Случай с предметовым, или конец русского киберпанка

Олег Шинкаренко
Олег Шинкаренко

СЛУЧАЙ С ПРЕДМЕТОВЫМ, или КОНЕЦ РУССКОГО КИБЕРПАНКА*

--------------------

* Киберпанк - новомодное "литературное" направление, "суть" которого в

непосредственном симбиозе человеческой нервной системы и компьютера.

Основные представители: Б.Стерлинг, У.Гибсон.

--------------------

Предметов и сам не заметил, как оказался внутри стиральной машины.

Выражаясь более конкретно, его, уподобившееся зародышу, скрюченное тело

теперь размещалось в тесной цилиндрической полости центрифуги, в чем можно

было убедиться, если взглянуть в круглую крышку-иллюминатор. Жена

Предметова - Елена Раствариненко, - думая, что муж, наконец, машину починил

(а он чинил ее с самого утра, забравшись в самую ея внутренность, так что

снаружи видны были только кончики его ног, в то время как верхняя половина

его туловища деловито тарахтела механическими сочленениями) и даже наполнил

ее предназначенным для стирки бельем (если не приглядываться внимательно к

содержимому центрифуги, то казалось, что там не Предметов, а только куча

поношенного тряпья), нажала на кнопку, в результате чего Предметов стал

вращаться (машина таки заработала!) со скоростью 120 оборотов в минуту. Он

с самого начала кричал ей, чтобы она остановилась. Но она и не думала

останавливаться. Она вращалась все быстрее и быстрее. Двигатель, чувствуя

неиссякаемый источник электрической энергии, весело жужжал, заглушая

бессмысленные вопли Предметова, которые и так с трудом проникали сквозь

герметический иллюминатор. Через некоторое время машина автоматически

выключилась, и Предметов явственно почувствовал произошедшие с ним

непостижимым образом перемены. "Я теперь уже не зародыш, - понял Предметов,

- а что-то посерьезнее".

Грамматически Предметов рассматривал себя в третьем лице, отвечая на вопрос

неодушевленных предметов:

В именительном падеже: что?

В родительном: чего?

В дательном: чему?

В винительном: что?

В творительном: чем?

В предложном: о чем?

Елена Раствариненко. А я со своей стороны предлагаю также звательный падеж!

Предметов. Это как же?

Елена Раствариненко. Вам, кацапам, не понять! Наличие в украинском языке

седьмого падежа - так называемой "звательной формы" - говорит о неоспоримых

преимуществах национальной грамматики!

Предметов. Все же хотелось бы получить хотя бы приблизительное

представление!

Елена Раствариненко. Не буду даже и пытаться. Впрочем, дам представление.

Вообразите себе гиперкуб, у которого имеются длина, ширина, высота, но,

кроме этого, еще и кислота, быстрота, смехота и бормота.

Предметов. Не могу вообразить!

Елена Раствариненко. В этом нет ничего удивительного. Я это предчувствовала.

(Но, впрочем, вернемся к предположительному ходу действия.)

- Я этого не одобряю! - сказала Нина Картиновна. - Каким образом он туда

попал? Эй! Как вы туда попали? - спросила она, постучав по иллюминатору. -

Вы выключили машинку из сети?

- Я хотела, - ответила Елена Раствариненко, - но он так отчаянно

жестикулировал, гримасничал, стучал изнутри по обшивке!

- Вы имеете в виду Предметова?

- Ну да, конечно, а кого же еще?

- До такой степени вы уверены, что это именно он и никто другой? - Нина

Картиновна пощелкала тумблерами и вдруг обратила внимание на индикатор

часов: он непрерывно мигал нулями и единицами двоичного кода. Это

Предметов, обращаясь к присутствующим, выплескивал наружу вопли цифрового

сознания. Вскоре он овладеет азбукой Морзе, а там уж и рукой подать до

симуляции алфавита. Хотя надо признать, что не все буквы нашли себе

адекватное отображение на примитивном индикаторе часов. Предметов так и не

научился похоже изображать "ж", "щ", "ц", а твердый знак так замучил его,

что он решил (не без подсказки жены, естественно) прибегнуть к апострофу.

Посредством цифрового индикатора Предметов передавал сообщения различного

характера, иногда даже в стихотворной форме. В качестве примера можно

привести его "Элегию ь 17".

Так одиноко мне

В моем стеклянном доме.

Я, спрятанный в струне,

Смотрю наружу с болью,

Как слезы буквы вдруг

Закапают внезапно.

Как кровь, я их сотру,

Залью их сок назад, но

Печаль моя опять

Заполнит полость чувства.

Я посмотрю в разные стороны

И снова не увижу ничего,

Что могло бы хотя б отчасти

Вернуть мне счастье.

Уже по этому стихотворению видно, что Предметов в своем творчестве не

ограничивался простой фиксацией предметности окружающего мира, пусть даже и

в художественной форме. Его неудержимо влекли философские обобщения.

Следующим этапом его художественной эволюции стали размышления о сути бытия.

"Слова, - писал Предметов, - скрывают от нас истинную сущность явлений.

Чтобы постичь сущность явлений, мы должны отречься от существования слов.

Это похоже на то, как я смотрю на внешний мир сквозь стекло

крышки-иллюминатора и не могу видеть одновременно и стекло, и то, что за

ним: если сосредоточить внимание на стекле - теряются очертания мира, но

если взглянуть на мир - пропадает стекло".

Стихи Предметова проникнуты своеобразным потусторонним символизмом, что

придает им часто мистическую загадочную окраску:

Ниточка крови

Тянется вслед за любовью.

Линии сна

Чертят оконные капли.

Кто-то, как башня,

Встал вдруг у изголовья.

Я не усну.

Нет у сна продолженья, не так ли?

Но, к сожалению, из обширного творческого наследия Предметова до нас дошло

немногое! Елена Раствариненко поначалу записывала стихи и размышления

талантливого супруга, но вскоре, убедившись, что ничего существенного он не

говорит и никакой практической пользы из этого извлечь невозможно, -

забросила записи. Часть бесценных рукописей присвоила себе Нина Картиновна

и теперь уверяет нас, что она их потеряла; но ее муж Отто Михайлович

Соловьинский в результате тщательных поисков обнаружил четыре ранних

стихотворения Предметова, в которые было завернуто хозяйственное мыло, а

также "тетрадь ь 2", содержащая размышления о природе времени, которая

использовалась в качестве подставки для девятилитровой бутыли с солеными

огурцами; кроме того, многочисленные обрывки произведений Предметова были

найдены Соловьинским в специальной сумочке, предназначенной для туалетной

бумаги. Рукописи, оставшиеся у Елены Раствариненко, также частично были

употреблены в хозяйственных целях, частично утеряны, но то, что

сохранилось, в совокупности с коллекцией Соловьинского и составляет основу

полного собрания сочинений Предметова, которое выйдет в издательстве "Зази

в метро" в текущем году ограниченным тиражом.

1999 г.