*баный карась жора фомин

Fedor Teymurov
ЁБАНЫЙ  КАРАСЬ
Филологическая деталь к исследованию
« ****ые рыбы средней полосы России » выдвинутой на
соискание премии им. Сабанеева

…Я сие выражение слыхивал не единожды, а много – особенно среди рассказчиков баек и случаев…
М.М. Бахтин.

С вынесенным в эпиграф замечанием уважаемого Михайлы Бахтина может согласиться любой, практически, житель  Великой Российской Империи. Более того, к семидесятым годам двадцатого века, выражение « ****ый карась», утвердилось в ранге одного из величайших достижений вербальной культуры и явило собой пример атомной мощи  безглагольно-актального определения, что, в свою очередь, позволило ему выбраться не только из Тобольской губернии ( где сложилось во-первых) – но и далеко за границы языка : сыктым риба (узб.), ебенафиш (иудиш) и т.д.
Итак, существует три основных версии происхождения этого  выражения многозначимости славянской души, емкостью превышающего всю романо-германскую, угро-финскую и санскритскую языковые группы…
По первой версии ( авторство которой ошибочно приписывается доктору словесности Бархударову) – «****ый карась» - это большой карась, крупный – массой свыше килограмма. Поясняется это тем, что рыбаки, не имея при себе измерительных приборов, улов измеряли так : если детородный орган рыбака входил в пасть рыбы – рыба считалась хорошей - промысловой. Если же пенис рыбака не проникал (либо трудно проникал) в пасть рыбы – то, увы, она (рыба) опускалась в стихию далее нагуливать жиры. Отсюда, по мнению уважаемого автора, название – « ебаный карась» то есть – хороший карась, жирный, годный для приготовления к столу…
( прим. В рыболовную артель нанимали мерного – трехвершкового – мужика. Правило не относится к породе рыбы сом)
По другой версии (особенно получившей распространение в каторжных местах не столь отдаленных Сибири) существовал некоторый мужик по фамилии и прозванию Карась (варианты Карасев, Карасик, Карасьян, Карасюк, Кравчук и т.д.) и его кто-то, где-то, зачем-то и за что-то его куда-то.… В общем – ****и его. Ничем не обоснованное заявление (впрочем, было бы вполне приемлемо, если б оставалось в ареальном, местном употреблении). Хотя, не исключено что наряду с основными версиями имел место и такой поворот, но лишь как вспомогательный  момент.
Ну и третья версия – якобы в карасях подвяленных до средней степени гуттаперчивости, проделывались дыры и карасей ****и насквозь, а некоторые ебали по нескольку карасей сразу (А. Григорьев свидетельствует в письме Страхову от 6.7.1866 «…граф на *** до двух десятков карася надевает – на сегодня единая фигура в русской литературе размеру вселенского, и от Федьки того же ожидать стоит.)
Долгое время последняя версия считалась основной и считалась бы далее, если б не вскрытый недавно архив К.Ф. Рылеева, который уведомляет о ее вторичности, а предпосылка такова: Пушкин с Рылеевым (а я, кстати, подозревал, что без Пушкина дело не обошлось (см. «Пушкин на Черной речке» и «Пушкин на Оке» журнал «Рыболов» № 4 за 1987г.) – так вот – Пушкин с Рылеевым оделись мужиками и с ними еще четверо лицейских – стали на очередь по дороге известного собирателя русского языка Державина и по его присутствие кричали: « Вот, ****ый карась» или просто «ебаный карась» или же « ну, бля, карась ебаный». Державин, в возрасте самом почтенном, удивленно интересовался у «крестьян» что еще за «ебанный карась» и кто его ебал? И что он значит? А баловники кланялись, представлялись различных губерний ( Пушкин будто был Кишиневский выкрест из жидов), а «ебаным карасем» значили степень своего мужичьего удивления, где негативное либо позитивное наклонение делает тон, жест и физиономия. Державин записал, запомнил. Через дней пять он вновь услыхал «ебаного карася» по дороге (Пушкин) и от собственного постельного мужика Ефремки (наученного опять же Пушкиным за склянку жженки). Еще было проделано несколько криков для контроля и шутка отпала…
Как-то, на прогулке с царями, матушка спросила анекдота и Державин – обязательный анекдотчик- сообщил распространенное теперь в народе выражение про «****ого карася». Царица смеялась и тут же на обеде все рыбное называла «ебаным карасем». Двор решил «ебаного карася» бонтоном и тем же днем в салонах, приемных домах и ресторациях зазвучало про «карася» и каждый вторил не менее семи раз семерым т.е. без одного – полсотни.  Государь же реагировал на « … карася» весьма болезненно – бледнел, стекленел взглядом, нервничал…      
 

Из письма Гагарина Долгорукому.
…Один из гостей присутствовал в маскараде Уварова в серебряном уборе чудо-рыбы. Маскарад известен был свободой нравов и содомитскими забавами…
 Ходил, недолго впрочем, слух – что под маской чудо-рыбы был трижды **** сам царь.