Священномученик фаддей успенский 1872 - 1937

Александр Ратыня
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в многодетной (семь сыновей и две дочери)семье сельского священника о. Василия в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного и щедрого сердца.  И потому Иван, вместе с братьями Владимиром и Александром, скоро понял свое призвание и тоже пошел учиться по духовной линии.

После окончания Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич в 1892 году поступил в Московскую Духовную академию, где в это время ректором был архимандрит (впоследствии - митрополит) Антоний (Храповицкий),  сыгравший в жизни юноши весьма важную и благотворную роль. Следуя отеческим наставлениям ректора и открывая свои помыслы о. Герману, известному старцу Гефсиманского скита Троице – Сергиевой Лавры, Иван Васильевич с успехом окончил академию в 1896 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 

Еще будучи студентом, Иван Васильевич Успенский впервые увидел св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Это произошло 18 января 1895 года  на литургии в Троице – Сергиевой Лавре. «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум… это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел…» – писал Иван Васильевич  в своем дневнике. 

Слово великого пастыря и молитвенника имело большое значение для будущего святителя – подвижника и мученика. Незадолго до принятия монашества и священного сана, когда остатки сомнений еще теснились в душе Ивана Васильевича, о. Иоанн Кронштадтский, прозрев его пастырский путь и то, каким подвигом он прославит Христа, сказал ему словами Спасителя: «Аще любиши Мя… паси овцы Моя… егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши». И в  минуты самых тяжелых испытаний слова эти, сказанные устами святого,  не раз были для  святителя – мученика утешением и отрадой.

Монашеский путь и даже архипастырство  Ивану Васильевичу Успенскому предсказывали еще во время учебы в академии ректор – архимандрит Антоний Храповицкий и старец Гефсиманского скита о. Герман.  Очень скоро предсказание начало исполняться:  15 августа 1897 года молодой выпускник академии принял монашество с наречением имени Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц – в сан иеромонаха и назначен  в Смоленскую Духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики. 

19 ноября 1898 года иеромонах Фаддей был переведен на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания. Работая на этой должности, он, несмотря на насмешки и упреки коллег – преподавателей, еще более усугубил  невидимые миру аскетические подвиги поста, молитвы и послушания, начало которым положил еще до принятия монашества. В результате…  в 1901 году его перевели с должности инспектора на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную семинарию, где епископом был его давний наставник, преосвященный Антоний (Храповицкий). Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил  диссертацию «Единство книги пророка Исайи», за которую ему была присвоена степень магистра богословия.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие об избрании его епископом Владимир-Волынским.

Свое епископское служение священномученик Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет. Наречение его во епископа состоялось 20 декабря в городе Владимиро-Волынске в храме Христорождественского монастыря.

Владыка Фаддей еще с детства мечтал стать «школьным учителем, а к сорока годам – священником», щедро «сеять разумное, доброе, вечное». Но ему, достойнейшему из достойных, суждено было в полной мере исполнить несравненно большее: стать учителем – архипастырем.  И на этой стезе он работал, не щадя ни времени, ни сил для решения одной из самых важных задач в деле народного просвещения: подготовки самих педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ.

С сентября 1916 по февраль 1917 года, в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина, Владыка Фаддей управлял его кафедрой. Вскоре   Владыка Антонин уволился на покой, и православные Северной Осетии очень просили епископа Фаддея остаться. Но он, собирая в необъятном сердце своем заботы и о новых во Христе чадах духовных, должен был все же вернуться назад,  на Волынь, с паствой которой был навеки обручен при наречении  во епископа. Воистину, своей воли не имел святой Владыка, но творил волю пославшего его Господа.

Загорелся пожарами 1917–й год. Рухнули внешние устои благословенной Богом Русской державы, на смену  пришли разруха, гражданская война, беспощадный классовый террор и невиданные гонения на Миротворицу – Церковь.  Но Она, в лице лучших избранников своих, таких, как священномученик Фаддей,  продолжала молить  Бога о прощении, помиловании  и вразумлении своего возлюбленного народа. Она знала, Церковь – Невеста Христова, что смутные времена скоро пройдут, и для бушующих  сил зла так и останутся недосягаемыми хранимые в Ее внутренних высотах и глубинах святые границы души русской, православной. И душа эта снова вспомнит себя и радостно вновь обретет данную ей Богом святую и мудрую, премудростью земной непобедимую простоту.

В те далекие безумные годы Волынь не раз оккупировалась то немцами, то поляками. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский), ввиду сложившихся Промыслом Божиим обстоятельств, вынужден был эмигрировать. И епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобиц и разрушения.

В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству. Для населения Житомира его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением. В лице Владыки Фаддея жители получили защитника и утешителя всех, кто несправедливо преследовался в то время властями. Велико перед Богом было служение епископа Фаддея. Он, проповедовавший смирение в сердце своем и молитву за врагов своих, никого не убивая и не наказывая, но лишь прощая и милуя, вызывал нечеловеческий страх и лютую злобу у всех, богоборческую власть предержащих.  И потому Владыке пришлось  принять много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он и не уставал терпеливо разъяснять, что духовенство не надо втягивать в политическую борьбу, и  Церковь  – выше политики.

Показательно и весьма поучительно для нас и отношение Святителя к самосвятам – автокефалистам: с ними как «с учреждением неканоничным и противоцерковным» он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение.

В ноябре 1921 года по доносу епископ Фаддей был арестован Волынской губернской Чрезвычайной комиссией, как «участник повстанческого движения на Волыни». Сразу же после ареста православные христиане г. Житомира написали заявление в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Они писали: «…епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он ни богослужил и не проповедовал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику…».

Но власти не отпустили епископа. Напротив, они вынесли ему свой первый, еще неуверенный в попущенной вседозволенности, трусливый приговор. По заключению начальника секретного отдела Волынского ГубЧК (имя его стерлось ныне со страниц истории): «епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным; как находящегося на Волыни более пятнадцати лет и пользующегося большим авторитетом среди местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК».

25 февраля 1922 года Всеукраинская ЧК, рассмотрев дело Владыки, постановила «выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона, с правом жительства в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири, со взятием подписки о регистрации в органах ЧК…».  9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден и, приехав в Москву, встретился с Патриархом Тихоном. Патриарх возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил принимать Астраханскую кафедру. Но вскоре последовал новый арест, после которого  епископ Фаддей был отправлен в ссылку. Известно, что там Владыка многих укреплял духовно и поддерживал материально.

После окончания ссылки, уже в сане архиепископа, он все-таки был вновь назначен на Астраханскую кафедру. Астрахань в ликовании встретила возлюбленного архипастыря. Весь перрон, весь огромный вокзал был усеян людьми и цветами, а долгожданный Владыка приехал один, «в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и узелком». Православные христиане ждали своего утешителя, как  вестника неумирающей надежды: остановить, прекратить полонившее полмира безумие богозабвения. От вокзала до церкви архиепископ шел пешком, среди моря людей, всех благословляя и внося умиротворение в сердца тысяч людей.  Служил в облачении, оставшемся от убиенных новомучеников епископа Тихона (Малинина), епископа Леонтия (Вимпфена), архиепископа Митрофана (Краснопольского). Собранное для него прихожанами новое, добротное белье и обувь – тотчас же раздал нищим…  И слава  о его святой жизни, кротком и мирном нраве и  чудотворящих молитвах,  как отчаянная и бесстрашная песня надежды, летела по городам и весям стремительно погружавшейся во мрак страны.

«Знаете ли Вы, что Владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига»  –   так сказал  Святейший Патриарх Тихон приехавшим в Москву астраханским делегатам. Он уже при жизни считал архиепископа Фаддея святым человеком и, как видим, это была истинная правда.

После смерти Св. Патриарха Тихона Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский), который в октябре 1926 года был арестован, и в его права вступил заместитель, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Но и он не избежал ареста, успев все-таки оставить после себя трех заместителей. Одним из них был архиепископ Фаддей…  В середине декабря 1926 года Владыка  выехал в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Православной Церковью – два других заместителя уже не имели возможности прибыть в столицу…

Владыку Фаддея можно с полным основанием считать духовным преемником патриарха Тихона, избранным сосудом Духа Святого, призванным изливать преизобилующую благодать на умножающих свои беззакония. Но враг спасения рода человеческого, набиравший временную силу в попрании вечной Правды, по Промыслу Божию, дерзнул воспрепятствовать осуществлению  этой великой преемственности на путях земных. И до Москвы Владыка  не доехал…

По пути в Москву он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк. Там  находился до марта 1928 года, а затем митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный из заключения, назначил его на Саратовскую кафедру. В Саратове Владыка прослужил недолго, и  уже в ноябре  был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик Фаддей  продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех приходящих к нему. В 1936 году, когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года добились его увольнения на покой.

Было сделано все возможное, чтобы изолировать архипастыря от своих духовных чад. Иных запугивали, а «непокорных» – уничтожали поодиночке. И лишь немногочисленным избранникам Божиим довелось  в те времена быть рядом с этим великим святым человеком и прикасаться к полам почивающей на нем славы Господней. Среди них – святая исповедница Вера Васильевна Трукс (она причислена к лику святых на Освященном архиерейском соборе в августе 2000 года), получившая от самого Св. патриарха Тихона благословение заботиться о престарелом Владыке.

…Число гонителей Церкви умножалось. Тьма сгущалась над оставившей Бога страною. И вот наступило время приведения в исполнение чудовищного замысла об убиении святого архипастыря,  составляющего, вместе с подобными ему МИЛЛИОНАМИ новомучеников и исповедников,  соль земли Русской и неувядаемую славу ее святого  бескрайнего неба.

20 декабря 1937 года, в возрасте 65 лет, архиепископ Фаддей был арестован органами НКВД. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыка виновным себя не признал. Десять дней находился он под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания.  Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами, кощунственно приговаривая: «Вот тебе твое кадило!..»  А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих.

И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за  беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала:

– Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью
погибнете!

Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть – жив ли еще святой старец. Из –под нар их осиял ослепительный свет – свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей непрестанной Иисусовой молитвы…

Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились. И, что совершенно уму человеческому  непостижимо, все эти люди, мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну.  Такова сила покаяния и прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки.

Но в тюрьме, окруженный трогательно – грубоватой заботой покаявшихся уголовников, архиепископ Фаддей пробыл недолго –уже близок был  час его мученической кончины. По постановлению тройки при УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой для святого Ангела Церкви Христовой, который за всю жизнь свою никого не обидел: 31 декабря 1937 года, по пути следования к месту казни, палачи утопили его в нечистотах.

– О, Боже Милостивый, прости и помилуй нас грешных! Мы все, русские, к этому смертному греху причастны. И Ты, Милосердный, все еще терпишь нас, все ожидаешь плодов покаянья!

…Архиепископ Фаддей отошел ко Господу как исповедник Православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих тех епархий, где он совершал свое архиерейское служение, но и среди всех православных, которые узнали о праведной жизни священномученика из архивных документов и воспоминаний его современников.

… Со дня мученической кончины Владыки минуло почти шестьдесят лет, когда настал великий час прославления его воинствующей Церковью земной (Церковь же небесная, торжествующая, давным – давно уже возвеличила и прославила святого своего Ангела, духом кротости и смирения посылавшего людям светлую радость и утешение в  те времена, когда земля Русская подобна была самой преисподней). Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику священномучеников для общецерковного почитания. Святые мощи его хранятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

Память священномученика Фаддея особо празднуется трижды в году:
31  декабря по новому стилю  -  в день его мученической кончины (1937 г.);
26 октября по новому стилю - в день обретения его честных мощей (1993 г.);
в первое воскресение, начиная с 7 февраля по новому стилю – в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

«Сочетавший в своей подвижнической жизни  отмеченное даром чудотворений молитвенно – аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков»  –  так определена в деяниях Освященного собора сама суть великого подвига нашего святого архипастыря,

… И вот икона его пред нами, и благословляющая десница Владыки Фаддея держит крест святой, призывая всех, в ком еще не умерла неутолимая жажда правды и любви Христовой, тоже взять в руки свой малый крест, и достойно нести его по дорогам праведным. Вот святое Евангелие в руках у Владыки – на нем явственно проступают обращенные к нам предупреждающе – ободряющие  слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убити».

Не бойтесь же, возлюбленные во Христе братья и сестры! Не бойтесь творить прекрасные дела и помыслы любви Христовой, не бойтесь быть кроткими и смиренными в борьбе за Божию Правду, не страшитесь, невзирая на безумие мира сего, следовать тесным спасительным путем Евангельским! Ибо с нами Бог! С нами – Богом и людьми прославленный священномученик Фаддей! Он, вместе с сонмами святых новомучеников и исповедников, в невообразимой духовной силе и славе молится сегодня о том, чтобы родная наша страна, которая когда – то мучила и убивала  своих лучших, святых людей (и этим безумно губила себя, погружаясь  в ужасающие духовные нечистоты),   ныне – восстала, воскресла, очистилась от скверны и явилась пред Богом, вновь чиста и своего высочайшего предназначения достойна.

+      +      +

Сие жизнеописание, милостью Божией, подготовили
Александр Ратыня и Евгений Тимиряев  в декабре 2001 года по материалам книги иеромонаха  Дамаскина (Орловского) "Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872 - 1937)", Тверь, 1997, с использованием архивных данных Центрального Архива ФСБ России, архива УФСБ РФ по Тверской области, публикаций в "Волынских епархиальных ведомостях" за 1909-1916 гг., календаря новомучеников.

Икона и фотографии священномученика Фаддея, тропарь и  кондак, а также дополнительные даты из жизни
священномученика Фаддея приведены в календаре новомучеников  (за 31 декабря):
http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/
newmartyres_12.html