Иванов-Седьмой

Виктор Авин
Продюсерский проект

художественного фильма

"ИВАНОВ - СЕДЬМОЙ"

фантазии на тему рассказа А.П.Чехова "Жалобная книга"

Автор сюжета – Виктор Авин

 

1. Сюжет фильма.

Действие фильма начинаетс в бескрайнем, желтом "английском поле", показанном с огромной высоты. На нем виден знаменитый таинственный рисунок колеса из примятой пшеницы. Постепенно план становится все крупнее, спицы начинают принимать вид узкоколейных железных дорог, по которым со всех сторон прибывают поезда с вагонами-теплушками. Пассажаиры сходят с поездов и собираются в огромную толпу. Их лиц не видно. Все они закованы в кандалы. Из этих людей выстраивается очередь к шлагбауму, перед которым на столе лежит огромная книга. За столом сидит человек в пенсне и белом халате с погонами полковника . У каждого из очереди полковник спрашивает имя, каждый отвечает свое: "Иванов-Первый", "Иванов-Второй" и т.д. Подходит белокурая женщина в ватнике и кандалах ( типаж актрисы - Татьяна Доронина), она называет фамилию : "Иванов-Седьмой". Косясь на охранника и предупреждая его действия добавляет - "дурак". Полковник, делающий запись, с интересом поднимает голову, затем пишет повторяя вслух: "Хоть и седьмой, но дурак". После регистрации всех выстраивают в шеренгу и просят показать язык. Полковник в белом халате двигаясь вдоль шеренги спрашивает: "жалобы есть?" Заключенные стройным хором отвечают - "Служу России". Звучит команда "Разойдись!". Присутствующие расходятся. Когда становится безлюдно, из чернильной записи "Иванов-Седьмой, но дурак" появляется легкая дымка, возникает силуэт Татьяны Дорониной. Немного постояв, она уходит.

Действие переносится в эпоху Пушкина ( типаж играющего эту роль актера - Дмитрий Харатьян) . Вокруг него завязывается интрига с целью организовать дуэль с Дантесом. Сам Пушкин об этом не знает, он живет веселой, праздной жизнью, иногда уеденяется в полной темноте и что-то пишет. При этом раздается характерный скрип пера. Рядом с ним постоянно его лучшие друзья - "Литератор" ( типаж актера - Эдуард Радзинский) и женщина со странной фамилией "Иванов-Седьмой"( Татьяна Доронина). Их отношения между собой принимают сложные формы ненависти, любви, непонятной зависимости. В то же время, женщина всячески помогает Пушкину питая к нему скрытые пылкие чувства любви, материнской заботы и дружеского почтения. Противоречивость ее натуры раскрывается и в том, что она состоит на тайной службе у "Первого чиновника"- организатора дуэли ( типаж этого актера - Ален Делон). Но пользы ему она не приносит - ее доклады запутаны. Перед чиновником она выглядит туповатой. После ее доклада Первый чиновник удаляется в потайную дверь и получает указания от Литератора, который, как оказывается, является главным идеологом убийства Поэта.

Время от времени в кадре появляется Чехов ( типаж актера - Олег Янковский) . Он лежит на залитой солнцем лужайке, высоко в облаках и жуя соломинку рассматривает все, что происходит внизу. К нему заходит Иванов-Седьмой. Чехов читает ей отрывки из нового рассказа "Жалобная книга", который он сейчас создает. После визита Чехов уеденяется в темноте и что-то пишет . Раздается все тот же характерный скрип пера ...

Доронина берет в подарок книгу. Книга попадается на глазаПушкину, он просматривает, смеется называя ее "Жлобной книгой" . Дойдя до фразы "Хоть ты и Седьмой, но дурак" он мрачнеет и пронзительно смотрит в глаза Дорониной.

В кульминационный момент интриги Первый чиновник садится в карету и едет к Дантесу с коробкой для дуэли. Совершенно пьяный кучер падает с лошади. В этот момент на обочине оказывается Доронина. Она садится на место кучера сворачивает с дороги и начинает гнать лошадей в залитое солнцем пшеничное поле. Внезапно карета наталкивается на столб, стоящий посреди поля ( в столб превщается соломинка, выпавшая случайно изо рта задремавшего на небесах Чехова, которая втыкается в землю прямо перед каретой). В этой аварии Первый чиновник погибает.

Дуэль не состоялась. Пушкин едет на похороны Первого чиновника и читает там свои стихи в присутствии королевских особ из разных стран.

После похорон Пушкин решает прогуляться по летнему саду и задумчиво идет к домику Петра Первого. Литератор как лучший друг следует вместе с ним. Позади, прячась за деревьями следуют Второй и Третий чиновники ( типаж актеров - Станислав Любшин и Данатас Банионис). Летератор едва заметными жестами дает им указания. Чиновники доворачивают летний сад как карту на столе и Пушкин попадает в аллею, через нее в зал, где Александр Блок в унижении просит человека в кожанной куртке отпустить его на лечение за границу. Доронина с другой стороны стола разворачивает карту, но второй и третий чиновники мешают ей и Пушкин попадает в новую аллею, где его ждет новый зал заседаний. Выступающий клеймит поэзию Бродского. Доронина вновь разворачивает карту, но чиновники опять мешают ей и Пушкин попадает уже в другую аллею, где на фоне блокадного Ленинграда стоит очередь за хлебом, который не достается Анне Ахматовой, еле передвигающейся к весам . Все попытки Пушкина дойти до домика Петра выглядят как "хождение по мукам".

Но вот Доронина вновь изменяет маршрут Пушкина и он оказывается в современном Петербурге и наконец подходит к своей цели. Войдя в домик Петра он пристраивается к экскурсии. Экскурсия входит в зал, где за обеденным столом сидят царь Петр и Екатерина. Они смеясь обсуждают прелести твердого и мягкого знаков в новом алфавите русского языка, которй только что придумал Петр. Он замирает и внимательно разглядывает Поэта. Через боковую дверь Поэт, Литератор и Иванов-Седьмой попадают в залитое солнцем пшеничное поле. Герои садятся на породистых скакунов и движутся вдаль, к линии горизонта. За ними - чиновники ( Любшин и Банионис) . Они садятся на ослов напоминая со спины Дон-Кихота и Санчо-Пансо и уезжают под музыку из "Неуловимых мстителей". Перед Поэтом словно пшеница расступаются маленькие людишки с жалобами в руках. Они закованы в кандалы. Их отводят к поезду на котором висит плакат "Не верь, не бойся, не проси!".

В заключительной сцене из-за стола встает Чехов. На его место садится мрачный Достоевский ( типаж актера - Филлипенко). Он потирает руки, берет перо и пишет: "Идиот". Подумав, добавляет тире и делает надпись "Иванов- Восьмой". Погда внезапно ухудшается. Надвигаются свинцовые тучи. Мерекнет свет. Все ярче загораются глаза Достоевского. Это зеленые глаза хищника. Свеча гаснет. Раздается страшный скрип пера ...