Что нравится духам? Глава 12

Пумяух
– Друзья мои! Соплеменники! Вельки!
Не по радостному поводу собрались мы здесь. Не свадьба и не праздник, а великое горе собрало нас. Горе…Горе…
Ушёл лучший из нас. Наш дорогой и любимый вождь Урсус.
 Плачьте, плачьте охотники-вельки! Плачьте,  жёны и матери! Плачьте, дети!
Никогда ещё не было у нас такого мудрого и заботливого вождя. Ни один вождь не сделал столько для племени. Даже Палёный Волк.
При Урсусе мы перестали жить в шалашах и переселились в тёплые и сухие землянки. При нём в землянках появились печки. При нём мы научились выращивать пшеницу. При нём мы научились держать коров, забирать у них молоко и мясо. При нём был заключён мир с соседними племенами.
За неполных 5 лет, что Урсус был вождём нашего племени произошло радостных перемен больше, чем за предыдущие несколько веков.
А, главное, именно при Урсусе вельки познали Истину. Именно при Урсусе духи сочли нас достаточно зрелыми, чтобы вручить нам свой главный и великий закон – закон Нравственности.
А сколько хорошего он бы ещё сделал, если бы его жизненный путь не прервался столь трагически? Теперь на эту тему можно только фантазировать. Лучшие из нас уходят рано. Урсус был ещё молод, полон сил и творческой энергии.
Но… Мне больно об этом говорить… Урсус не умер в своей постели, оплакиваемый всеми нами. Не погиб он и на охоте. Не болезнь скосила его. Он был убит. Подло убит ножом в спину. Мерзавец, злобный и коварный негодяй, чьё сердце чернее угля, выродок, рождённый не женщиной, женщина не могла родить такое чудовище, а змеёй… Да! Змея родила этого негодяя от бешенного волка… Это урод, эта гадюка лишила нас нашего дорогого вождя!
Кто же он? Кто этот изверг, посмевший поднять нож на самое святое, на самого дорого нашего человека? Вельки, кто он? Я тоже задался этим вопросом. Я спросил у духов. И они ответили мне. И я удивился, как это нам самим не пришло в голову? Ведь если бы мы распознали врага вовремя, наш вождь, может быть был бы жив.
Давайте подумаем, кому и зачем нужна была смерть нашего вождя? Кому он мог помешать, этот добрый, этот честный и чистый человек?
Я уже говорил об огромных заслугах нашего вождя в деле примирения племён. Именно благодаря Урсусу мы сейчас живём в мире и согласии с соседями. Он мечтал о мире, и его мечта сбылась. Урсус был уверен, что война – не есть лучший способ разрешения конфликтов. Он был уверен, что с любым народом всегда можно договориться…
К сожалению, к великому сожалению, приходится констатировать, что он был не прав. Простим великому человеку его ошибку. Его грех, самый лёгкий из грехов. Грех легковерия.
Помните ли вы нашу войну с хюхтами? Конечно, помните! Разве такое можно забыть? Разве можно забыть нечеловеческую жестокость наших врагов? Разве можно забыть наших соплеменников, павших в справедливой борьбе с дикарями, с этими двуногими животными? И мы должны благодарить нашего вождя за то, что он, именно он остановил ту страшную войну.
Но он недооценил злобу и коварство хюхтов. Он позволил двоим из них остаться жить среди нас.
Тихо! Тихо!!! Я знаю, что я говорю и за свои слова я готов отвечать. Нюхач! Потом возьмёшь слово и можешь возражать сколько захочешь. Сейчас я говорю.
Да! Я имею в виду Тангуна и Нау. Мы поверили им. Мы приняли их как родных. Хоть раз обделили их в дележе мяса? Хоть раз обвинили их в хюхтском происхождении? Хоть раз мы их обидели? Но, как говорится, сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит. И эти хюхтские волки только и ждали момента, чтобы наброситься на своего благодетеля, который разрешил им остаться и перегрызть ему горло.
Почему они это сделали? Зачем им это было нужно? А ни зачем. Зачем злой волк? Зачем злая щука? Природа их такая. Хюхты всегда были подлыми жестокими злодеями. Исправить их невозможно, как невозможно научить волка питаться травой. Хюхты всегда ненавидили вельков. Хюхт начинают нас ненавидить ещё в утробе своей суки-матери. И когда на свет появляется гадёныш-хюхт, он – сразу враг. Вспомните, как хюхты убили старого Щегла. За что? Только за то, что он был вельк и ненавидел поганых хюхтов.
Честный и благородный Урсус впустил в племя этих двух негодяев, даже не подозревая, что впускает он свою смерть.
Хюхтские выродки затаились…
Тихо, Тангун! Заткнись, убийца! Ты ещё смеешь перебивать меня?! Заикните ему глотку, пока я говорю!
Так вот, эти выродки, эти ублюдки затаились. Они вели себя, казалось бы, как все мы, они, казалось бы, стали совсем как мы. Но они таили злобу и ждали своего часа. И вот этот чёрный час настал и хюхтская змея ужалила нас в самое сердце.
Вчера Тангун и Наа коварным обманом заманили нашего вождя в лес и там подло убили ударом ножа в спину.
Откуда мне об этом известно? Духи рассказали. Впрочем, возможно среди вас найдётся маловер, которому потребуются доказательства. Так вот: доказательства у меня есть.
Пусть кто-нибудь из вас спустится в землянку к Тангуну. В том углу, который ближе к двери пусть копает. Там он найдёт нож, завёрнутый в заячью шкуру. Тот самый нож. Нож, обагрённый кровью нашего дорогого вождя.
Вот пусть Нюхач и пойдёт, раз он тут что-то сомневался. И ты, Полулысый сходи, будь любезен. И Крыс пусть пойдёт. Да все, кто хочет. А ты, Тангун, сиди, подлый хюхт.
Подождите идти. Я сначала закончу свою речь. Потом можем сходить вместе.
У наших врагов были коварные планы. Они думали, что подлое убийство внесёт сумятицу в наши ряды и поганые хюхты смогут застать нас врасплох и перебить нас всех. Но они жестоко просчитались. Мы только теснее сплотимся теперь. Мы – вельки. Мы лучше и умнее других народов. У нас есть наши леса. У нас есть землянки. У нас есть нравственность. Ответим же нашим врагам: «Нас не сломить! И не надейтесь!»
После смерти вождя осталась вдова. Беременная, между прочим. Подлые враги не пощадили её, лишив не только нас вождя, но и жену лишив любимого и любящего мужа. Вождь не увидит своего ребёнка. А ребёнок не увидит отца. По крайней мере, в этом мире.
Я полагаю, и, уверен, племя меня поддержит, мы все должны позаботиться о Радуге и её будущем ребёнке.
Гордись, Радуга. Ты была женой великого человека. Воспитай достойно его ребёнка. А мы тебя не оставим в беде.
Я заканчиваю. Вельки, я призываю вас сплотиться! Духи любят нас. Да здравствует нравственность!
А Урсусу сейчас хорошо. Он – в верхнем мире, рядом с добрыми духами и рядом с нашими славными предками. И он может быть спокоен. Мы не растерялись. Дорогой Урсус! Спи спокойно. Мы продолжим твоё дело. Мы отмстим за тебя. Смерть убийцам!
***
Моцарт. Реквием.

Продолжение следует.