Розовый Мир 17

Иван Кирсанов
17
* * *

- С чем пришел? - едва взглядом задев Эста, спросил Учитель.
- Я разочарован, - отвечал Эст. - Наш мир не розового цвета.
- Неужели ты не нашел своего вечного Розового Города?
- Все зыбко, как песок! И чем дальше я двигался, тем больше и больше расступается, уходит земля из под ног, и невозможно найти опоры. А мой цветущий сад - это всего лишь мираж и пустоцвет.
- Ты выполнил то, что я тебе наказывал.
- Суровый холод и ужас охватывают меня!
- Ничто не может вызвать большего всплеска страстей в живой душе, чем испытание равнодушием породившей ее среды. Тяжко чувство обреченности на еще незаслуженную гибель.
- Я разрушил свой мир!!!
- Нет, это был не твой мир. Это были твои иллюзии, беззащитные, потому что они созданы не твоим трудом. А для того, чтобы иллюзия стала реальностью, надо сильно поверить в нее.
Разочарование же постигает каждого; к простому оно приходит в миг первого же шага, а мудрый заранее разочарован на все время.
- Но тогда невозможно вырываться из плена вечной тоски!
- Почему невозможно? Великая вера, стремление к бессмертию, бесконечный труд, безумие, в конце концов, - все это, к примеру, поможет сделать человека свободным.
Так беседовал Учитель со своим, невесть откуда явившимся учеником. Как будто ничего не изменилось - Учитель оставался по-прежнему искренне жесток.
Они стояли на горе и смотрели на закат осеннего, с простудным румянцем солнца, которое скоро скрылось за поднимающейся над горизонтом сизой мглой. Тяжелые тучи плыли с запада, поливая и так раскисшую остенскую землю обильным дождем.
Армия не могла защитить королевство, лишь стена на границе еле сдерживала натиск вестенов. Но со временем вестены мощными таранами пробивали бреши, и обветшавшее от сырости, возраста и военных ухищрений колоссальное сооружение перестало быть какой-то преградой. Завоеватели хлынули в великую остенскую долину, легко разбивая передовые отряды застав. В решающем сражении армия остенцев была полностью разгромлена. В бою погиб главный военачальник, древний Урал. После разгрома остенцев полководец вестенов Айвест повернул обратно.
Вслед за завоевателями в Остению потянулись вестенские миссионеры. Перед собой они гнали большие стада желтых телят, желая попасти их на богатых сочных лугах соседних владений. Остенцы довольно радушно встречали их и удовлетворяли свое любопытство о чужой жизни. Таким образом, стремительность продвижения золотых стад по побежденной земле сдерживало только огромное Остенское Болото. Осваивающие новые незнакомые восточные пространства пионеры увязали, тонули или вообще пропадали без вести со всем своим достоянием. Для упрямства все-таки не существует препятствий, и каждую ночь остенская долина покрывалась многочисленными огоньками, которые появлялись все ближе и ближе к востоку. С наступлением вечерней тишины до большего числа поселений в глубинке доносились незнакомые мелодии на чужом языке.
То ли от дыма костров чужеземцев, то ли еще от чего, Эст чувствовал в груди горечь. Старик тоже молча стоял и спокойно смотрел на простиравшуюся внизу горящую равнину. Он бросил взгляд на ученика еще раз и заметил:
- Разве вода не течет из вершин в низменности и не затопляет их? Если бы этого не происходило, то установился бы мертвый застой, и жизнь превратилась бы в пресное, дурно пахнущее болото с одной стороны, и бесплодную пустыню - с другой. Когда-нибудь низменность вздыбится, а вершины опустятся под действием более могучих сил, и вода изменит течение. Бурные потоки смоют и унесут грязь, обнажая твердую землю, на которой будут строиться наши очередные временные жилища. Такое происходит всегда. И все это, наверное, и составляет одну из сует великой суеты. И стоит ли жалеть об этом?
Зиму Эст провел у Учителя. Больше они не беседовали и даже встречались изредка. Но Эст знал, что Учитель изучает его, выводит какие-то заключения о нем, так же, как они занимались исследованием других людей для правильной установки диагноза больному с помощью знания его прошлого и предугадывания будущего. Но однажды, уже в конце зимы, Учитель пришел в келью к ученику и позвал его в библиотеку.
- Сегодня я решился на рискованный шаг, - сказал Учитель, когда они зашли в помещение. - Сегодня будет последняя лекция, и этот день будет последним днем твоей учебы у меня.
Учитель был более суров, чем когда-либо, и серьезен. Усмешки не было ни на его лице, ни в тоне голоса, когда он заговорил.
- Надеюсь, ты еще не все позабыл, что написано в этих многих толстых и тонких томах, которые являются результатом трудных канцелярских потуг тщеславных и патриотических умов? Я хорошо помню, как ты дни и ночи напролет прилежно поглощал весь этот бледно отражающий действительность хлам. Здесь, в папирусах, манускриптах, трактатах, фолиантах находятся лучшие мировые шедевры, плоды гениального воображения и творческий полет мысли, начиная от древних пор и до наших дней, - то, что человечество хранит и умножает для будущих поколений, надеясь, что и будущие поколения в свою очередь сохранят это достояние и передадут дальше своим потомкам.
И о чем же нам ведают те, произведения которых удостоены быть, храниться и передаваться через людские умы и сердца? Они пишут о войнах, подвигах и героях, тяжком и непосильном труде, муках и страданиях, несносности жизни и страхе смерти. Вот что находит наибольший отклик в человеческих душах и будоражит чувства. Недаром самые великие творения обычно пронизаны печальными переживаниями, заполнены сатирой и недовольством действительностью. История не знает счастливых обществ и говорит нам о том, что злое время было чаще, чем доброе. Это же подтверждают и наши современники. Прошедшее, облагороженное стариной, и будущее, оправданное небытием, - вот две опоры, позволяющие нам удержаться на кратком миге настоящего и не умереть от ужаса грядущих перспектив. Надежды предков, уповающих на достоинство ничтожных потомков, и слабая память наследников, кичащихся кровью, пролитой жестокими пращурами - вот связь поколений, а оружие и кровь являются главными украшениями истории и гербов. И нам остается лишь тоскливо доверять тем, кто донес свои слова и мысли о нелицеприятности бытия и проверять, испытывать своим существованием их правдоподобность.
И все же, как видно в пережитых произведениях, люди жаждут лучшего, вечного и неразрушимого, на чем можно было бы построить счастье, и, самое главное, верят в возможность этого. Большинство считает, что счастье - это покой, и ищут покоя. Но покой - это лишь пустота и холод. Не находя в окружающем удовлетворения современникам приходится тогда помещать счастливую жизнь за непроглядные горизонты будущего или безвозвратно ушедшее прошлое. Люди счастливы заочно в будущем или, сравнив настоящее с приукрашенным прошлым, запоздало понимают, что их счастье осталось позади, пролетело незамеченным.
Недопонимание чего-то является причиной неудач подобного характера. Поэтому из страниц, на которых описывается настоящая ликующая безмятежность, не получится даже тоненького жалкого томика. Даже в выдуманных романах веселые моменты стоят на пороге несчастий, а там, где все кончается хорошо, роман не имеет продолжения.
Однако, тем не менее, факт веры в хороший конец дает основание предполагать, что можно создать прекрасный мир, в котором живут человеческие грезы, воплощенные в реальность. И имеются принципы построения желанного бытия, но все они идеальны, и если даже один человек не будет жить по этим законам, то рождения такого мира не произойдет. И нет ни одного человека, который жил бы по этим принципам, смог бы выполнять их, потому что совершенство, вечность, блаженство, на что опирается мнимое мироздание человека, - это все Абсолют, а Абсолют не опустится до нас.
И опять таки, само мировое движение есть признак какой-то неудовлетворенности, признак стремления всего к совершенству. Вот посмотри: движение - это неудовлетворенность и стремление, а это значит - наш мир поэтичен, а поэзия - это гармония, а гармония несет, подразумевает красоту. Красота - вот мера определения человеком качества мирового пространства, в котором он обитает. Мы должны стремиться увидеть красоту, постичь ее во всем, которая предопределенно везде есть обязательно.
Хотя, чтобы не стать несправедливым к другим такого же подобия словам, посредством таких же умственных спекуляций можно взять другие обозначения, как, допустим, доброта, истина, совершенство, радость и другие, соответствующие определенному вкусу и наклонностям - только от твоей личности зависит разница между всеми этими понятиями.
Стремление является одним из свойств жизни. Что не достигнуто, то не означает, что этого достичь невозможно. Каждый человек является попыткой достижения невозможного, но он, обычно, мало работает над собой и из-за этого не может увидеть Абсолюта, не ограниченного размерами души, ума и тела и не может, как уже сказано, поместиться в человеческие формы. В противном случае человеку придется изменить свое определение. И как раз последнее и требуется от человека.
Я думаю, что мир сам по себе идеален. Несовершенны лишь люди. Странность людей в том, что они совершенствуют совершенное, а любое изменение идеального только портит его. В то же время всеприятие приводит к оправданию всего, и, поэтому, есть опасность оправдать все возможные собственные мерзости.
Совершенному человеку не зачем вообще что-то делать. Ему ничего не требуется, он всего достиг. У него нет потребности рождаться, жить, умирать. Но это, как сам понимаешь, уже не может называться человеком. Это сущность высшего порядка. Отсюда и вытекает: нет идеальных людей. Идеальный человек - понятие невозможное.
Наша с тобой жизнь также является одной из попыток воплощения настоящего мира абсолютных грез. Вернее, даже не воплощения, а прозрения идеального мира, что, поверь мне, одно и то же с творчеством. Есть множество описаний подобных попыток, но везде тонкая или грубая ложь по преднамеренному или нечаянному замыслу автора проникает между строк и незаметно подводит читателя к искаженной сути, - здесь не будем рассматривать причины этого - а когда читатель начинает верить в написанное, то возникает иллюзия. Обманчивый мираж будет рассеян сопоставлением написанного с действительностью. Мы только ради оригинальности попытаемся выплести ложь и обнажить правду заведомо невероятными сценами и еще, следует предупредить, мы тоже обязательно ошибемся и обманем других по причине своей ограниченности. Наш мир будет иллюзорен, однако, он настолько же реален, как мы с тобой, как и все окружающее нас.
Итак, человек есть слепок всего мира, и он - смешенье всех времен; я имею в виду настоящего, полного, человека, а не то, что он о себе думает, как себя представляет. Все окружающее оставляет след в человеке - но и весь мир преобразуется от его влияния. А это означает равенство человека и всего остального мира. Вся совокупность желаний, мыслей, знаний составляет целую вселенную. И, в то же время, каждый из нас, в зависимости от наших свойств, является особым миром, со своей судьбой, образующей часть полного мира и составляющей один из цветов, искорок радуги жизни. Таким образом, создав мир в себе, во всех значениях этого слова, ты создашь то же самое во внешней вселенной. Ты сможешь преобразовать сущее, но только через себя.
Универсальным пространством, где мы может творить, является Небытие. Небытие - это не значит нереальность, Небытие - это принцип бесконечных возможностей. Хочу лишь заметить, что изменять природу вещей мы сможем, тем не менее, только при соблюдении закона.
Чтобы добиться реализации мира, надо научиться творить, или же созерцать. Одним из условий творчества является полная власть над собой. Владея в совершенстве собой, ты можешь строить соразмерно твоим силам что угодно, в соответствии с твоим выбором.
Наш выбор. Я, естественно, не знаю до конца, что движет нами. Наша свободная воля или высшая предопределенность? Неизбежный рок или слепой случай? Как вообще мы вытягиваем свой жребий? Но я знаю, что самостоятельное принятие решения является основным отличием живого от неживого. Это не означает отсутствия предопределенности вообще. Наличие свободы выбора и предопределенности судьбы вроде бы говорят о противоречии, не допускающем одновременного существования этих положений. Но поскольку они все-таки существуют у нас, то парадокс может быть устранен, если считать, что все сущее - живое, а мертвое - это ничто, стоящее за пределами мысли, мира и закона. Наличие высшего и нашего волеизъявлений, скорее, утверждают некое единство. К данным выводам можно прийти также иными путями, иными частными рассуждениями.
Для строения нужен материал, желательно не поддающийся никакому гниению, тлению, горению и разрушению. Ты был отправлен как раз на поиски субстанции с подобными свойствами. И ты не нашел его, вернее, ты еще не понял, что нашел и что имеешь теперь.
Но самое главное - твоя дорога. Человек обыкновенно слепо шествует по нему, беспорядочно кидаясь из одного чувства в другое. Но мы должны быть причастны к созданию не просто живой, но абсолютно живой вселенной!
Я предупреждал, но ты все-таки сделал выбор в стороны добра и зла. Я знал, что это произойдет. Иллюзорный мир неустойчив, и он, еще не закаленный огнем испытаний, легко распадается на разделенные кусочки. Ты все время строил и разрушал, разрушал и снова строил, что называется борьбой между созидающим добром и разрушительным злом. Противостояние высекло огонь испытания, который закалил тебя и создал, пока в непроявленности, твой желанный настоящий мир, о котором, - никак не обойтись без постоянных оговорок - ты еще ничего не знаешь, хотя стоишь, и всегда стоял, от него в нераздельной близости.
Добро и зло преходящи, и, в общем, - хотя выражение и нелепое - искусство абсолютного творчества состоит в не различении добра и зла. Но человеку эти начала являются необходимыми для его движения: отталкивания от одного и притягивания к другому, защиты одного и борьбы с другим, воздвижения одного и уничтожения другого. В этом помогает, это все есть проявления абсолютно животворящей силы - Любви. В конце концов она отсекает зло от человека, иначе причина, порождающая смерть, снова разрушит создаваемый тобой мир. Как прозрачный камень окрашивает и пропускает сквозь себя излучение, схожее с собственным оттенком, так и ты, вбирая влияние окружающих мирозданий, должен излучать свой свет, отсекая подобно веселому солнечному камню мертвящие качества, разрушающие безвольные строения, превращающие их в ничто, лишенное жизни.
Зло уничтожается прощением. Простив, ты не даешь в самом себе продолжению зла, и оно исчезает на тебе. Способность простить является еще одним признаком отличия живого от неживого, условием успеха твоего созидания, твоего продолжения, продолжения твоего мира и раскрытия вселенной во всей ее полноте.
Осталось еще одно, что лежит в основе всего, - это работа. Очень старинная, и ставшая от этого банальностью, мудрость. Ты так легко позволил себе растерять дар прошлого потому, что лично не потратил никаких усилий для его приобретения, а неоцененная работа превращается в бестелесный туман, на который невозможно опираться, в котором мы ничего не замечаем и она для нас становится бессмыслицей. Твои иллюзии развеялись, но хорошо, что тебе удалось сохранить зародыш стремления, иначе, зачем ты снова пришел ко мне? Разрушенные города снова восстанавливаются, если есть люди, а в людях есть вера.
Все люди добрые, но разделенность образует ор вражды, который сталкивает всех друг с другом. И Любовь, как движущая сила природы, воплощающая и оживляющая мир, преодолевает ослепляющую нас разделенность. Начиная с любви, пусть даже к самому малому, с откровенного самосозерцания, постигая преобразующий и очищающий смысл страдания, великим трудом приближаясь к Единству, человек преодолевает свою ограниченность, преодолевает самого себя, и изменяет свое определение. Сгорев дотла в огне любви, что называется адом, он затем возрождается новым человеком. Он перестает быть прежним человеком. Он достигает великого могущества и найдет неисчерпаемую самодостаточность в любой мельчайшей частице мирового пространства.
Жизнь держится упорством - слабые духом не доходят до конца. И нас, конечно, тоже ждет участь на каком-то витке быть засыпанными в сугробе препятствий, чтобы мы смогли отдохнуть. Но попробуем в данной судьбе, прежде, чем силы покинут нас, найти начало и конец. Поняв этот день, мы не заплутаем в последующих и утвердим принцип достижения, как и другие законы.
Преодолевать - это значит подниматься вверх, биться о неприступность, не жалея окровавленной разбитой груди, вырываться из дремучего притяжения ушедшего, предопределяющего путь, простить все и взлететь над никуда не ведущей дорогой - и это лишь для того, чтобы увидеть обрамленную пустоту - а затем, испытав жестокое разочарование, снова восстать и задать свой очередной вопрос. Только брак твоих желаний с невозможностью сможет разорвать железный круг инцеста и создать новое измерение родства.
Преодолей ужас и возликуй, если однажды окажешься в Великой Пустоте. Не растеряйся, с благодарением прими великое доверие и умножь богатства Доверяющего тебе.
И пусть в твое достояние войдут люди в ослепительно белых одеждах, белизны соли от пота, выступившего от великого труда во имя утверждения идеального мира, люди, не испугавшиеся ноши бесконечности и достигшие Абсолюта.
На этот раз судьба дала нам стихии тверди и огня - мы их заслужили. Что же, соединим их, сделаем новый шаг к постижению вечности и добавим еще один цвет, новую грань, еще одну составляющую нашего Белого Света. А твоей наградой, остатком твоего пути будет являться твое же спасение и утверждение в мире.
Несмотря на жестокий обман, вызвавший твое первоначальное отчаяние, закон справедливости все-таки не нарушен - этого и следовало ожидать - и, поэтому, нет причины расстраиваться окончательно. Когда будешь готов, то тебя настигнет обязательная случайность, которая разбудит тебя и заставит вспомнить все твои начала.
Вот твоя истина и я больше ничего не могу сказать тебе. Я сам еще не узнал той простоты, которой достигается цель Абсолюта.
Учитель закончил речь и Эст увидел, что он выглядит усталым больше, чем прежде.
Попытки понять, осознать, угадать, связать с увиденным и пережитым, наконец, просто воспринять смысл слов Учителя не имели успеха. То, что было естественным и само собой подразумевалось в словах Учителя, никак не схватывалось расстроенным мышлением ученика.

Той же ночью, ближе к рассвету, Учитель умер. Эст, услышав слабый зов старика, вскочил и ворвался в келью лекаря. Тот лежал в постели, но упорно пытался привстать, бессильно опираясь на дрожащие руки, которые перестали слушаться его.
- Вам плохо, Учитель? - встревоженный, Эст взял старика за плечи и пытался удержать его. - Лежите, лежите, отдохните немного!
- Воды, - прошептал Учитель и, пригубив из поднесенной глиняной чашки, задышал спокойней: - Не могу преодолеть дурацкой привычки... Даже на свой уход трачу ненужные усилия.
Свет лампы освещал его желтое лицо, на котором блестели крупные капли пота. Руки покоились вдоль тела и лишь слегка дрожали после неудавшихся попыток встать. Учитель заговорил:
- Эст, во время последней лекции я понял, что завершил свое дело. Я передал тебе все, что мог, и теперь, кроме своего, ты также несешь и мой груз. Старое дерево, отдавшее свои последние плоды, сжигается - так говорят в моих краях. Похорони меня по обычаям моих предков, сожги это старое, совсем изношенное платье, которого ждет не дождется поленница дров во дворе. А развеять пепел предоставь вольному ветру.
Учитель вздохнул последний раз и отвернулся к стенке.
Светлело. Над лесом к самому небу тянулся белый дымный столб. Ранний путник, идя по дороге, изредка оборачивался, всматривался сквозь кроны деревьев и шел дальше. Горя не было. Сколько может быть печали при виде скрывающегося за поворотом дороги человека, ушедшего ненадолго?
И Эст когда оборачивался, видел, как в светлом дыму, широко обозревая открывающиеся земные просторы, легко поднимается ввысь бессмертная душа его Учителя.
Теперь, после долгой разлуки, Эст возвращался домой. Углубившись в воспоминания, он легко отмахал обратный путь и снова оказался у развилки, где уже давно, на заре юности, принимал решение, в какую сторону пойти.
На этот раз, не раздумывая, свернул направо, домой. На мосту он остановился и застыл в радостном изумлении. В горле запершило, и слезы навернулись на глаза. Сад, раскинутый на горе, снова стоял в белоснежном цветении. Это неподвластное времени белое кипение жизни развеяло все сомнения относительно того, жив дед или нет. Эст вдохнул полную грудь пьянящего аромата и стремглав помчался в тенистые чащи, как в детстве.
Вот его уютный уголок. Небольшая полянка, на которой он разводил костер, совсем заросла травой; на месте кострища трава даже гуще, чем вокруг.
Скоро он снова застыл, с еще большим восторгом и удивлением. Его Розовая Горка цвела! Она по-прежнему горела розовым огнем! Дед, ожидая его, каждый год сажал цветы на Горке.
Вот здесь прошли его самые ранние годы, и отсюда он ушел в чужой мир. И вот он снова здесь.
А чего он понял? В чем смысл его похождений? В чем смысл цветения сада, смысл красоты этих роз? Чтобы снова цвести? И все?
Но, с другой стороны, зачем надо во всем стараться искать и видеть какой-то смысл? Но бессмыслица - это пустота и холод, пришло на ум сомнение Учителя. Неужели что-то прошло мимо него? И почему его снова тянет в путь? Воспоминание детской мечты? Лишь для того, чтобы, очертив круг, тяжелый и мучительный, снова прийти сюда, к исходной точке?
Тут Эст заметил, что розы просто цветут. Они просто растения, как и все остальные! Весь сад в праздничном белом наряде непонятен в своем торжестве. Навалилась усталость от пережитого прошлого, которая свелась лишь к вопросам, без какого-либо ответа. Эст равнодушно смотрел серыми глазами на просто пышное, исходящее корнями из под земли розовое цветенье, а видел перед собой хаос, состоящий из отдельных, нечем не связанных друг с другом обломков собственной жизни.