Трансцендентное одиночество

Игорь Маленький


Вместо предисловия.

Несколько лет назад, во время съезда эсперантистов, проходящего в Петербурге, я со своим другом из Аргентины  известным физиком, прогуливался  вдоль Нивы, около Анечкиного  моста. И между нами разгорелся интересный спор. Мой приятель  заметил, что хотя математика и является базисом, для многих фундаментальных науках, она не представляет почти ничего интересного, для писателей пишущих фантастику – «Она лишь мираж, дающий пустую надежду путнику, сбившемуся с пути». Он с гордостью подчеркнул, что физика же…
В общем, спор удался. И сейчас я приглашаю тебя читатель, прочитать рассказ, нет, не бойся, в нем не будет ни формул, ни формальных определений. Но рождению сиё произведение,  обязано ей - царице наук. Может быть, мой друг признает мою правоту, а может и нет. Но главная цель, не это. Главная цель – читатель.

Приятного чтения.

«Математику для того учить надо, что она ум в порядок приводит»
Ломоносов.
«А если ума нет?»   учитель математики.


Автор предупреждает, что имена преподавателей, учебных заведений и учебников, специально не изменены.

Телефон зазвонил, когда Павел Гречанный, уже собирался спать. Сессия надвигалась неумолимо, уменьшая желание, не только учиться, но и вообще жить, единственный путем спастись от этой, преследующей тебя «проказы» современного общества, избегающего военной службы, был долгий и здоровый сон или не менее долгое погружение в компьютер. Именно сейчас, когда до экзамена по теории случайных прочесов, оставалось два дня, а электричество как назло отключили, Паша выбрал наиболее выгодное решение - пойти поспать. Да вот неудача, только собрался лечь – звонок. Осторожно, не спеша, он подошел к телефону.

-Да

-Алле, Пахан привет. Слышь, ты к случке начался готовиться, Сегодня Мф-4 сдавал, так Малыгина больше половину завалила.

-Да, нет еще, завтра буду. А что, хочешь вместе позаниматься?

-Не, я завтра уезжаю, приеду утром к экзамену. – из трубки послышался не громкий, елейный смех. Я вот чего, если подготовишься, помоги мне, а я пивом. Ну?

-Да, чтоб тебя, и спать не даешь, и идеи твои безумные.

-Хорошо, давай, я еще Илюхе позвоню. Счастливо!

-Пока. –  Паша, в течение нескольких гудков, стоял в нерешительности, а потом, ругнувшись, подошел, к рюкзаку и достал учебник

Г. Секей – Парадоксы в теории вероятности и случайных процессах. Небольшая книга, в твердом переплете, была единственным учебником, который ему удалось взять в библиотеке.

-Все разобрали, раньше надо было приходить,  -  погрузившись в свои мысли, ответила библиотекарша.

Павел, подсел поближе к окну. Началось смеркаться, а так глядишь еще минут пятнадцать можно почитать. 

Паша открыл, учебник на первой странице, посвященной  случайным процессам.

«Рассмотрим интересный парадокс. Представим себе, что два человека, могут двигаться лишь вдоль прямой, делая по одному шагу вправо или влево, выбирая направления движения  одинаковой вероятностью. В начальный момент, оба они находятся в одной точке, я потом каждый из них выбирает случайно направление, и делает в выбранную сторону шаг, и так далее. Зададимся вопросом, встретятся ли когда-нибудь, эти люди, после того, как они разойдутся по этой прямой, ограничивающей их мир. Ответ - да и, причем для их встречи понадобится конечное число шагов.

Что случиться, если добавить в их мир измерение и позволить выбирать одно из четырех направлений на плоскости? Ответ неожидан, да они встретятся, но только если в их распоряжение будет бесконечное число шагов.

Хорошо, давайте переведем задачу в привычные для нас три измерения. Вот, тут мы должны вас разочаровать, эти несчастные странники, уже никогда не встретятся. Про четырехмерное измерение, заметим лишь то, что там существа не встретятся, даже если их будет бродить, как угодно большое конечное количество».

Вот это да, Павел замер, обдумывая прочитанное. Как это странно, измерения увеличивают одиночество. Книга выпала из рук, громко стукнувшись, об ручку дивана, но Паша этого уже не услышал.

*********

Двенадцать
Наконец, то существо выбрало подходящее место, для рождения ребенка. Квадры были однополы, да и вообще все двуполые существа были обречены здесь на вымирание. Им просто не хватило бы  всей жизни, чтобы найти себе партнера. О существование, других однополов, квадрам, тоже не было ничего известно, впрочем как и других квадрах. Для будущего  ребенка родитель выбрал достаточно спокойное место, с наименьшей степенью кривизны и, что самое главное со сферической геометрией. Квадры, не были глупы, они усваивали информацию от родителей, а также от существ, живших в мирах, с меньшей размерностью. Они знали, что на сфере, если огородить замкнутой стеной, любую конечную площадь, то никто из вне не сможет пробраться вовнутрь, не разрушив стены. В то же время в наиболее частых уголках вселенной имеющих вид тора, замкнутая стена не давала гарантий

Зачерпнув энергию из наименее изогнутого измерения, она принялась строить стену.

к моменту родов стена была закончена. Существо смотрела с любовью на появляющееся  существо, помогая ему. Через несколько минут, младенец попытался   вздохнуть, но был слишком неопытен, и неудачно соскользнув, в одно из измерений времени, навсегда затерялся в прошлом. От криков матери, содрогнулась галактика, она металась сразу в нескольких мирах, пытаясь вернуть своё чадо. Но было слишком поздно. На свет появилось еще одно существо, не знающее своих родителей. Кто знает, быть может в мире всего два живых существа  - два   квадра, рожающих по очереди один - другого.


ТРИ
Алексей, пригласил приятелей, чтобы отметить, радостное событие. Наконец-то он сдал своего старика в дом престарелых. Вот жизнь-то началась. Сидя в квартире с приятелями, и опустошая очередную бутылку, он уже не вспоминал своего отца.

Не те моменты, когда они вместе ходили на рыбалку, и отец рассказывал ему про звезды, не тот случай после которого отец стал инвалидом, пытаясь помочь сыну. Все ушло. Алексей не боялся будущего, он не страшился одиночества, куда ему. Он  всего лишь трехмерное существо, чью геометрию в нашем мире проходят еще в пятом классе для первых двух измерений сущности. Он никогда не поймет цену ошибки, ибо это его судьба. Другое дело его отец, для которого общение с сыном было в радость, но сейчас, грустно смотря на новых соседей по комнате, он внутри плакал, ему было страшно, весь мир стал бутафорией, он один. Он мечтал покорить время вернуться в прошлое, победить одиночество. Наивный он не знал, что власть над временем, лишь усиливает изолированность, как и прочая власть, но мне было жалко старика. И мои слезы падали на этот трехмерный мир, орошая его вспышками энергии на квазарах.
 
Шесть
В шестимерном мире, мы встречались редко, да мы и не любили посторонних. Зачем, глядишь чего доброго переманят одного из нашей троицы к себе, и мы не сможем иметь потомство, и проходить проклятые препятствия, создаваемые черными дырами, для преодоления коих требовалось умение То заглядывать вперед и определять лучшее время для перехода, мое сворачивать два измерения в одно и проскальзывать в надтерритории, и разумеется Поко, с помощью которого мы могли общаться. У нас с То органы слуха, размещены в противоположных измерениях, и только Поко, наш многоух, могущий видеть, лишь во времени, но не в пространстве помогает нам. Хорошая троица, ничего не скажешь. Мы все были довольны. Но случилось страшное Поко, ушло встретив одного, из тех кто смог, обманом влюбить в себя все его проекции, и покинуть нас. Мы с То ничего не могли сделать, лишенные возможности общаться, мы долго смотрели друг на друга. Первой ушла То, рассыпавшись на мириады кусочков унесенных тут же безжалостным океаном времени. Я же, не много поразмыслив, вогнал себя, в ближайшую трехмерную проекцию мира и меня не стало.

ПЯТЬ
Астрономы заметили, необычайную вспышку сверхновой в созвездии Рака.

-Вы посмотрите на них, заметил профессор, они победили скуку, они всегда вместе, и они даже придумали уничтожать друг друга ради забавы. Это идеальное для нас место. Мы сможем жить с ними, забыв о наших страхах, остаться надолго, лишенными всякого общества. Профессор замолчал, все аплодировали.

 -Решено, мы свернем два из своих измерений, и станем  обычными трехмерами! Ура.

ТРИ
Скука, ничего подобного, нас гнали воевать и убивать. Никто не боялся остаться один. Никто не думал об одиночестве, родителей чьих детей мы убивали. Но иногда, нам становилось очень одиноко, когда ты лежишь один – раненный, кругом никого, и боль одиночества в купе с отчаянием – нет, лучше взорваться.

ПЯТЬ -> ТРИ
Настал великий день, когда все жители пятимерного мира, пришли к нам людям, их было немного для их огромного превосходящего наш мир на два измерения мира, всего несколько миллионов миллиардов, да еще как выяснилось у каждой из пятимерной сущности оказалось по десять проекций.   В общем, на землю пришел ад, мы несколько миллиардов людей страдали, а пришельцы торжествовали, праздную конец разрозненности.

Ассамблея ООН , единогласно приняло решения, и все человечество ушло в плоскость

«Точка есть то, часть чего есть ничто»
«Линия это длина без ширины»
Евклид Начала.

А я – я стал выпуклым многоугольником, не поленившимся набрать этот рассказ на машинке, и отправить его в наш отнятый у нас вами трехмерный мир.


26-мерный Бог посмеивался, над своими созданиями.
 

Паша проснулся, затекшая рука сильно ныла. Ну и присниться же, подумал он, поднимая книгу.
(08.12.01)