Обзор всех произведений Дмитрия Ильюшина

Unknown Soldier
Автор Дмитрий Ильюшин появился на Прозе.ру не так давно – в начале осени 2001 года, и за это время успел выложить на сайт всего семь произведений (что, к счастью, существенно упростило мою задачу:))

1. Когти ярости (миниатюры). Неплохой рассказик о психологических причинах возникновения ссор между людьми. Хотя, в общем, ничего нового, но ярко и образно показано, что начинаются ссоры не из-за реальных поводов (более или менее серьезных), а в результате неприятия определенных черт характера.
Но чем еще привлекает миниатюра – так это отличным владением словом. Мне, например, больше всего понравилась фраза: «Ярость сначала маленькими коготками скреблась где-то в районе желудка - как котенок, кусающий фантик, потом задергалась - как стервятник, рвущий мертвую антилопу и, наконец, вырвалась наружу, подобно тому, как вода выплескивается из упавшего на пол стакана, а сам стакан разлетается вдребезги».

2. Петька и Весна (рассказы). Довольно длинное произведение (по мне – так даже немного чересчур), но читается вполне легко и приятно. Это рассказ о человеке (Петьке) со странным свойством организма – он влюблялся каждый год ровно в первый день весны, и в последний его любовь завершалась. Причем, встречи с возлюбленными происходили совершенно случайно (один раз – в метро, другой – классический случай – спасение от хулиганов и т.д.), и, соответственно, расставание происходило не менее случайно. В итоге все объясняется (на мой взгляд, несколько туманно) тем, что на самом деле Петька был влюблен в весну, и финалом рассказа служит довольно странный обряд бракосочетания с этой загадочной дамой. Впрочем, повторюсь, что читается рассказ легко, сюжет увлекает - порой своей красочностью, порой легким налетом мистики.
Кроме живого изложения интересна и основная мысль рассказа – что люди влюбляются не в другого человека, а в саму любовь.

3. Вечный страх (рассказы). На мой взгляд, неудачный эксперимент. Автор попытался изобразить двух людей, у которых все лирические чувства друг к другу (влюбленность, любовь, страсть) заменены страхом, от которого они даже испытывают некое подобие наслаждения. Идея может быть и удалась бы, если б автор тщательно расписал психологическую подоплеку происходящего (как он делает в других своих произведениях), а так получилось довольно невнятно, почему герои так боятся друг друга, и почему их при этом так друг к другу тянет.

4. Розовая долина (повести и романы). Замечательная повесть в духе В. Каэринэса. Яркие, живые образы героев, много прекрасных, точных метафор («Серый день мышкой убежал в свою нору и мягкой кошачьей походкой подкралась ночь», «На лужах от капель появились мурашки» и проч.). Действие разворачивается в семидесятые годы в Ленинграде. Главный герой – Бескуров – вполне обеспеченный человек, у него хорошая работа, прекрасная жена, друзья, etc. И вот, в один прекрасный момент он понимает (не без участия некого Прайста – довольно загадочного персонажа, с которым Бескуров периодически беседует), что истинного наслаждения (в т.ч. освобождения от всех болезней, понимания смысла жизни, основ мироздания и т.д.) невозможно достичь, пока разум занимают ежедневные проблемы. И тогда он начинает желать избавиться от этого, и постепенно от его жизни, как от пирога, отсекаются куски – сначала работа, потом потихоньку друзья, жена и т.д. Все это происходит как бы спонтанно и вроде бы независимо от его желаний (например, жена попадает под автомобиль). И с каждым отсеченным куском в голове Бескурова все четче и четче очерчивается образ Розовой долины, причем в итоге оказывается, что розовая она потому что… Впрочем, не буду пересказывать, тем более, что простой пересказ не может в полной мере отразить всю силу этого произведения, его нужно воспринимать как единое целое.

5. Вышка (рассказы). Еще один эксперимент, и на этот раз вполне удачный. Этот рассказ – попытка нарисовать мир с системой ценностей (материальных и культурных) совершенно отличной от нашей. Насколько она отличается, может  проиллюстрировать один только фрагмент из диалога:
— Ты можешь дать мне это письмо? — спросил Фрейд
— А у тебя что, есть корзина для мусора?! — пораженно уставился на него Винс
— Да, — с некоторым самодовольством ответил Фрейд.
ѕ Ну ты даешь! - в голосе Винса чувствовалось нескрываемое удивление и уважение. Его мнение о Фрейде явно значительно улучшилось.
И конечно, со свойственной Дмитрию любовью к психологии, все серьезные поступки героев имеют психологическое обоснование, но это психология вымышленного мира, и, что самое интересное, если для нас эти поступки показались бы дикими, то для героев они выглядят совершенно естественными и нормальными.

6. Ирвинги (рассказы). Подражание К. Писквину. Читатели несомненно узнают в Ирвингах знаменитых Гаирмасов Писквина. Но Дмитрию удалось подать идею в характерном для него метафорическом стиле и с такой долей иронии, что «Ирвингов» можно даже в какой-то степени назвать пародией на классика.

7. Разница (миниатюры). Рассказ о взаимоотношениях двух людей, основная тема которого – разница в возрасте (герой на двадцать пять лет старше героини). В общем, конечный вывод о том, что для настоящей любви не бывает разницы в возрасте, неудивителен, но зато эта мысль преподносится эффектно и изящно.

В целом можно сказать, что творчество Дмитрия Ильюшина, представленное на Прозе.ру (пока) всего семью произведениями, уже заслуживает пристального внимания как со стороны читателей, так и со стороны редакторов, поскольку на сайте, к сожалению, достаточно редко можно встретить хорошую, осмысленную прозу, к которой, несомненно, относятся работы этого молодого, но очень перспективного автора.