Лишняя тройка

Михаил Мельников-Кубанский
Лишняя тройка

У этого самого студента (а фамилия его Скрипкин) никогда лишних денег не было. Он жил от стипендии до стипендии и от тринадцатого до тринадцатого числа каждого месяца – это когда мамаша высылала часть пенсии дорогому сыночку. Тут не то что лишнего рубля, тут и гривенника частенько не оставалось.
Но Скрипкин научился жить чрезвычайно экономно. Если, допустим, предвидятся какие-нибудь расходы, то он завязывает карман на узел, буквально переходит на хлеб и воду: по пятачку, по копеечке…  То поможет холодильник перевезти с одной квартиры на другую, то пристроится пообедать к какой-нибудь хлебосольной компании. В крайнем случае Скрипкин рискнет попросить в долг трешку, пятерку.  Так и крутится.
У него даже нюх выработался. Кому-то в общежитии, может, посылку прислали с салом – он уже тут как тут, стучится в дверь.
- Здрассте! У вас есть учебник по «Истории партийно-советской печати» ? А-а, вам сало прислали?! А я только что хлебушка прикупил, еще тепленький.
Как-то на последнем курсе института, сразу после новогодних праздников, Скрипкин получил на одну  тройку больше, чем положено. В институтах бывает: схватил лишнюю тройку – ходи без стипендии, умнее будешь в следующий раз. Но следующей сессии не предвиделось – пятый курс! Получилось, что материальный стимул был упущен. Пришлось пошевелить мозгами: как выкручиваться?
Скрипкин написал заявление в деканат, мол очень нуждаюсь, мол материальное положение, и так далее, и тому подобное, и прочее, прошу выдать мне стипендию.
Вышла промашка, ему ответили:
- Мы можем выдать вам в виде помощи пятьдесят рублей профсоюзных , а в дальнейшем на нас не рассчитывайте. Мы, мол, не виноваты, надо было хорошо учиться и так далее, и тому подобное, и прочее. А с деньгами у нас на факультете сейчас трудновато. Не ждите, не надейтесь. Мы и рады бы вам помочь, но у нас произошел небольшой перерасход. Дебет, кредит…
Но не таков был студент Скрипкин. Прикинул он, что каждый пятикурсник института уже внесен в план выпуска, а план этот уже сдан в министерство и утвержден красивым росчерком пера.
Он снова пришел в деканат и тихим голосом заявил:
- Отдавайте мои документы. Я не могу больше учиться. Буду жить без вашего диплома. В прямом и в переносном смысле стану деньги лопатой загребать.
И тут, надо сказать, Скрипкин попал в самую точку. Тот, кому он все это говорил, поднял удивленно брови.
- Как же так! Вы такой несознательный! Государство на вас деньги тратило целых пять лет. И, выходит, зря? А, между прочим, вы знаете, во что обходится учеба одного студента для государства? Вы знаете, что Госплан уже распланировал: столько-то человек закончат в этом году наш институт и заполнят столько-то штатных единиц, которые так нужны народному хозяйству!
Слова эти Скрипкина нисколько не разжалобили. Он продолжал упрямо:
- Я бы рад… Всем сердцем… Но пройдет еще один месяц, я «съем» данные вами пятьдесят профсоюзных рублей и – зубы на полку. Хоть и обходится каждый студент в тысячу, а я все равно ее не увижу. Мне бы сорок рублей в месяц до окончания института – и больше ничего, кроме, разумеется, диплома. И не умоляйте меня, не воспитывайте. Я и так уже очень воспитанный, благодаря всесоюзному радио и центральному телевидению. Давайте документы, не то все равно уйду!
- Ладно, идите пока, - ответили Скрипкину. – Мы подумаем. Может быть, что-нибудь придумаем. Но пока пусть документы остаются у нас. А вы не тревожьтесь, никуда они не денутся и никому не нужны с вашей фотокарточкой три на четыре.
Ровно через неделю студента Скрипкина вызвали в деканат и сказали:
- Идите и учитесь. Стипендию мы вам будем платить. И, может, где-то не построят новый коровник, а вы будете на эти деньги учиться, повышать свой уровень. И знайте, после окончания учебы ваш нравственный долг – возместить своим трудом стоимость этого коровника на столько-то голов крупного рогатого скота…
Студент Скрипкин улыбнулся в ответ и пошел в кассу получать стипендию. 
__________________________________________
  *Во времена, о которых речь, за 5 копеек можно было проехать на метро, на автобусе, а за 1 копейку купить коробку спичек.
  *За 3 рубля 62 копейки в те времена можно было купить бутылку водки.
  *Из каждой стипендии вычитался взнос, перечисляемый в фонд студенческого профсоюзного комитета. На эти деньги студенты могли приобретать путевки в санатории, профилактории, им выделялась материальная помощь.