Телефон

Надежда Чернышёва
У Куравлевых двое пропали в море.
Днем пронесли к берегу лодку с прикрытой брезентом сетью, подвесили мотор. На даче остались две молодые женщины и десятилетняя девочка. Старшая из женщин даже не вышла проводить, только младшая , следившая за купающейся девочкой, махнула с берега  рукой. С лодки ей ответили, и направились к горизонту.
Когда не вернулись к вечеру, женщины дружно решили, что кое-кто будет довольствоваться остывшим ужином, лениво поиграли в карты и легли: что еще можно делать на даче?
Ночью Старшая разбудила Младшую.
-Что-то случилось. Они должны были давно вернуться .
-Что может случиться?- здраво рассудила Младшая.
Эта была дача, отдых, море. Здесь-  шторм,  что бы покататься на волнах; гирлянды селедок и купальников перед домиком; нос лупится от загара,  и голова белуги в ведре супа: "Поешьте, кто- нибудь, хотя бы немного, жалко, если пропадет". Один рыбачил с утра до вечера, второй тоже вырос на море. Что могло случиться?
Старшая, у которой на лодке уплыли брат  и муж, вышла на берег и смотрела в море.
-Шторм начинается,- сказала она, вернувшись.
Младшая, у которой на лодке был муж, спала, потому что была молодая и  не верила, что что-то может случиться. Старшая тоже легла и слушала, как усиливался ветер, и волны бьют о прибрежные камни.
На рассвете, еще как следует ненаступившем, она разбудила дочь и Младшую. Они пошли к станции спасателей, мимо спящих серых дач. А девочка все время оглядывалась на море, в надежде первой заметить возращающихся.
От станции, выкрашенной бронзовой краской, был лучше виден  серый горизонт, по мору  шли небольшие  волны с перехлестом.
По-вдовьи просительно сложив руки на груди Старшая говорила со спасателем. Тот задавал вопросы, она отвечала. Прикладывала ко рту ладонь, словно собиралась заплакать.
До девочки  и Младшей, сидевших на скамейке снаружи, доносилось сдержанное:
- Если ты не скажешь, куда они собирались идти, куда мне посылать людей?
Старшая что-то отвечала.
Потом вышла и села рядом на скамейку.
-Мы заплатим какой угодно штраф,- пояснила она,- Лишь бы их нашли.
Минут через пятнадцать спасатели спустили на воду моторку. Позже на берегу появился человек в старом дождевике, он тоже выходил в море, Старшая говорила с ним , лицо у нее прояснялось, человек в дождевике коротко кивал ей головой , толкая лодку в воду.
-Это приятель мужа, он сказал , что они легко могли добраться вплавь до косы, даже если что-то случилось с лодкой. Только мне не нужно было говорить, что они пошли за  осетриной. Вы смотрите, молчите,- сказала она Младшей и дочери,- Никому. А я скажу, что ошиблась, хотя- пусть штрафуют.
Примерно через час вернулся человек в дождевике, он тащил на привязи пустую лодку.
-Это не их лодка,- уверенно сказала Младшая,- Они ушли не на этой лодке.
Человек в дождевике нашел лодку, там, где и предполагали .Сеть намоталась на лопасти мотора.
-Это все объясняет?- спросила Старшая.
Человек в дождевике сказал, что ходил  вдоль косы, но никого не заметил , и  что скоро в море выйдут ещё несколько лодок- на поиски. А женщинам лучше запереть дачу и вернуться в город.
В город. В городе  Старшей  предстояло   рассказать о случившемся двум матерям.

                ***

Младшая оказалась ближе других к звонившему телефону.
В трубке молчали. Она пришла на кухню, где все сидели за столом, вокруг чашек с чаем. Оставалась возможность, что пропавших забрала рыбохрана, свекор поехал туда, и от него ждали вестей.
-Кто это?
-Не знаю, ошиблись, наверное. Молчат.
-Сегодня уже который раз звонят,- сказала девочка,- Я три раза отвечала.
-И я пару раз,- сказала Старшая,- Бывают же странные люди.


На третий день поисков поехали к  женщине, "которая может помочь". Она была из местных, жила за рыбацким поселком и пользовалась большой известностью. Им пришлось ждать своей очереди на пыльной дороге, возле забора, сбитого из разномастных досок и кусков фанеры. Впереди них стояла старая "Волга" и синий "Москвич". Бесцветная женщина средних лет кивнула, чтобы они сели возле неё на кошме, и быстро спрятала сложеную бумажку.
-У нас двое пропали в море,- сказала Старшая.
-Ждите их домой.
-Три дня уже ищем,- продолжала Старшая
-Будут дома,- повторила женщина, и кто-то вошел, показывая им, что пора уходить.
-А, может,  и есть в них что-то,- говорила Старшая в машине,- Может, правда, какой-то дар.
Младшая молчала и избегала смотреть на море, ей казалось, что на море  нет больше солнца и  загорающих людей. Ничего кроме  серых волн с перехлестом.
-Только я неправильно у нее спросила,- продолжала Старшая,- нужно было спросить: когда?
Дома на тумбочке возле телефона лежала снятая трубка.
-Что это ?- спросили у девочки.
Она объяснила, что звонят постоянно и молчат, и что ей надоело отвечать.
-Что, так  и молчат все время?- спросила Младшая и послушала тишину в трубке.
-Да. Если снимать трубку, то противно пикает, а так хоть тихо. Я пробовала прикладывать трубку к динамику магнитофона и резко включать музыку, все равно молчат и не отключаются.
-У меня есть идея получше,- Старшая вынула шнур из розетки.
-А вдруг, позвонят насчет чего- нибудь важного?
Шнур вернули на место. Через пару минут раздался звонок. В трубке молчали.


Гадалке не то чтобы поверили, но все заметно оживились.Девочка всомнила, что сейчас-  лето, и сбегала на улицу к подружкам. Старшая , вспомнила, что она хозяйственная и жизнерадостная. "Побалуем себя  кулинарными излишествами?"- предложила она. И поставила в духовку свою  знаменитую "шарлотку ". Младшая взбивала крем, одновременно защищая его от "дегустаций" девочки, почувствовала запах из печки, пошла звать Старшую и в коридоре слышала, как та говорила срывающимся голосом:
-Если ты ещё раз позвонишь, я узнаю на коммутаторе твой номер и подам заявление в милицию. Слышишь?


Младшей снились сны. Сны были цветные и долгие. Старшая, любившая психологию на уровне статей в журналах, объясняла, что цветные сны сняться при сильном душевном потрясении, и просила Младшую их рассказывать. Младшая рассказывала лиловый сон, в котором она искала кого-то на бесконечных лестницах, и ослепительно-желтый, когда к ней пришел муж, и она жмурилась от яркого солнца, отражаемого водой, и не могла разглядеть его лица.
Только один сон она не рассказывала,  в нем она  тонула, захлебываясь в ужасе и в густо-синей морской воде.


Девочка запиралась в своей комнате и громко включала магнитофон.
Старшая и Младшая садились друг против друга, говорили и ждали вестей. Старшая рассказывала младшей под большим секретом, что муж её весной наткнулся на припрятаный в камышах большой улов красной рыбы, забрал его и продал, и, возможно, их исчезновение дело рук разгневанных рыбаков, держат их где-нибудь и требуют денег. Хотя все ещё могло оказаться, что их увезли за границу, какие- нибудь случайные нарушители. Может, высадили где-то далеко от жилья, и они добираются домой- усталые и голодные.
 В комнате девочки замолчал магнитофон.
-Дурак!- девочка бросила трубку.
-Звонят только в вечернее время,- заметила Старшая,- Кто-то из своих звонит.
-Кто может до такого додуматься?- Младшая вышла.
Трубка снова лежала возле аппарата. Младшая подняла ее и приложила к уху. В трубке не раздавалось ни звука, даже дыхания не было слышно. Она держала так трубку очень долго, сидела бездумно, а кто-то там на другом конце провода молчал и слушал, и не вешал трубку.


Кто? Не вспомнить. Кто-то решил, что это звонит один из ушедших в море. Выживший, винящий себя в смерти второго и боящийся показаться дома  с этой виной. Это объясняло настойчивость звонков, и гадалка, ведь, твердо сказала:"Ждите- вернуться".
В течении пары последующих дней кто-нибудь из родных, заслышав звонок, торопливо поднимал трубку, потом тянул телефонный  шнур в соседнюю комнату, закрывал дверь.  Даже свекор однажды:"Ну, вас, бабы", побагровел и  закрылся с телефоном.

 
Потом нашли Старшего. Его труп прибило к косе, до которой он почему-то не доплыл. После похорон долго не звонили, Младшая едва дождавшись неответа на настойчивое:"Алло", горячо вышептала  в трубку:
-Милый дорогой если ты жив не мучай меня прошу тебя окажись живым пожалуйста вечером сегодня приходи к гаражам ждать буду приходи в восемь только будь живым мы тебя ни словом не попрекнем как ты можешь меня так мучать...
 В полвосьмого она пошла к гаражам, в одном из которых хранилась их лодка, и простояла до девяти, пока девочка не пришла и не позвала её домой.


Ночью зазвонил телефон. Младшая проснулась и лежала неподвижно.Старшая сказала несколько раз в трубку:
-Да,да...
Потом cказала:
-Нет.
А утром Младшая проснулась от того, что в квартире никто не спит, все ходят, приглушенно разговаривают и не будят её. От понимания, что её не будят, Младшая зажмурилась сильнее. Так с закрытыми глазами она услышала, что Старшая вошла в комнату, присела на её кровать, рассказала, о чем сообщили ночью.
-Ты меня поняла?- спросила Старшая.
Младшая кивнула, не размыкая ресниц.


Чуть позже, когда она уже оделась и собралась выходить, снова позвонили.
-Если вы ещё не знаете,- сказала она,-Так только что нашли второго... Вам не зачем больше звонить.
 И положила трубку.
Звонки продолжались ещё несколько дней, потом как-то незаметно прекратились.