Глава 3

Эпатова Нинель
                Воспоминания Нонны Петровны Романовой и других
                жителей           Обнинска.

В конце 50-х - начале 60-х у Юрия Сергеевича Бирюкова случился инфаркт, и друг их семьи Николаев Иван Арсеньевич (известный в то время в нашем городе хирург, ныне покойный) пригласил лечить его молодого, но профессионального врача Нону Петровну Романову. Так семейство Романовых познакомилось с семьей Городецких-Бирюковых. Между ними завязалась дружба, которая не прекращается и по сей день. Они ходили друг к другу в гости, испытывая большую радость общения. Нона Петровна вспоминает: “Сергей Митрофанович - всегда подтянутый, сухопарый, интеллигентный, с благородным овалом лица, с завораживающим красноречием, он поражал своим жизнелюбием и был прекрасным другом и собеседником. В то время ему было около 80-ти лет, но у него сохранилось страстное отношение к жизни, к слову, свойственное в основном молодым в расцвете творческих сил. Ему нравились “Бугры”, Обнинск.
Иногда он жил на даче до сильных заморозков и, хотя в его уютном дачном домике была печь, если он оставался один, то жил в гостинице Физико-энергетического института. Когда мы ездили в гости к Городецким в Москву, машину мы ставили около их дома в Историческом проезде, бывших палатах Ивана Грозного, где у них была огромная квартира. Обычно по Историческому проезду проехать машине было трудно, не пускали, но имя Городецкого действовало как особый пароль - нас пропускали. В 1967 году Городецкого на скорой помощи доставили в больницу МСЧ-8. Пролежал в больнице он недолго, так как болезнь его была неизлечимой. Он становился все слабее и слабее, но не изменил себе и перед смертью. Умирающий, глядя на склонившуюся к нему молодую женщину-врача, он произнес “Как мне повезло, что перед смертью  я вижу прекрасное женское лицо!”.
Умер он в Обнинске 7 июля 1967 г., а похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Мы до сих пор дружим с его дочкой, Рогнедой Сергеевной Бирюковой-Городецкой, и его внучкой - Натальей Юрьевной. Правда, в последнее время встречаться стали реже: Рогнеда Сергеевна не совсем здорова, да и возраст дает о себе знать, а Наталье и за мамой надо ухаживать, и доченьке Татьяне надо помочь (правнучка Городецкого). Да и сама Наташа стала бабушкой. Ее внучку зовут Оля. Так что общаемся чаще всего по телефону. Я и моя семья бесконечно благодарны за эту встречу судьбе.”
В квартире Романовых, Ноны Петровны и Валентина Александровича, я увидела целый уголок, посвященный Городецкому. Этот уголок по праву можно назвать домашним музеем. На стене висят акварели, сделанные рукой Городецкого и подаренные друзьям  Романовым, копия портрета великого художника Репина, на котором изображены супруги Городецкие - Сергей Митрофанович и Анна Алексеевна. Анна Алексеевна была так красива, что друзья и родственники звали ее Нимфой. Городецкого и Репина связывала крепкая многолетняя дружба. Очень оригинальные автографы оставил С. Городецкий на книгах своих стихов, которые он подарил Романовым.

А вот романсы на стихи Городецкого, которые подарила Рогнеда Сергеевна дочери Романовых, Леночке, говорят о долгой дружбе поколений: ”Моей любимой Леночке Романовой. Леночка! Слова этих романсов написаны моим отцом, который тебя, маленькую, часто носил на руках! Рогнеда”.

Живя в “Буграх”, Городецкий активно участвовал в жизни посёлка (Малоярославец-1), а затем _ и нового города  науки, Обнинска. Он встречался со многими горожанами, с учеными, школьниками .

         Евгений Федорович Ворожейкин рассказывал о встрече с Городецким  в 1954 году, которая проходила в школе имени Шацкого, где Евгений Федорович преподавал математику. Городецкий провел тогда в школе вечер встречи с учениками, читал свои стихи, рассказывал о себе.  Но о своей дружбе с Есениным Городецкий тогда не сказал ни слова. В то время Евгений Федорович ничего не знал о Городецком.  Только спустя несколько лет, на туристическом слете под Малоярославцем, довелось ему узнать истинное значение поэта Городецкого в истории русской литературы.
Хирург МСЧ-8 Виктор Алексеевич Куликов вспоминает: ”Я знал Сергея Митрофановича Городецкого, бывал  у них на даче; очень интересный, обаятельный человек! Меня вызвали к нему по поводу ранений рук, и я накладывал ему швы на раны обеих рук”.
Многие  обнинцы посещали гостеприимную дачу Городецких-Бирюковых в “Буграх”, где их угощали чаем, антоновскими яблоками и особым духом русской культуры. А, еще, летом щедро одаривали цветами.