2. Учение - свет

Серж Усманов
("Мышиные истории" ч.2)
    Теперь я знаю, что же это такое! Эта штука называется "мышеловка". И предназначена она, оказывается, для нас - мышей. То есть для того, чтобы нас ловить! Ужас!!! Не хозяева, а монстры какие-то! За что они нас так не любят?

    Ой, я, кажется, забыл представиться. Я - Феликс - мышонок с кошачьим именем. Вы должны помнить меня - маленький такой, худенький и умненький мышонок. Худенький, потому что ем только книжки, а умненький, потому что читаю то, что ем. Мама мне постоянно говорит, чтобы я не читал за едой, но я просто не могу удержаться - слишком уж интересно! Может, мама так говорит потому, что сама не умеет читать? Вполне возможно. Надо будет предложить организовать норку-читальню. Я буду читать вслух, а заодно и их научу. А то и поговорить не с кем - всего-то разговоров у них о еде и тряпках.

    Нет, не подумайте, что тут все такие тупые. Вот, например, моя сестренка притащила какой-то обрывок. Возможно, она не сжевала его только из-за того, что бумага оказалась невкусной, но сама она говорит, что ее заинтересовало написанное там. Мне очень хочется верить, что это так. Я не совсем понимаю, что же я ей читал - там было что-то о пудре и тенях, и что ими нужно намазывать лицо. Должен заметить, что у меня - лицо. И у моей сестренки - тоже. А вот у Скребуна - нашего соседа - самая настоящая морда!
    Сестренка поняла еще меньше, чем я, так что пришлось растолковывать. Что такое пудра, я и сам понял, только когда прочел все в четвертый раз. Оказывается, нет ничего проще - берем гвоздь и царапаем стену, а то, что сыпется, и есть пудра. Сестренка измазалась в этой пудре и сразу же стала похожа на какое-то страшилище! Я долго смеялся, а она надулась и сказала, что я ничего не понимаю в красоте. Ладно, невелика потеря - я от всего этого только расчихался.

    Отступление меня утомило, но оно было просто необходимо! Мои друзья, глядя на меня, принялись таскать всякие бумажки и водить лапами по буковкам, считая, что таким образом они поймут, что же там написано. Мне пришлось рассказывать, как это все происходит на самом деле. Они были потрясены и расстроены - оказывается, они думали, что все это намного проще. Вскоре большинство их охладело к чтению. Некоторые все же оказались настолько любознательными, что попросили меня рассказать подробнее. Но, как оказалось, я знал слишком мало, чтобы учить, так что мы обратились к главе нашего рода. Он очень обрадовался нашему желанию и назначил нам  учителя. Его специально привели из самой дальней норки. Это был мудрый и очень старый мыш - его лапы тряслись, а седые бакенбарды разлетались во все стороны при каждом его движении.

    На первом же занятии я рассказал о своем приключении возле хранилища еды. В тот раз я подбежал к кусочку сыра и, обалдев от вкусного запаха, принялся жевать его. На то, что кушать очень неудобно - под ногами была какая-то скрученная железяка - я не обращал внимания. Оставался совсем маленький кусочек, и я решил принести лакомство своей сестренке и потянул этот кусочек со всей силы. И тут у меня в ушах как зашумит!!! Вторая железка, которую я сначала не заметил, пролетела у меня над головой и врезалась в деревяшку. Прямо возле кусочка сыра! Я представил, что было бы, если бы я там сидел и мне сразу стало плохо. На ватных лапах я доплелся до своего уголка и упал там совершенно без сил. А сегодня мама сказала, что у меня появилось много белых волосков. С чего бы это?

    Учитель внимательно выслушал мой рассказ и подтвердил, что мне очень повезло. Он рассказал, что это за устройство и для чего оно предназначено. Я спросил, почему мыши попадаются в него. Он хмыкнул и в свою очередь спросил, почему мои друзья не захотели учиться. И я понял всю беспросветность и серость нашего существования. Да-да, существования, ибо жизнью это назвать нельзя. И я решил во что бы то ни стало сделать так, чтобы каждая мышь в нашем подвале стала умной. Учитель назвал меня Прометеем, но я не понял, что это значит, и учитель объяснил.

    Оказывается, давным-давно жил один мыш по имени Прометей. В те времена кошки были чуть ли не главнее людей и свирепствовали вовсю, не давая прохода ни одной мышке. Мышиное племя было на грани исчезновения - еда закончилась и даже поговаривали, что кое-где были случаи каннибализма. И тогда Прометей сказал, что принесет много еды - он был очень смелым мышом! Но ему не повезло - кошки схватили его и, посадив в клетку, каждый день приходили его нюхать. Он был на грани нервного истощения, когда мышиный отряд ворвался и разметал кошек. Но спасти Прометея все же не удалось - он сошел с ума. От радости. Спартак - предводитель отряда - был пойман и раздавлен на обратном пути, когда он, расслабившись, позволил своему отряду залезть в мешок с сухарями. После этого то ли кошки смягчились, то ли люди подобрели, но кошачье иго закончилось и мыши голодать перестали.

    На первом занятии мы узнали все способы спасения от мышеловки. Их было не так и много. В общем, надо не лезть сломя голову, а сначала подумать. И самое главное - думать головой, а не животом. А не то лапы заведут неизвестно куда.

    Учиться невероятно интересно! Мы сидели раскрыв рты и развесив уши - если все это постигать на своем опыте, то никакой жизни не хватит. Так что сегодня же поговорю с главой рода о создании мышиной школы. В общем, если он согласится а массы поддержат, наша жизнь должна наладиться. Я к этому приложу все свои лапы. А если будет нужно, то и хвост. Уж очень хочется мне хоть немножко побыть вторым Прометеем! Первый принес мышам свободу, а второй принесет свет знаний.