Так говорил Михаил Юрьевич-2

Bell
Эти истории рассказал Михаил Юрьевич. Сам он живет теперь в Калининграде и служит в Одном Отделе. У меня может выйти не такой складный рассказ, как у автора, но ничего тут не поделаешь… А истории стоящие!

Летом 2001 года Михаил Юрьевич отдыхал с женой в Нальчике. Город чистенький, уютный, приезжих мало – все-таки Грозный неподалеку. (Михаил Юрьевич ошарашен был объявлением на автовокзале: “Автобус до Грозного отправится со второй платформы…”, а что удивительного – многие ездят туда торговать на рынке) Людей в форме немного больше, чем в целом по стране.
Зато все остальное – как положено на Кавказе. Коньяк 3 звездочки на рынке – 15 рублей бутылка, 5 звездочек – 25 рублей, водка – полуторалитровая бутылка  – 36 рублей, фрукты, овощи… Да плюс ко всему местные жители каждому отдыхающему рады-радешеньки:  они ведь только этим могут заработать. Ну, еще, конечно, можно в Грозном торговать...
Михаил Юрьевич с товарищем зашел в местный кабачок выпить по кружке пива. Сидят, потягивают. А товарищ из местных, говорит: вон, видишь, в кабинете мужчина ужинает? Это адвокат Тракториста. Давай за его стол от нашего стола передадим.
А “от нашего стола вашему столу” в Нальчике означает передать бутылку «Гжелки» , шашлыков, да вазу фруктов. Насчет «Гжелки», думаю, понятно – см. выше цены.
Через десять минут официантка – девочка лет 12 – приносит аналогичный набор со словами: “Это вам наш уважаемый адвокат передает…”
Еще через пять минут сдвинули столики.
Адвокат Тракториста оказался хорошим собеседником; на вопрос, почему он за это дело взялся, ответил цифрами: “Родственники дали 25 тысяч за то, что я вообще взялся. Трактористу светит 25, за каждый год меньше я получу еще 2 тысячи. – А если расстрел? – Это все предусмотрено. Расстрел сейчас не дают, значит, 25 лет, а это тогда считается, будто я 2 года скостил…”
В таком духе разговор. Поздно ночью все расходятся, довольные хорошо проведенным временем.
На следующий день Михаил Юрьевич с женой берут денег, идут на рынок – фрукты, овощи там… И на обратном пути Михаил Юрьевич говорит: давай, мол, зайдем во вчерашнее кафе, я там пива выпью кружечку. Заходят. Встречает их вчерашняя 12-летняя девочка словами: о, дядя Миша! Как здоровье, как дом, какие дела? Михаил Юрьевич отвечает: здоровье, мол, в порядке, дома тоже все замечательно. Девочка усаживает их за столик, сокрушается, почему это дядя Миша давно не заходил, спрашивает, чего пожелают дорогие гости. Михаил Юрьевич по поводу долгого отсутствия разводит руками – дела, мол, а желают гости кружку пива и стакан сока. “Только пиво?” – удивляется девочка. “Да, только сок и пиво!” – твердо произносит Михаил Юрьевич. “То есть только пиво и только сок?” – уточняет девочка. “Да, так. Кружку пива и стакан сока”, – подтверждает Михаил Юрьевич. И 12-летняя официантка удаляется, качая головой…
А через пару минут возвращается. Ставит на стол две кружки пива,  сок, фрукты, 150 водки, чипсы на тарелочке, немного орешков, уходит… Жена обводит глазами стол,  в уме пересчитывает оставшиеся сорок рублей и потихоньку шепчет: “Может, я пока в гостиницу за деньгами схожу, а то неудобно может получиться…” На что ей Михаил Юрьевич, долгое время служивший на Кавказе, говорит: “Все нормально. Попей сока, тебе не стоит волноваться…”
И они не торопясь пьют сок, пиво, кушают орешки и разговаривают о том, о сем… А когда приходит пора идти домой, Михаил Юрьевич подзывает девочку и спрашивает: “Сколько мы должны?”
Девочка делает круглые глаза и говорит что-то типа: какие деньги, дядя Миша, приходите еще.
Но Михаил Юрьевич, потрясая бумажником, переспрашивает: “И все-таки? А то как-то неловко получается, пили-ели…”
А девочка разводит руками и произносит фразу, видимо, слышанную ей ранее от взрослых:
- Какие деньги?! Что, разве мужчина не может выпить пива-мива?

Этот случай вышел в Грузии в конце 80-х. Лейтенант Михаил Юрьевич М. повстречал штабного полковника во время учений. А учения у связистов ФСПС известные: через весь Кавказский хребет на определенном расстоянии разворачиваются 30-метровые антенны передающих станций, рядом с каждой устанавливается кунг для солдат; тарахтит движок, солдаты спят, радиоволна от антенны к антенне летит…
И вот к одной такой станции подъезжает штабной полковник, а ошалевший от неожиданности сержант, закрывая собой немытые бачки из-под каши да храпящих товарищей, начальство встречает докладом. В том русле, что: “Товарищ полковник! Такие-то такие-то выполняют задачу по поддержанию правительственной связи! Происшествий нет!” И все такое прочее. Очень уж неожиданно полковник появился. Сержант даже на погоны не посмотрел…
А полковник, надо сказать, к этим учениям отношения вообще не имел. Он ехал по своим делам, как мы увидим позже, да немного заплутал. Однако, как всякого нормального человека, торжество техники его поразило.
- А вот это все… Что это такое?
Бедный сержант, вытянувшись стрункой и держа руку у пилотки, неожиданно для себя чеканит названия вверенного оборудования, технические характеристики, слова всякие мудреные – он то думает, что это проверка… Полковник его внимательно слушает, вольно, говорит, сержант. А можно ли, мол, все это ваше хозяйство поближе посмотреть?
И они долго осматривают хитроумные приборы, а полковник не перестает удивляться, как, все-таки, далеко шагнула техника… Вдоволь насмотревшись, спрашивает у мокрого от напряжения мыслей вояки:
- Что тут скажешь… Здорово! А чем, сержант, ты сейчас занимаешься?
Сержант сапогами щелкает, честь отдает, звонко чеканит:
- В составе такого-то такого-то подразделения выполняю задачу по поддержанию правительственной связи!
Полковник рукой машет:
- Да вольно, вольно… А солдаты твои чем сейчас занимаются?
Сержант еще более молодцевато докладывает:
- Солдаты такого-то такого-то подразделения в настоящее время несут службу по обеспечению правительственной связи!
Полковник досадливо морщится:
- Ну, а через полчасика? Никто не освободится?
- Никак нет! Через полчаса мы будем продолжать выполнение задачи по обеспечению правительственной связи!
- Жаль. Очень жаль, - разводит руками полковник. – А я хотел попросить вас в деревню за чачей съездить… Ну, раз уж вы так заняты, придется самому…

И еще коротенькая история. После Дня Чекиста народ выходит из Управления. В приподнятом, понятно, настроении. А на остановке стоит трамвай. По нынешним временам – не Бог весть какая редкость, конечно. Просто он в тех краях нечастый гость. И когда будет следующий – неясно. Однако трамвай этот вот-вот отправится, поэтому никто не ускоряет шага. Кроме одного, нетерпеливого. Он, наверное, очень домой спешил. Сорвался и побежал. Запыхавшись, подбежал к трамваю – и остановился в недоумении. У трамвая нет дверей! Он – туда, он сюда. Нету! Еще раз внимательно осмотрел трамвай целиком. Ни одной двери!
И тут, издав протяжный звонок, трамвай тронулся. В другую сторону. И двери у него, соответственно, с другой стороны были...