Сказка о людях, ищущих счастье

Рейнар
В каких краях случилась эта история – мне не известно. Но места эти были не очень приветливы для путников: голые скалы, изрезанные руслом бурной речки, и унылая дорога, пересекающая грохочущий поток по хлипкому подвесному мостику. Люди старались не задерживаться в этом месте – слишком уж неприветливым оно казалось. Однажды измученный жизнью нищий оборванец бросился с моста в злую реку, надеясь забыться в ее глубокой воде навсегда. Но именно тогда же к реке подошел высокий черноглазый странник, который, увидев тонущего, бросился ему на помощь и вытащил несчастного, уже близкого к заветной цели. Откачав и отогрев нищего, путешественник был нимало удивлен, услышав его сетования из-за возвращения в мир живых. И тогда неудачливый самоубийца рассказал ему историю своей нелюбимой жизни:
«Я был правителем красивой большой страны. Меня прославляли и мной восхищались, мои подданные усердно трудились и исправно платили налоги, мои соседи уважали силу моей армии и так же одаривали многими подарками. У меня было все, кроме счастья. И это не давало мне покоя. Я собрал мудрецов, что бы узнать, как стать счастливым. Они долго совещались, говорили то одно то другое, но ничто мне не помогало. Мне сказали, что я несчастлив из-за слишком спокойной жизни -  я отправился воевать и покорил десять соседних государств. Мне сказали, что счастье в семье – я завел десять жен, которые родили мне десять наследников. Но все еще не был счастлив и подолгу бродил по прекрасным садам своего дворца в одиночестве и горьких раздумьях. Иногда в их свежих тенистых аллеях я находил если не утешение, то хотя бы успокоение. И все же это случалось редко. Я продолжал страдать. Наконец один из мудрейших сказал мне:  благородный повелитель, все дело в том, что ты слишком богат.  Ты пресытился. Посмотри на крестьян, ремесленников, купцов, поэтов – у них нет и тысячной доли того, что есть у тебя, но они счастливо поют песни и радуются каждому дню. Богатство затмевает счастье – откажись от него и будешь счастлив. Я подумал и согласился с решением мудрейшего: оставил свой дворец, свое богатство и пошел просить милостыню. Вот и брожу теперь с места на место, прошу подаяния. Иногда люди жалеют меня и дают еды или монетку, иногда прогоняют прочь. Я мерзну в холода, мокну в дождь, у меня нет ничего, кроме того, что на мне одето.  Но я так и не стал счастлив. Быть может небо прогневалось за то, что я сделал в прошлой жизни и наказывает меня в этой? Я не знаю, но не хочу больше жить.»
Спаситель нищего тяжело вздохнул:
- Небеса и правда наказали тебя, раз ты не знаешь покоя и счастья. Но тебе повезло, я - колдун и знаю, как помочь твоей беде – все дело в том, что когда рождается каждый человек, на земле вместе с ним вырастает и дерево его счастья. Каким высоким и красивым вырастет дерево, настолько счастлив и будет человек. Твоя беда в том, что кто-то украл семечко твоего дерева счастья, и оно не было посажено.
Нищий поднял на колдуна глаза, засветившиеся робкой надеждой:
- А можно ли как-то найти и посадить его?
Тот, улыбаясь, кивнул:
- Тебе действительно очень повезло. Как раз недавно я вернул из царства злых духов мешочек с украденными семенами счастья. В нем много деревьев, среди них может быть и твое. Если хочешь, я отдам мешочек тебе, и ты вырастишь свое дерево.
- Но как же я узнаю свое семечко?
- Никак. Но если ты вырастишь их все, то твое должно будет вырасти вместе с ними.
Нищий задумался: ему очень хотелось быть счастливым, но вырастить целый мешочек семян ради одного дерева казалось слишком сложным. Да и где растить такое сокровище? Не дай бог где-нибудь глупые дети прибегут и поломают, или сосед на дрова спилит, или пастух вырвет тонкий прутик как хворостину. А если среди этих семян вообще нет его дерева счастья? Однако он решился. И даже выбрал для этого место: то, где не любили появляться люди - берег реки, что должна была стать его последним приютом.
Утром колдун ушел, подарив на прощанье нищему семена и кирку, а нищий остался выращивать свое дерево.
Прошло не мало лет. И случилось однажды двум путникам – воину и сказителю-поэту, - идти  той же дорогой берегом той же бурной речки. Только вот места больше не казались неприветливыми. Вокруг росли прекрасные фруктовые деревья. Под их тенью было приятно укрыться от солнца, плоды утоляли голод, листва спасала от дождя, а сам сад – от пронизывающего ветра. В середине сада заботливыми руками была сделана запруда из речки, вода в которой больше не клокотала и бурлила, а ласково журчала. А на берегу запруды стоял небольшой домик.
Хозяин уютного оазиса пригласил путников к себе, обогрел, напоил и накормил. Когда же гости от души поблагодарили его за гостеприимство и похвалили его прекрасный сад, он рассказал им свою историю о саде деревьев счастья.

- А я знаю этого колдуна, – неожиданно улыбнулся поэт, и в свою очередь поведал историю про загадочного незнакомца.
«Я рос в семье купцов. Купцами были мой отец, мой дед и дед моего деда. Брат и я должны были продолжить их дело. С детства мы учились премудростям счета, правильным разговорам с людьми и поискам самых выгодных торговых путей. Мне нравилось покупать и продавать людям красивые вещи. Иногда, когда я видел, что кто-то искренне восхищен колечком с затейливой резьбой, или мягким ковром, или незатейливым, но удобным кувшином  - я мог продать его почти что без выгоды для себя, только бы человеку досталась так понравившаяся ему вещь. Брат всегда говорил, что я поступаю неверно, что так нельзя делать истинному купцу, что так не нажить прибыли и не быть счастливым. Он был прав – я не чувствовал себя по-настоящему счастливым. Почему-то я тяготился своей долей, с каждым годом в душе моей все копилось все больше грусти из-за этого. Я завидовал покупателям, уходившим от меня с приобретенными нужными вещами: они знали чего хотели и, получив это, были счастливы. Я же словно был кем-то проклят. И вот однажды в мою лавку зашел высокий человек в длинном дорожном плаще, с деревянным посохом в руках. У него были внимательные и мудрые черные глаза, весь облик дышал благородством и достоинством. Никудышным я был бы торговцем, если бы сразу не понял, что ему нужны удобные и надежные сапоги  - его ноги без сомнения знали немало дорог. После того как мы выбрали для него самую подходящую обувь, он вдруг глянул на меня, будто доставая из моей головы самые сокровенные мысли, и спросил:
- Что с тобой? Отчего ты так погрустнел? Если тебе жалко этих сапог или кажется, что я мало за них дал…
- Что ты! Мне приятно, что получил нужную вещь. Просто ничего не могу поделать с собой: слишком сильно завидую тому, что на твоем лице такая счастливая улыбка при виде них. У меня же в жизни счастье словно украли.
Путешественник сочувственно покачал головой и вдруг признался:
- Знаешь, а я ведь могу помочь тебе. Ты нашел для меня замечательную вещь, отдал ее совсем за дешево и я просто обязан отблагодарить тебя. Видишь ли, я  - колдун. И хорошо знаю, что такое счастье. Это птица. Но не простая, очень пугливая, и поймать ее совершенно невозможно. Зато она любит красивые и хорошие песни, сказки и стихи. Если бы ты мог сочинить что-то, что ей понравится, она наверняка прилетела бы к тебе послушать их.
В моем сердце сразу зажглась надежда:
- Но скажи, как же мне узнать хорошую ли песню или сказку я сочиню? Ведь на плохие она не прилетит никогда.
- Это просто – расскажи их людям, и чем больше людей придут тебя послушать, чем большим понравятся твои сочинения, тем скорее прилетит к тебе птица-счастье, тем дольше и она будет где-нибудь невидимо для глаз слушать тебя. Может быть, ты не увидишь ее саму, но обязательно почувствуешь, когда она будет рядом.
Поблагодарив колдуна за открытую тайну, я нашел для себя не изукрашенную ничем, но певучую и нежную лютню и пошел бродить по свету. Сочиняю теперь и рассказываю людям истории, пою им песни. И радуюсь, когда они просят повторить что-либо еще или приводят послушать меня своих друзей и детей.»

Воин, выслушав истории садовника и купца, нахмурил брови, наморщил лоб и тоже признался:
«И я встретил на своем пути странника – колдуна. Когда был совсем мальчишкой, школяром. Признаюсь честно, науки казались мне слишком сложной штукой, и, когда мог, я всегда увиливал от посещения скучных занятий. Еще я был задирой и часто дрался по пустякам. Если бы отец не был уважаемым доктором, вряд ли я так долго задержался бы в ликее. И вряд ли шишки на мне, ушибы и даже переломы заживали столь быстро, что противники мои не успевали собраться с достаточными силами, что бы достойно отвечать на мои новые выпады. Но удовольствия мне это не доставляло. Мне было плохо, я злился и мрачнел на глазах день ото дня. Я был отчаянно несчастен. Моя семья,  вконец измучавшаяся непристойным поведением своего сына, призвала тогда на помощь колдуна. Тот, высокий, сухопарый и черноглазый, увел меня для беседы с глазу на глаз в библиотеку, где слушал целый день. И под конец сказал:
- Ты не будешь здесь счастлив никогда. Нет счастья в книгах. Но оно есть в жизни. Оно похоже на настоящий меч, так же звенит, так же пьянит, так же может ранить злобного недруга. Его нужно только отыскать, а это уже не просто. Такой меч дается в руки только тому, кто умеет держать его в руках и знает когда нужно и когда не нужно вынимать его из ножен. Только тому, кто сможет честно признаться себе, что живет по законам истинного рыцарства, воину «без страха и упрека». Ты можешь остаться дома и продолжать мучить близких и друзей, а можешь отправиться в путь, помогая по пути людям, и отыскать свое счастье.
Моя  душа запела при мысли о дороге, полной приключений, но появились и сомнения:
- А как же я узнаю этот меч, когда увижу? У него есть отличительные признаки?
Колдун кивнул:
- Когда ты возьмешь его в руки – ты почувствуешь себя счастливым. Но помни – если ты не будешь следовать внутреннему ощущению справедливости, если не будешь поступать по чести – ты никогда не найдешь его. Счастье не покажет себя в дурных руках.
Наутро я ушел из дома, чтобы найти этот волшебный меч.»

Умолкнув, но все еще продолжая хмуриться, воин оглядел своих собеседников и спросил:
- Кого же из нас троих обманул колдун, а кто тот счастливец, которому он сказал правду?
Садовник пожал плечами:
- Не знаю. Я радуюсь, видя каждое из выращенных деревьев. А есть ли среди них то самое, счастливое, мое? Может быть оно растет в чужом саду. Но как бы то ни было – я счастлив.
Сказитель улыбнулся:
- Когда я вижу, как люди  смеются от веселых историй и плачут при грустных, когда они запоминают мои сказки и пересказывают их друг другу, когда поют мои песни, я чувствую, что та самая птица – счастье внимательно наблюдает за мной. Мне уютно и радостно от ее взгляда. Я счастлив.
- А я? – задал еще один вопрос воин, но скорее не спутникам, а самому себе.
Потом он внимательно поглядел на тяжелый клеймор, который по привычке положил на скамью рядом с собой, осторожно коснулся его рукояти, будто проверяя себя или его, и его глаза заблестели:
- Мне все равно тот ли самый это меч – я не променяю его ни на что иное. Только с ним в руках я чувствую, что по-настоящему счастлив.
Все трое переглянулись и замолчали, задумавшись о чем-то своем. Очень может быть, что  об одном и том же.

А сверху улыбались звезды, глядя на размышляющих людей
На садовника, который верил, что счастье – это дерево, на воина, который знал, что счастье – это меч, на поэта, который понимал, что счастье – это птица…
На моряка, ловившего попутный ветер счастья парусами быстроходного корабля.
На горшечника, не сомневавшегося, что счастье - это джин, любящий удобные горшки и вазы.
На прачку, услышавшую тайну, что счастье приходит только в чистые дома к чистым душой людям.
На математика, знавшего, что счастье  находится в верной формуле
На мать, растившую счастье в своих детях.
На священника, верившего, что счастье в боге.
На рудокопа, выкапывающего счастье из недр гор.
На трубочиста, ищущего счастье в печных трубах.
На обманщика – колдуна, который на самом-то деле и колдовать не умел, и что такое счастье совсем не знал, но вот откуда-то ведал, где его найти. На непонятного странника, который исходил все дороги мира, и в то же время всегда неуклонно следовал по одной. Своей.