Новобрачным

Протодиакон Сергий Шалберов
Однажды старый друг из провинциального города N  пригласил меня на венчание. Но из-за  отдаленности расстояний я не успевал уже приехать, а скудных сил и средств хватило лишь на то, чтобы отправить молодоженам по интернету поздравительное послание, которое я составил на основе сданного незадолго до того  курсового сочинения по литургическому богословию в Свято-Тихоновском институте

…Год спустя, просматривая архивы, я обнаружил ту поздравительную телеграмму и, поразмыслив, нашел в этом кратком изложении учения святых отцов о любви немало полезного для современной молодежи. И потому решил предложить вниманию читателей  текст поздравления, заменив в нем конкретные христианские имена не менее прекрасными словами: Жених и Невеста – ведь так называют всех, приступающих к таинству венчания. Верю, что сказанное святыми отцами будет небесполезным не только для молодоженов, но и для тех, чьи судьбы соединились много – много лет назад.

Дорогие  Жених и Невеста!

Сердечно поздравляю Вас  с благословенным соединением в одном естестве мужского и женского начала, которое составляет основу Жизни и  является предпосылкой непрестанного духовного делания  и щедрого раздаяния  Любви и Радости ближним.

Чаще всего мы говорим о любви мужчины и женщины, о любви в семейной жизни. Безбрежная светская литература посвящена этому вопросу. Но если поэты и писатели рассматривают любовь между мужчиной и женщиной, ориентируясь только на возможность самого человека, они неизбежно путаются в массе противоречий. Обычному эротическому чувству приписывают атрибуты божественной любви. И потом сами устами своих героев удивляются и страдают, почему все заканчивается ревностью, ссорами или умоисступлением. Когда вместо Бога, любовь связывается исключительно с самостью человека, это уже не любовь, а нечто иное.
Древнегреческий язык — язык Евангелий — знает три различных слова, которые соответственно обозначают любовь: как телесная страсть, природно-эстетическая устремленность человеческой души (эрос), как доброту, душевную близость, взаимную привязанность (филия), и как духовное единение, добросердечие (агапе).
Эти понятия различаются по объему: объект эроса индивидуален, филия охватывает особый круг друзей; агапе направлена на всех людей, на любого ближнего, который оказался рядом.
Различаются они так же по нравственному вектору:
эрос есть любовь восходящая, устремленная снизу вверх и направленная на обладание предметом любви;
филия есть любовь уравнивающая, она и возможна только между равными, каковыми являются друзья;
агапе есть любовь нисходящая, жертвенная.

Всякая истинная любовь - по самому ее существу религиозное чувство. Эротическая любовь, при всей ее силе и значительности в человеческой жизни, есть лишь зачаточная форма истинной любви  – она  постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого, как индивидуально-конкретное тварное воплощение божественного начала личного Духа в человеке. Истинный брак есть путь религиозного преображения эротической любви в высшие формы духовного единения, и в этом таинственном процессе преображения и состоит то, что называется “таинством брака”... В христианстве и дается путь такого преобразования эротической любви. Это путь очищения своего сердца от греховной нечистоты в доме Церкви. Тогда сердце наше, очищаясь, позволит увидеть всю глубину божественной сущности другого сердца и наполнить собственное сердце любовью вместо уходящих страстей.

Полагаю, что именно церковность даст  Вашей  семье те крылья, с помощью которых Вы сможете воспарять в Горний мир и питать семейную жизнь благодатной любовью к Богу и друг к другу. Возлагаю же на Вас, дорогие Жених  и Невеста, попечение стяжать крепости телесных и духовных сил во исполнение сего сокровенного брачного преображения, для чего желаю непрестанно пребывать в сиянии Любви, принимая ее дары, как результат искреннего попечения, проявляемого к своим будущим чадам, сродникам и всем знаемым. Поэтому молитвенно желаю, чтобы Любовь Божия преизобильно изливалась в сердца Ваши Духом Святым, как в некую богатую сокровищницу, из которой Вы могли бы восторженно принимать все питие жизни...

        диакон Сергий