Ведьма

Алиса Поникаровская
               

Ступени старого замка потрескались от времени, расползлись осколками по промерзшей земле. Ты идешь, стараясь не поскользнуться и не упасть. В темном коридоре сыро и холодно, пахнет плесенью и тоской. В голове стучит заученное: «Два поворота налево, четыре двери, зал, третья дверь справа.., - и снова, - два поворота налево…», оступаешься и хватаешься рукой за каменную стену. Под пальцами пронзительный холод и влага с кусочками мха. Руку уже не убираешь, идешь на ощупь. Глаза не видят. Не умеют. Темно.
Первый поворот, вздох облегчения и снова по коридору, уже согнувшись и задевая головой низкий свод потолка. Почти уверенное ощущение могилы. Так и должно быть. Клаустрофобия вырастает до неимоверных размеров, шаг убыстряется непроизвольно. Кажется, стены вот-вот сомкнутся, и останешься заживо погребенным в этом каменном мешке. Второй поворот. Распрямляется усталая спина, взгляд вверх, все равно ничего не видно, но тяжелого потолка больше нет. Левую руку по стене, снова на ощупь, через пару шагов под пальцами дерево, холодное и гнилое, падает, сыплется труха. Первая дверь, дальше, вновь сырость стены, вторая..., камень ледяной.., третья… Останавливаешься возле четвертой двери, пытаясь нащупать ручку или что-то подобное. Глаза так и не привыкли к абсолютной темноте. Пальцы натыкаются на заиндевевшее железо, чувствуешь ржавчину и изо всех сил тянешь кольцо. Дверь открывается тяжело. Нагибаешься на всякий случай и входишь.
Зал мрачный и большой, с парой огромных окон. За окнами ночь и луна. Светло. Прислонившись спиной, долго стоишь у холодной стены, напряженно всматриваясь и решая, стоит ли дальше… Тут же перед глазами видение, призрак, мучающий столько лет. Издаешь слабый стон и машешь рукой, чтобы отогнать укоризненные, печальные глаза черноволосой девушки, протягивающей кольцо. Миг, и нет ее, только круги по зеленой воде, по черной воде, по красной воде… Встряхиваешь головой, полный решимости: все, до конца, сколько же можно мучиться. Сколько… Пальцы ощупывают кольцо, висящее на шее, в мгновенном испуге – потерял?.. Нет, висит, ведет дальше. Шаг от стены, и уже глазами – двери по правую руку: одна, вторая, третья… Вновь застываешь на несколько минут странным изваяньем и вспоминаешь дикий сон, безумный и страшный, приведший сюда. Сопротивлялся отчаянно и зло, превратился за несколько лет в ходячую тень, и вот пришел… Должно же все это кончиться, наконец, или хотя бы объясниться как-то… Вдыхаешь сырой холодный воздух, дрожащими пальцами открываешь дверь, входишь резко, как в омут, вперед головой.
Пустая комнатка-келья, огромное зеркало и свеча перед ним. Неосознанно радуешься свету, подходишь к зеркалу и, сняв с шеи кольцо, осторожно опускаешь его на лежащий перед зеркалом поднос. В зеркале – твое отражение, свеча мигает, смотришь в свои глаза, измученные и молящие, с синими кругами под ними, пытаешься улыбнуться. Свеча мигает, и твой двойник там, в зеркале, облачается в длинный черный плащ, прячет голову в большой капюшон, поверх плаща – серебряный крест. Двойник наклоняется и берет с подноса кольцо. Долго пристально смотрит на него. Тебя осеняет: монах! Зеркало рябит, лицо твоего двойника все ближе, глаза – огромные, полные тоски – подергиваются влажной пеленой и в них – черноволосая девушка, ты вздрагиваешь: вот она!, смеясь, протягивает монаху венок из колокольчиков и ромашек, губы шевелятся, не слышно ни звука. Лицо твоего двойника теплеет, он что-то отвечает, не отводя взгляда от глаз девушки, серых, как небо…
Какие-то переходы, лестницы, девушка, робко идущая за тобой, нет, ты стоишь здесь, рука непроизвольно касается ткани джинсов: все в порядке, там монах, твой двойник. Куда-то ведет ее, держа за руку, ты ощущаешь трепет ее пальцев, сжимаешь нежно руку, монах там, в зеркале, бросает быстрый взгляд в ее сторону, опускает виновато глаза… Ты разжимаешь руку, все еще чувствуя тепло ее пальцев, уже зная, что надвигается что-то ужасное, и тщетно пытаясь вспомнить. Свеча мигает.
Тупые лица с выражением гнева и злобы, в кругу людей – девушка, босая и растерянная, смотри вокруг, словно ища защиты. Вот лицо ее на мгновение оживает, огромные серые глаза улыбаются, радуясь кому-то… Вверх по лестнице, по ступеням холодным, но целым… Там фигура монаха в черном плаще, свеча отражается в серебре креста, люди оживленно машут руками, перебивая друг друга и указывая на девушку, явно желая ей зла. Взгляд ее ищет защиты в том, твоем двойнике, твои губы шепчут настойчиво: «Помоги, помоги ей…», но лицо монаха остается бесстрастным, как каменное изваяние, как восковая маска – бледным и непроницаемым. А девушка все ждет, и глаза ее по-прежнему светятся любовью. Твой двойник поднимает руку, и толпа смолкает, шевелятся губы, в глазах девушки – ужас, и ты уже знаешь, что он говорит, и сжимаешь руками голову, не сумев удержаться от крика. В твоих глаза отражается серебро креста, в зрачках монаха – боль, но лицо все так же неподвижно, и пальцы его руки, поднявшись, касаются креста. Ты чувствуешь холод серебра и тихо стонешь. По зеркалу – рябь…
Девушка стоит на берегу реки, в глазах все тот же ужас и молчаливая мольба, дорожки от слез по щекам, шаг в сторону, к черной, поникшей фигуре монаха, и тонкие руки с кольцом, умоляющие, печальные… Лица монаха не видно, он берет кольцо, и девушка, улыбаясь сквозь слезы, что-то ему говорит. Ты знаешь эти слова, ты слышишь их каждую ночь вот уже несколько лет. «Что ты делаешь? – кричишь ты. – Остановись! Опомнись! Что ты делаешь?! Ты всю жизнь будешь платить за это!!!» Монах, словно что-то услышав, поворачивается на мгновенье, и тебя ослепляет блеск серебра, а пальцы вновь ощущают холод, ты закрываешь глаза, но это не спасает, ты видишь камень, привязанный к ее ногам, тонкие руки, опутанные веревкой, и серую влагу глаз… Круги на зеленой воде, на черной воде, на красной воде… Круги, круги… Ты кричишь, вновь во все зеркало лицо твоего двойника, воспаленные глаза и кольцо в ладонях.
- Будь ты проклят, Бог! – кричит или он или ты, или вы оба вместе, и крест на черном плаще разваливается на кусочки и падает, падает, падает…
Ты вздрагиваешь и открываешь глаза. Над тобой благообразное лицо старого волшебника.
- Теперь ты понял, что так мучило тебя?
Ты садишься и сжимаешь руками виски:
- Я убил ее.
- Этого требовал Бог. Ты не мог иначе.
- Мог! Мог, но не захотел! – кричишь ты и впиваешься в него взглядом. – Что мне делать теперь?
- Жить, - просто отвечает волшебник, пытаясь влить спокойствие в твою душу.
- Я убил ее… - шепчешь ты, качаясь из стороны в сторону.
- Теперь-то все и начнется, поверь мне.
Ты бросаешь на него дикий взгляд и выбегаешь вон.

Поток людей и машин уносит тебя все дальше и дальше, ты бредешь в море зонтов и голов, словно безумец, ничего не понимая и не видя. Струйки осеннего дождя стекают по твоим волосам, но ты не замечаешь, что совершенно промок. Людской водоворот несет тебя все дальше и дальше, и выбрасывает в какую-то промерзшую подворотню. В серых питерских сумерках ты еле различаешь сжавшуюся в углу одинокую фигурку. Черноволосая девушка робко поднимает голову, и ты видишь огромные глаза, серые, как небо у тебя над головой. Ты прижимаешь ее к себе, целуешь пахнущие дождем волосы, и по щекам твоим текут слезы. Девушка стоит. Уткнувшись лбом в твою куртку, потом осторожно поднимает лицо, и, даря свет твоим измученным глазам. Говорит, как тогда у реки:
– Когда ты утопишь меня второй раз,
  Родившись снова, я стану ведьмой.
  И Бог уже не победит.
…Разваливается на кусочки серебряный крест и падает, падает, падает…