Лекции часть вторая

Самуил Яковлевич Бальзак
              Трилогия: Как! закалялась сталь?
                Лекция 4-я
               
Когда Дмитрию Тургеневу было 12 лет, он сбежал из монастыря и подался в маклеры. Его маман ему постоянно твердила: Ой, пропадёть твоя головушка, Веня, ой пропадёть! А потом они вступили в недозволенную кровосмесительную связь. Эти-то первые сексуальные впечатления юности (и какой юности!) и легли в основу его трилогии «Как! Закалялась сталь?». Нам близки и понятны эти образы этих героев. Вспомним, дети мои, хотя бы образ Василия Павловича, или скажем, Иннокентия Владимировича, или скажем Григория Прокопьевича. Ведь это не образы, нет- это бессмертные образы! Что не образ, то бессмертный образ. О! Ещё сильна русская земля! Ещё не перевелись на ней такие богатыри, как г-н Моголь-Фридеман, г-н Добролюбов-Хреноболоцкий, г-н Сладкий, г-н Кислый, и г-да сиамские близнецы Лтыков и Едрин. Так вот, дети мои, автор этой трилогии был, естественно, жидо-масоном. Название этого уникального в своём роде творения говорит само за себя. Что говорит нам это название? Оно говорит: Как! Закалялась сталь? Или скорее всего так: Как закалялась! Сталь? А можно и так: Как! Закалялась? Сталь?! Кому как угодно, друзья мои, или как говорил мой друг и покойный коллега Лёля Брюсов: «На унитаз сегодня ты не сядешь так, как сел вчера». Гениальный был человек, оригинальный писатель, золотая душа. Умел пить. Он повесился, а потом застрелился, но это так, к слову. Итак, коллеги, что является сутью, ядром, первоначалом этого творения? Сутью, первоначалом и ядром этого творения является- женщина. Любовь. Но ведь это и не удивительно (те, кому это удивительно, будут продолжать слушать лекцию за дверью). Куда там всяким Генрихам да Гейнам до нас, православных! Тьфу!!! Хочется просто выругаться по-матерному- да вот нельзя. Так вот, эта тема женщины, любви не является ли в некотором роде привилегией, своего рода литературным абсцессом славной армии нашего русского писательства? Ведь вы только вспомните сцену, когда польский предатель Васька-Проколи-Брюхо забирается в дом сожительствующих на паевых началах князей Белопущинского и Адмиралова, и вдруг видит субретку Веточку Незванову. Все его чёрные мысли тут же теряют, как бы это правильнее сказать, теряют свою энергию, смысл что ли. И вот он, этот польский злодей становится рядом с Веточкой на колени и обращает свой мысленный взор к добру, честности, справедливости. Тут из-за занавески выходит пан Корчакин и одним ловким ударом топора отрубает Васеньке голову. Мы продолжим эту тему на следующей лекции, а пока хочу вам всем порекомендовать прекрасное лекарство от похмелья: три капли уксусу на стакан молока. Всё это варится 10 минут, затем добавляется жжёное перо, немного синих чернил, соль, сахар, сода, можно хлорки и так в горячем виде подаётся на стол. Затем вы приглашаете к себе своего соседа и как бы невзначай проливаете всё это ему на штаны, желательно в область паха. Те яркие положительные эмоции, которые вам дадут несколько минут здорового свежего смеха моментально избавят вас от каких бы то ни было последствий вчерашней неумеренности в употреблении алкоголя. Всех вам благ, друзья. Всего вам самого наилучшего!               

             Пан или пропал, или поэма «№5»
                Лекция 5-я

В нашей литературе часто вспыхивает на мгновенье, а потом пропадает яркая звезда таланта. Незаслуженное забвение—вот удел современного литературного гения. Так случилось и с творением Аркадия Головина «№5». Поэма эта писалась в момент, когда Россия переживала тяжёлый момент перелома одного политического строя на другой, одной социальной формации на другую социальную формацию. Обратимся к тексту.

                Ты!
                Я !
                Удар!
                Отмщенье!
                Коновязь!
                Дуб!
                Дерево!
                Орех!
                Брат и человек.
                Говорю вам-
                партия
                Подразумеваю-
                партия!
                Из широких штанин!
                Достаю!
                Дубликат!
                Краснокожаный!
                Стоит!
                Топорщится!
                Читайте!
                Завидуйте!
                Я -гражданин.
                И ты гражданин.
                Мы со-граждане!
                Этого!..
                и т.д. и т.п.

Что примечательно, так это то, что поэма- у-у-у, и какая поэма! - Сила! Удар! Проникновение!!- писалась уже ослепшим и оглохшим в то время старым и больным писателем под диктовку. Его обслуживала одна из самых знаменитых куртизанок Петербурга Зоя Вяленая. Сохранились её записи распорядка дня великого гения: «3 ч.утра- миньет, гл.9-я, оч.плох, кашель; 5 ч. утра- оп.миньет, гл.11-я, испр., оч.плох, кашель, уснул в 6 ч. 48 мин.; 8 ч. 30 мин. утра- инъекц. морф., боли, миньет и анал., правка 3-й и 17-й гл. и т.д. и т.п.» Можно сказать, что поэма эта, практически высасывалась из больного поэта. Мы преклоняем головы перед незабываемым подвигом Сонечки Вяленой. Вот именно благодаря таким людям с их беззаветной преданностью Искусству (с большой буквы!), их невидимым остальному миру слёзам, как выражался высочайший романтик нашей эпохи Виктор Конобаба, и выжила, выстояла наша великая литература в смутные годы анархии и двоевластия. Но мы продолжаем. Итак, мы видим, что перед нами гениальное, незаслуженно забытое творение. Обратим внимание на стиль. Эти рубленные, словно катакомбы, слова-ножи: «Дерево! Орех! Брат!! И че-ло-вееек!!!» (Всё-таки так или иначе тема ножей-топоров является весьма солидной принадлежностью нашей литературы, не правда ли, госпо...) Я говорю вам: ЧЕ- ЛО- ВЕК, свиньи вы собачии! Неужели в вас не дрогнет душа при этих словах?! Неужели нельзя прекратить чесать свои гениталии, наконец?!! Нет, вы- не поколение. Вы- стадо горилл! Вавилонские жабы!! Проваливайте, и чтобы к следующей лекции поэму знать на-и-зусть! (Закашливается и падает на пол в эпилептическом припадке.)   

               
         Трилогия: Как! закалялась сталь? (продолжение)
                Лекция 6-я

Итак, друзья, на прошлой лекции мы остановились на проблемах добра и, соответственно, зла в крепостном российском обществе на рубеже трёх революций. Мы помним, как Володенька Шелкопёров выходит из-за занавески и вместе со своим дружком-фашистом Зиной Амбольц они насилуют, а затем разрезают на части тело несчастной субретки Незвановой, которая перед этим отдавалась в порыве первой чистой девичьей любви с красным комиссаром Ванькой Нетуданога. В этой душераздирающей сцене явственно вырисовываются классовые противоречия: с одной стороны угнетённый пролетариат в лице Незвановой и Нетуданоги, а с другой приспешники правящего капитализма- Амбольц и Шелкопёров. Драматизм ситуации увеличивается ещё и тем, что при всём этом кровавом пиршестве присутствует Старуха Израгиль. Вначале она не может сделать правильный классовый выбор, и мы видим, как её старческое лицо раздирают сомнения. Но Израгиль всё же принимает мужественное, самоотверженное решение и восклицает: «Эй вы, прыщавые горцы! Не надо е...ть её. Е...те меня!!!» Так на наших глазах происходит духовное перерождение личности.
Помимо этого прекрасного произведения Абрамом Шолоховым написаны ещё и другие удивительные вещи, которые были впоследствии переведены на все 836 языков мира, включая язык нундукских поморов: «Как быть?», «Где встать?»,  «На дне», «На окне», «На пианине» и многие, многие другие шедевры. Павел Шолохов писал также и японские народные поэмы, так называемые станки. Одной из моих самых любимых станок я и заканчиваю сегодняшнюю лекцию.

             я памятник себе воздвиг
             а ты себе воздвиг?
             красивые урюки синеют вдали


                (прадалженье? ну конешна будет!)