и приключений. Красиво-то как! Хорошо, хоть этот сопляк Санька на тренировку ушел, а то тетя Лена точно навязала бы его Денису. Мол, мальчикам интереснее играть вдвоем. Ну уж нет. Ни за какие коврижки не согласен он был делить свой мир, свой кайф еще с кем-нибудь! Это - только его!
Перед его глазами стали разворачиваться пейзажи, один удивительнее другого. Он так увлекся, что постепенно стал приходить в себя. На щеках выступил румянец, которого мать не видела уже несколько месяцев, одеревеневшие было пальцы снова стали гибкими и послуш-ными, порхая над клавиатурой. Распрямилась спина, стало ровным дыхание.
Он уходил все дальше и дальше по инопланетным джунглям, преследуя удивительных существ, добывая артефакты и строя поселки. Постепенно Денис переставал осознавать ок-ружающий мир, полностью сосредоточившись только на игре. Даже, казалось, он видит ино-планетный пейзаж не только прямо перед собой, а со всех сторон. Точно, он же почувство-вал, как это мерзкое летающее чудовище напало на него сзади и успел развернуться, чтобы отразить атаку.
 Он осмотрелся по сторонам. Справа простиралась роща фиолетовых деревьев, а слева открывался вид на заброшенное жилище представителей другого разума. Местное солнце стояло довольно высоко, и он решил разведать, что за сокровища таят в себе развалины...

* * *
Давние подруги уже успели приговорить не один кофейник и выкурить на двоих поч-ти полную пачку сигарет, когда Катерина опомнилась, что пора и честь знать. Вот-вот дол-жен вернуться с тренировки Саня, и Лене нужно было что-то на ужин приготовить.
- Ну, спасибо тебе. Заберу своего Дениса, и пойдем мы домой.
- Ну, пожалуйста, заходите еще, как говорится. А энциклопедиями я немного пополь-зуюсь, ладно?
- Сколько угодно, - улыбнулась Катерина, открывая дверь в комнату, где стоял компь-ютер.
И тут же дико вскрикнула:
- Ленка!!!
В два прыжка хозяйка оказалась на пороге и почувствовала, как на голове шевелятся волосы.
Напротив компьютера, на экране которого по-прежнему двигались какие-то картинки, сидел абсолютно неподвижный Денис. Руки свисали вдоль туловища, которое откинулось на спинку стула. Расширенные зрачки открытых глаз были абсолютно неподвижны, а из полуот-крытого рта стекала струйка слюны.
Катерина бросилась к сыну, начала его тормошить, хлестать по щекам, но бесполезно. Он только послушно болтался, словно тряпичная кукла.
- Что с ним, Ленка?
- Да живой вроде, пульс есть. Похожее состояние называется кататония. Потеря ори-ентации во времени и в пространстве.
- Может, «скорую» ему вызвать? Да выключи, наконец, этот дурацкий компьютер!
Ленка только было потянулась к клавише выключения, как что-то привлекло ее вни-мание на экране.
- Катька, смотри сюда, быстрее!
И тут похолодели обе. Ибо в персонаже, бегающем по инопланетным джунглям и сра-жающемся с разнообразными хищниками, они узнали Дениску. Точно, фигурка худенького мальчика в огромных ботинках, байке с капюшоном и джинсовой куртке, расписанной шари-ковой ручкой, пыталась противостоять какому-то летающему дракону. Но не очень успешно. Дракон атаковал, и уровень жизни мальчика катастрофически уменьшался. И только в такт ударам хищника болезненно вздрагивало беспомощное тело настоящего Дениса.
- Катя, он там! - медленно проговорила Лена.
- Что же делать? Выключать просто так нельзя, он же там и останется. Но что-то надо делать, он же погибнет, сделай что-нибудь!!! - кричала Катя.
- Погоди, не ори. Сейчас попробую. Может, он сейванулся до этого.
Но клавиатура отказывалась слушаться, была заблокирована. Игра захватила не только мальчика, но и весь компьютер, подчинив их обоих себе полностью. Оставалась последняя надежда - приоритет звуковой платы.
Ровным голосом, стараясь не нервничать, Лена произнесла парольную фразу:
- Привет, мама пришла.
И тут же на фоне дракона, по прежнему терзающего мальчика, появилось окошко диа-лога.
- Текущая программа. Возвращение к сохраненной игре.
«Сохраненной игры нет», - высветилась надпись.
- Холера ясная! Он даже сохраниться не удосужился!
«Команда неизвестна», - ответил компьютер, а между тем нарисованный мальчик уже не мог стоять на ногах, а упал на одно колено. А вслед за ним настоящий Денис, вздрагивая, побледнел, как полотно, и стал сползать со стула.
- Выход из игры!
«Невозможно. Нарушение функций программы игры»
- Устранить нарушения программы!
«Вы уверены? В этом случае возможна потеря несохраненных данных»
- У меня есть идея, - подала голос немного успокоившаяся Катерина. - Попроси под-ключиться к игре.
- Прямое подключение к выполняемой программе.
«Выполнено. Вы в программе»
Катерина отобрала у подруги микрофон.
- Денис, сынок, возвращайся!
Удивительное дело, но нарисованный мальчик на экране стал крутить головой по сто-ронам, словно стараясь разобраться, откуда до него долетает знакомый голос.
- Денис, прячься от дракона за деревья! Они справа от тебя, быстрее!
Мальчик оглянулся, и что есть духу припустил к рощице. Дракон отстал. А в рощице был родничок с водой. Естественно, с целебной, по законам игры. Нарисованный мальчик выпил этой воды, а щеки настоящего Дениса слегка порозовели.
- Денис, сынок, возвращайся!
Мальчик повертел головой во все стороны и недоуменно пожал плечами. Похоже, он и рад был бы вернуться, да не знал, как это сделать. А игра так была организована, что по ней можно было передвигаться исключительно вперед. Естественно, как это всегда бывает в жизни, пришлось маме вытаскивать сына.
- Денис, иди по тропинке вперед до конца рощи!
Мальчик послушно потопал. Мама толково и умело руководила. Похоже, тоже не одну стратегию прошла. Вовремя предупреждала о хищниках, о съедобных плодах и источниках воды. И все это время настоящий Денис продолжал находиться в состоянии, похожем на ка-татонию. Наконец, долгожданный выход. И вот уже Денис к нему почти приблизился, но тут путь ему преградили существа, чем-то напоминающие слизней. Ростом они были больше мальчика, а на спине, позади глаз на стебельках, зияли огромные зубастые пасти.
- Денис, вперед, быстрее!
Но монстры были такими зловещими! Мальчик не трогался с места, а силы его тем временем медленно таяли.
- Дениска, сынок, ну же! - умоляла Катерина.
Без толку. И тогда произошло нечто, от чего бедная Ленка онемела всерьез и надолго. Катерина слегка зашаталась, а потом откинулась на стуле, уставившись невидящим взором в потолок, и в то же мгновенье на экране появилась женская фигурка с пышной каштановой шевелюрой. Она бросилась к мальчику, заслоняя его от чудовищ. И стала беспомощно вертеть головой по сторонам. Она понятия не имела, где находится тот выход, который она видела, сидя у экрана монитора. Ленка несколько раз глубоко вздохнула, рассудив, что если это и дурдом, то в нем присутствует некая своя логика, которой в данном случае следует подчи-ниться.
- Катя, держи направление на синее дерево, обходи «улиток» справа. Только быстро!
Женщина с мальчиком во весь дух помчались в указанном направлении. Через некото-рое время до «улиток» дошло, что их обманули, и они бросились в погоню.
- Катя, поднажми! Они прямо за вами! Берегись, слева дракон!
Вильнув вправо, из последних сил женщина с мальчиком вырвались из окружения и вскочили на заветную платформу с надписью «выход».
Экран потемнел.
Катерина моргнула, встряхивая головой и ошалело осматриваясь.
А через пару минут очухался и Денис. Он молча вытащил  диск из CD-ROMа и брезг-ливо сунул его в футляр.
- Тетя Лена, можно, это побудет пока у Вас?
- Конечно!
Мальчик повернулся к матери, долго смотрел ей в глаза.
- Спасибо тебе, мама!
И, словно совсем маленький, уткнулся в ее хрупкое плечо. Катя, гладя сына по непо-слушным вихрам, сделала знак Лене, что, мол, пойдем мы. Та лишь задумчиво кивнула.

* * *
 У Лены было некое подобие сейфа. Запирающийся шкафчик, который всегда стоял пустым. Да и что прятать-то, когда самой ценной вещью, не считая компьютера, в их семье были обручальные кольца, которые они и так носили, не снимая. Двумя пальчиками, словно какую-то гадость, взяла Лена злополучный диск и упрятала его в сейф. А потом тщательно расставила пароли на Санькины игровые программы. Он, конечно, не такой фанат игрушек, как Денис, но все-таки. Мало ли что...


Минск, 25 июня 1998 г.