Праздники, посты, обряды, ритуалы

Петраш Юрий Григорьевич
Позиции богословия
Все предписания мусульманам — от Аллаха. Никто из правоверных не свободен от выполнения того, что повелевает бог. Бывают исключительные обстоятельства, когда невозможно исполнить намаз, выдержать пост или уплатить закят. Это — бессознательные состояния, военные действия, тяжелые физические работы, бедность и др. Но в остальных условиях выполнение предписаний бога обязательно. Этим самым мусульмане свидетельствуют о своей преданности Аллаху и об уважении к вере. Ведь в судный день придется каждому отчитаться в том, как ты исполнял наложенные на тебя богом обязанности. Поэтому помни: ты — часть мусульманской общины (ар. умма) и свято выполняй то, что принято. В противном случае будешь вероотступником и опозоришь не только себя, но и своих родителей, родственников, общину.
Научные подходы и оценки
Богословие любой религии не может держаться лишь на теоретических положениях. Для функционирования религиозного культа совершенно необходима такая система практических действий, которые бы создали у верующих соответствующие эмоции благорасположения к почитаемым сверхъестественным силам. Эти функции опоры культа как раз и выполняют обряды, праздники, ритуалы, посты. Самыми сильными их сторонами являются: количественная солидарность единоверцев, движимая психологическим взаимовлиянием, именуемым в психологии суггестией; наглядность, воочию демонстрирующая другим приверженность к вере и воображаемым сверхъестественным силам; непосредственный контакт с культивируемой святостью и священными объектами; высокий эмоционально-духовный потенциал, обеспечивающий верующим необходимое психическое напряжение и обретение уверенности в своих силах, в правильности своего жизненного курса; удовлетворение эстетических потребностей в процессе действа, содержащего красоту обстановки и процедуры, национальный колорит, хорошую дикцию проповеди и чтения Корана, музыку, поэзию, торжественные шествия и т.д.; традиционализм, благодаря которому удерживаются сложившиеся формы данного культа и транслируются в поколениях.
Вся совокупность ритуалов, обрядов и т.д., сложившихся в глубине столетий на основе жизненных условий, получила мистифицированное выражение и служит целям культа сверхъестественного. Хотя в них, несомненно, содержится масса нерелигиозных элементов, имеющих важное жизненное значение.
Таковы функции и особенности обрядово-ритуальной традиционности в исламе.
Но нельзя пройти мимо очевидных фактов того, что в наше время под влиянием возросшей культуры сознания многие стороны сугубо культового содержания мусульманской традиционности получают светское переосмысление. Многие, особенно молодежь, увлечены не столько культовой стороной обрядов или праздников, сколько их внешней эффектностью и возможностью ощутить свою причастность к коллективизму. Заметно выступают и тенденции к переосмыслению многих обрядов в духе их полезности для физического и нравственного состояния. Так, посты интерпретируются “лечебным голоданием”, обрезание — гигиенически целесообразным ритуалом, дающим к тому же некие сексуальные преимущества; молитвы представляются полезным физическим комплексом упражнений; тихая торжественность коллективного культа рассматривается как прекрасное педагогическое средство воспитания подрастающего поколения и т.п.
Но обратимся к самим культовым традициям.
Начнем с  м о л и т в ы. В исламе ей придается важнейшее значение как элементу культа Аллаха. Не случайно же в ритуальной молитве несколько раз повторяется формула шахады с тем, чтобы верующий глубже проникался идеей Аллаха. В Коране множество раз прославляется молитва, а некоторые главы (суры) сами являются текстами молитв (особ. 1).
Существует обширный ритуал подготовки к молитве, предусматривающий очищение тела от волос и грязи (ар. тахара, татхир), омовение водой или сыпучим грунтом (ар. вуду). Готовящийся к молитве, соответственно, настраивается на помыслы о боге. Он имеет специальный молитвенный коврик (ар. саджжада, хасир, хумра; перс. джай-намаз; тюркск. намазлык) и мысленно ограничивает пространство для совершения молитвы, где бы не было нечистоты. По требованию Корана (2. 42, 48; 6. 7, 116 и др.), нужно “выстаивать молитву” и быть при этом чистым в помыслах. Запрещается находиться на молитве пьяным (4, 46; 5, 93). От этого требования, по-видимому, взошли к запрещению употребления алкоголя вообще.
Кроме обязательной канонической пятикратной молитвы (на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи) существуют не обязательные, но желательные: ночная молитва (салат ал-лейль), молитвы от избытка благочестия (ан-нафль), при затмениях луны и солнца (кусуф), о ниспослании дождя (истиска) и др. Траурная молитва по умершему мусульманину (салат ал-джиназа) считается таинственной, поскольку связана с отправлением души в загробный мир.
Ежедневная пятикратная молитва состоит из выполнения нескольких элементов (ракатов): стояния, произнесения “Аллах акбар” (Аллах превелик), опускания наземь, присаживания, стояния на коленях; кульминацией считается простирание ниц, свидетельствующее о полном подчинении воле бога.
Становясь на молитву, мусульмане обращают свои лица в сторону Мекки. В мечетях это направление (кибла) указывает специальная ниша (михраб).
К ритуальной пятикратной молитве правоверных призывают со специальных башнеобразных строений (ар. манара) при мечетях. Лицо, возвещающее призыв (ар. азан) к намазу, является низшим чином в составе служителей культа (муэдзин, азанчи). Его призыв голосом — теперь нередко через динамики громкоговорителей — возглашает: “Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха! Идите на молитву! Идите на спасение! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!”.
Богословие придает очень важное значение отправлению молитвы, верно усматривая в ней главный элемент культа Аллаха. Действительно, молитва во всех религиях заключает в себе выражение веры в сверхъестественные силы, а ритуал ее исполнения обладает большим эмоционально-психологическим потенциалом. Восходя к первобытномагическому колдовству, молитва эволюционизировала к формам возвышенной духовно-эмоциональной связи с культивируемыми сверхъестественными силами. Усложнялась и сама ритуалистика молитвы. Отрабатывались приемы, вводились или отменялись составные элементы, изменялись временные параметры и длительность молитв, создавались специализированные молитвы, заимствовались ритуалы из других культов и т.д. Динамика молитвы в ее историческом развитии хорошо прослеживается на мусульманской молитве. От экспрессивных и выразительных заклинаний доисламских прорицателей-кахинов она переходила к не менее страстным провозвестникам единобожия, аравийским “пророкам” и затем вошла в русло формировавшейся системы ислама. Об этом свидетельствует самый ранний основополагающий источник мусульманского богословия — Коран. Большая часть его аятов представляет собой по форме и содержанию молитвы-заклинания, а заключительные суры (особенно 85-86, 89-93, 95, 100, 103) несут на себе четкий отпечаток традиций доисламских жрецов и проповедников.
В становлении пяти канонических молитв прослеживается влияние мединских иудеев (ритуал очищения), христиан (минареты как измененная форма колоколен), персов (время молитв). Долгое время определялось самое число ежедневных молитв. При Мухаммеде они еще не были пятикратными. В результате своего ночного путешествия (ар. ал-исра ва-л-ми’радж) к чертогам Аллаха и бесед с Ним, гласит Сунна, Мухаммед получил предписание исполнять молитвы пятьдесят раз в день, но добился их сведения к пяти. Канонизация же самой пятикратной молитвы проходила не просто и не скоро.
Сегодня полуденная (ар. салат аз-зухр) пятничная молитва, а также по праздникам, является самой авторитетной, собирающей по мечетям большое число единоверцев.
Придавая молитве, пожалуй, второе по значению место после аш-шахады, богословие выработало довольно обширную систему молитв. Верно, имея рекомендательный характер, все же эти молитвы буквально опутывают сознание мусульманина, и если он боится нарушить предписания,  то окажется в их полной власти. Судите сами: выпущенный сборник рекомендует знать и чтить около 200 молитв по разным поводам и  случаям в жизни — при пробуждении, одевании, при входе и выходе из отхожего места, из дома, при входе в мечеть, при затруднениях  в деле уплаты налога, для отвращения козней шайтанов и т.д.”1
Едва ли возможно рядовому верующему запомнить и практически реализовывать такое количество этих молитв. Какие же мысли осеняют его, если он осознает пробелы или ошибки в исполнении молитв на все случаи жизни? Наверное, осуждения своей “нерадивости”. А это в свою очередь вызывает чувства вины перед “всевидящим Аллахом” и желание исправиться путем зазубривания молитв на арабском языке. Усилия не из легких, которые могут отвлечь правоверного от мирских забот и подчинить его помыслы старательному исполнению предписаний богословия. Но ведь на это и рассчитана суть требований богословов: надежнее удержать сознание мусульман в лоне вероучения с помощью многочисленных молитв.2
Не станем распространяться относительно многочисленной ритуалистики и обрядности в исламе, связанной с отношением к женщине, женитьбой, разводом, положением женщины в семье и быту. Как правило, объективное освещение этих вопросов вызывает в мусульманской среде негативную реакцию. Модернизация традиционных устоев, сохраняющих неравноправное положение женщины, преследует цели ограждения ислама от критики его антигуманных остатков. И мы не станем заострять на них внимание. Но все-таки заметим: на обрядности и ритуалах, связанных с женщиной, сохранилась традиция ее приниженного положения в обществе патриархально-родовых отношений. При некотором ограждении женщины от жестоких обычаев рода, — закапывание девочки в песок, если она была первым ребенком, неограниченной полигамии, имущественного бесправия и пр., — мусульманским реформаторам не удалось полностью преодолеть неравно-правие женщины и мужчины. Это нашло свое отражение в Коране, Шариате и устоялось в обычаях.
При всем уважении к стремлению современных модернистов смягчить содержание средневековых норм и вывести женщину на путь полного равноправия, мы все-таки не можем умолчать правды и честно сказать, что в обычаях и ритуалах, освящаемых именем Аллаха, во многом сохраняется традиционное наследие, унижающее человеческое достоинство женщины. Достаточно перечислить только некоторые моменты: выкуп имуществом, скотом или деньгами за невесту (ар. махр; тюркск. мехр, калым. Минимальный размер его равен стоимости 30 г. серебра); развод (ар. талак — дается только мужем и простым троекратным произнесением “ты разведена”); затворничество — от ограничения семьей и территорией двора до ношения ритуальных покрывал; многоженство, когда мужчина может иметь одновременно четыре жены и сколько угодно наложниц, если он не обижает их и дает им “плату с достоинством” (Коран. 4. 3, 29); свидетельские права женщины равны половине мужских, равно как и доля ее наследства; муж имеет право бить жену, “отлучать от ложа”, а уличенную в измене, по показанию четырех свидетелей, заключать в домашнюю тюрьму, “пока не успокоит их смерть или Аллах устроит для них путь” (Коран. 4. 19). Жена же не имеет подобных прав; женщины отделены от мужчин во время молитв и т.д. Словом, “мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества” (Коран. 4. 38. Подч. мной — Ю.П.).
Поскольку положения Корана считаются абсолютными и данными Аллахом на “вечные времена”, то они не отменяются богословием, несмотря на изменяющиеся жизненные условия. Это обеспечивает сохранение устойчивости традиционной обрядности. Тенденции модернизации, конечно же, смягчают средневековое содержание традиций, но весьма медленно, и затрагивают лишь поверхностные их пласты. Поэтому в массовом сознании мусульман и в быту сохраняется архаика многих обычаев, ритуалов и обрядов.
Одним из таких ритуалов выступает обрезание (ар. хитан; общеупотреб. суннат). Он настолько распространен в мусульманском мире, что считается едва ли не важнейшим признаком принадлежности к исламу.
Само исполнение ритуала обрезания или отрезания крайней плоти (praeputium, cirkumcisia — лат.) на мужском члене обставляется торжеством с молитвами и угощением. У среднеазиатских мусульман, например, в честь этого справляют многодневные празднества (тои) с большими материальными затратами. Зачастую сам ритуал представляется нерелигиозным по своему смыслу актом, а гигиенически целесообразной операцией, в результате которой мальчик или мужчина предохраняется от возможных инфекционных заболеваний. Есть и другие мнения в пользу этой операции: будто бы прошедший ее обретает преимущества при половых актах.
Долгие века богословие не давало четкого ответа по существу обрезания, его истории и причинам закрепления в исламе в качестве существенного ритуала. Однако в ответ на запросы самих мусульман им разъясняется, что это — следование традициям предков, которые уважает Коран и предписывает Сунна. В Коране действительно отыскиваются такие аяты, которые могут быть истолкованы в пользу “обязательности” соблюдения обрезания. Таких аятов в Коране несколько. Они указывают на почтительное отношение к обрядам и традициям предков: “Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах — знающий, мудрый!” (4, 31. См. также 22, 66 и др.). Богословие считает, что среди “примерных обычаев” находится и обрезание, которое-де относится к “божественным повелениям”. При этом делаются ссылки на Ветхий Завет как на признанный авторитет священного писания древних семитов  (см. ниже).
А теперь обратимся к историческим свидетельствам.
Истоки обрезания восходят к первобытным временам, когда над мальчиками совершались обряды посвящения их в равноправные члены рода. Эти посвящения (инициации) сопровождались испытанием болью: выбиванием зуба, отрезанием мочки уха, отсечением фаланги пальца и т.п. Одним из жестоких приемов испытания считалось отрезание крайней плоти у мальчиков или клитора у девочек. Выдержавший эти испытания, не дрогнув, мальчик с почетом принимался равноправным сородичем, ему разрешалось жениться. Практика обрезания девочек приводила к серьезным осложнениям их женских функций и широко не привилась. Хотя, однако, этот обряд соблюдается у некоторых африканских племен, в том числе и среди части египетских мусульман.
Из глубины тысячелетий обрезание дошло до иудеев и получило смысл договора (завета) между посвящаемым в веру и богом Яхве (Ягве, Иегова), который сводится к следующему: даю тебе часть своего тела с тем, чтобы ты обеспечил мне свое покровительство. Это нашло свое отражение в Ветхом Завете (Быт. XVII, 10-12; Иоанн. VII, 22) как договор Авраама с богом, затем внушено Моисею (Исх. XII, 44; Лев. XII, 3; Иоанн. VII, 22-23). Иудаизм закрепил этот обряд “завета”. Обрезание совершается над мальчиком на восьмой день от его рождения.
Обращавшиеся в христианство иудеи сохранили ритуал и даже праздновали день обрезания Иисуса Христа. И в современном христианстве эта дата отмечается 1 (14) января. Хотя, однако, в христианстве обрезание не вошло канонизированным обрядом. Уже на раннем этапе христианство отторгло его. Апостол Павел заявлял галатам: “Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа” (Гал. 5, 2).
О древнем происхождении обрезания есть немало свидетельств. Вероятно, его знали и древние семиты Аравийского полуострова. Заимствовано обрезание арабами или они знали их процедуры — не известно. Но в Коране о нем не сказано ни слова. Это дает основание считать, что на первоначальном этапе ислама обрезание не входило в систему ритуалов, воспринимавшихся как данными Аллахом. И только после составления Корана возникшая Сунна признала обрезание мусульманским, хотя объяснения его смысла не давалось. Поэтому глубоко вошедшее в традицию обрезание не имеет четких разъяснений, чаще всего бытуя как “мусульманский закон” или гигиенически целесообразная операция.
Наукой установлено, что в древние времена обрезание было одной из форм жертвоприношения богам. Если для богов самой желанной жертвой был человек, то со временем он заменялся частью человеческого тела. Богам стали жертвовать волосы, ушные раковины, зубы, девственность, крайнюю плоть, клитор и т.п.
На основании дошедших до нас памятников древней культуры мы судим о давности происхождения обряда обрезания. Употребление для целей обрезания каменных ножей свидетельствует о том, что оно существовало еще в эпоху каменного века — за несколько тысячелетий до нашей эры. По традиции каменные ножи применяются для целей обрезания у некоторых племен до сего времени, а у иудеев — в случаях приобщения мальчика к богу Яхве, если он умирает, не дожив до восьмидневного возраста.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, обрезание совершали древние египтяне и другие народы Востока. Причем египетские жрецы обрезались в целях придания себе “особой чистоты”, которая соблюдалась ими как “посредниками” между богом и людьми.
По всей вероятности, и арабами этот обряд совершался издревле. По крайней мере, в доисламские времена он бытовал среди арабов, как и у родственных им еврейских племен. Причем по примеру евреев у арабов совершалось обрезание над девочками и женщинами. В ислам обрезание вошло как одна из древних традиций арабов, не лишенная, однако, религиозного смысла. Но, судя по содержанию источников, исламизировано обрезание было несколько позже. По крайней мере, в Коран оно еще не вошло как повеление Аллаха. Лишь после возникновения Корана, во времена слагавшихся хадисов и составления Сунны, эта традиция получает свое освящение. Обрезание уже представлялось почитаемой традицией предков. Ему придается смысл приобщения к “своей религии” — исламу.
В доисламские времена коренные жители Кавказа, Поволжья и Средней Азии не совершали обрезания. Об этом свидетельствуют различные историко-этнографические материалы. Видный средневековый историк IX-X вв. Ат-Табари отмечал, например, что арабы-завоеватели освобождали от налога (джизьи) тех немусульман, которые соглашались пройти обряд обрезания. Распространяя “истинную веру Мухаммеда” среди покоренных предков современных кавказских и среднеазиатских народов, арабы заставляли их совершать обрезание как знак принятия ислама. И только постепенно при активном содействии верхушечных кругов, первыми принявших ислам, в жизнь населения проникали и оседали в форме богоустановленных “законов” некоторые элементы чужеземных традиций. Одним из таких элементов было обрезание. Под влиянием мусульманской идеологии, пройдя через столетия, оно закрепилось в быту у населения и стало восприниматься едва ли не как первейший признак своей “мусульманской национальности”.
В настоящее время обрезание совершается иудеями, мусульманами и некоторыми народами, находящимися на уровне родо-племенной организации. О последних, например, очень хорошо сказано языком живых свидетелей. Один из них, представитель австралийского племени а л а в а  Вайпулданья, юношей прошел этот обряд. О древнем происхождении обряда говорят хотя бы те факты, что до прихода в Австралию белого человека аборигены совершали его... зубами или камнями. Сам обряд у племени обставляется массой ритуалов и носит явное значение инициации.1
Обрезание не канонизировано богословием. Само его название “суннат” указывает на то, что оно лишь предписано или рекомендовано Сунной. Хотя, однако, ритуальный смысл обрезания как приобщения к исламу или знаку мусульманской принадлежности, сохранен и приобрел характер устойчивой бытовой традиции.
Гигиеническая или половая целесообразность обрезания обычно преувеличивается. Если медицине и приходится вмешиваться хирургическим образом, устраняя аномалии мужского полового органа (фимозы и парафимозы), то это исключительно редкие случаи и их, собственно,  с обрезанием (отрезанием) смешивать никак нельзя.
Но вот негативных сторон этот обряд имеет немало. По моим наблюдениям, мальчики испытывают серьезные психические стрессы, особенно при их подготовке к операции, хотя им и дают наркотические средства. Не всякий организм адаптируется к операции, и в результате бывают серьезные последствия, вплоть до импотенции. Известны летальные исходы при заражениях или кровоточивости (гемофилия).
И если даже всего этого можно избежать, допустим, в условиях хирургических кабинетов, то и это не выводит обрезание в число безусловно полезных обрядов, которых нужно придерживаться “всем”. Прежде всего, обрезание есть по своему смыслу религиозный ритуал и, как таковой, не может распространяться на круги неверующих. Ничего общего он не имеет и с национальной принадлежностью, когда считают, будто татарин, башкир, узбек, казах и т.д. “обязан” совершить обрезание как представитель “мусульманского” народа. Нет такого атрибутивного признака у народа, как религиозная принадлежность; есть лишь последователи какой-либо конфессии, но они не составляют всего народа. И, наконец, обрезание отягощено архаичным принципом исключительности мусульман, отделяющихся таким образом от “необрезанных”, подспудно относящихся к иноверцам, нечистым, чужакам. На практике этот с первого взгляда невинный принцип нередко оборачивается серьезной помехой для взаимоотношения людей, препятствием к заключению браков между мусульманкой и “необрезанным”.
Таков в своей сущности этот обряд.
Теперь обратимся к праздникам. Главных их два. Первый — ураза-байрам (ар. аль-ид ас-сагир; рамазан-байрам, ураза-байрам, кучук-байрам — тюркск.). Это праздник разговенья в честь окончания 30-дневного поста (ас-саум) в месяце рамадан. Хотя он и называется “малым праздником”, но верующими воспринимается как большая радость, поскольку знаменует окончание трудного поста. Сам пост объясняется богословием так, будто в течение месяца рамадан Аллах передавал Мухаммеду в виде откровения тексты Корана.  Изученная история религии арабов, однако, свидетельствует о доисламских корнях поста в месяце рамадан, который приходился на летний, знойный период. Жизнь арабов-кочевников в дневное время замирала. После спада жары она возобновлялась, сопровождаясь бдениями, приготовлением пищи, приемом гостей. С возникновением ислама эта традиция в переосмысленном виде закрепилась в качестве важнейшего элемента культа Аллаха.
Другой праздник, считающийся “большим”, имеет несколько названий: (ар. ид аль-адха, ид аль-кабир, йаум аль-адха; тюркск. курбан-байрам, буйук-байрам). То есть это — праздник жертвоприношения. Начинается курбан-байрам через 70 дней после поста. Традиция связывает праздник с памятью об Ибрахиме (Аврааме), посвятившем богу жертву-овцу вместо своего сына Исмаила, которого он намеревался сделать жертвой и этим доказать свою преданность Всевышнему. Фактически же принесение жертвы богу (богам) является древнейшей традицией народов разных религий. У скотоводческих арабов такая традиция также имела место и с процессом исламизации закрепилась в переосмысленном виде. С именем Ибрахима она связана не случайно. Библейский Авраам или Ибрахим (араб.) считается общесемитским предком. О нем с большим уважением говорится в Коране как о “друге Аллаха” и первом проповеднике единобожия (тавхид). С ним связывают возведение Каабы и традиций почитания священных мест в Мекке. Поскольку жертвоприношение во время хаджа составляет один из важнейших ритуалов в долине Мина (Мекка), то и он оказался связанным с именем этого почитаемого предка-пророка.
Праздник мавлид (ар. маулид ан-наби) в честь дня рождения Мухаммеда отмечается 12 числа месяца раби аль-аввал. Возник этот праздник под влиянием христианского рождества и долгое время не признавался многими мусульманскими богословами. Однако усиливавшаяся тенденция прославления Мухаммеда возобладала. Так называемые “мавлиди” (мавлюды) с их панегириками “пророку” в виде чтений хадисов Сунны и “житий пророка” (сира) широко вошли в практику мусульман. Вместе с прославлением Мухаммеда почитаются и другие деятели ислама — шейхи, святые, известные мусульманские авторитеты. В дни мавлюдов места их захоронений становятся объектами паломничества.
Относительно мавлюда существуют противоречивые мнения современных богословов. Многие считают мавлюд нововведением (ар. бида) на том основании, что он не предписывается Кораном, Сунной, иджмой и Шариатом.  А раз этого нет как предписания Аллаха и слов пророка, то разве мы знаем лучше их, чтобы вводить мавлюд по своему разумению? Передавала же любимая жена пророка его слова: “Любое дело того, кто совершит несоответствие нашему делу, будет отвергнуто”. Значит, должен  быть отвергнут и мавлюд, как не соответствующий “нашему делу” и произвольно введенный в средних веках.
Тем не менее по традиции мавлюд торжественно справляется в мусульманских  общинах в знак особого уважения Мухаммеда и изъявления религиозных чувств.
Мусульманский мир отмечает праздником мира’дж (ар. аль-исра ва-ль мира’дж; тюркск. раджаб-байрам) ночное вознесение Мухаммеда на конеобразном существе Бурак (ар. молниеносный) 27 раджаба 621 года к престолу Аллаха, где он лицезрел всевозможные чудеса, встречался с древними пророками. Явной основой этой фантастики выступает древняя мечта людей о полетах в “небо”. Мусульманские авторы связали ее с Мухаммедом и расцветили богатыми иллюзорными воображениями. Такая литература, нередко имеющая высокохудожественные достоинства, оказывает активное влияние на воображение и чувства верующих.
Мусульмане шииты и сунниты отмечают день траура — ашура. Для шиитов день 10 мухаррема стал главной датой религиозного календаря. В этот день 680 г. в местности Нинава в сражении с омейядскими войсками погиб третий шиитский имам Хусейн (род. 626 г.), его брат Аббас и 70 их сподвижников. В скорбную память об этом устраиваются мистерии, имитирующие мученическую смерть своих кумиров. Участники шествий, плача, наносят себе побои, а в прошлом фанатики просили себя обезглавить. Выкрики траурных процессий (тазийа) “шах Хуссейн! Вах Хуссейн!” дали основание называть ашура Шахсей-вахсей.
У суннитов ашура проводится без мистерий, с почтением к погибшему внуку Мухаммеда, Хусейну, с молитвами и чтением соответствующей литературы.
Посты в исламе рекомендуются как средство укрепления веры. 30-дневный пост в месяце рамадан возведен в важнейший принцип мусульманской религии. Время этого поста является наиболее активным периодом укрепления религиозных чувств верующих, поскольку активизируется пропаганда культа и сосредотачивается внимание верующих на исполнение своих религиозных обязанностей. В самом деле: в течение месяца в дневное время нельзя принимать пищу, пить, вдыхать аромат, курить, находиться в интимной близости. И лишь с наступлением темноты, когда “черную нитку не отличишь от белой”, можно принимать пищу до рассвета. Естественно, что голодающий таким образом мусульманин все время обращает свои помыслы к Аллаху, дабы благополучно перенести тяготы поста. Вместе с этим он активизирует свое религиозное рвение посредством индивидуальных молитв, чтения религиозной литературы, участия в коллективных бдениях вместе с единоверцами.
Наконец, увы, каждого постигает участь упокоения. Во всех религиях выработана заупокойная обрядность, центральной идеей которой является отправление души на “тот свет”. Есть она и в исламе. По умершему читается молитва (ар. салат ала-ль-меит, салат аль-джаназа). При этом читающий становится в головах у мужчины и в ногах у женщины. Предпочтительно хоронить в день смерти покойного или, в крайнем случае, на следующий день. Могила должна быть просторной, с подкопом, чтобы покойный мог “сесть”, когда к нему явятся могильные ангелы Мункир и Накир за отчетом в содеянном при жизни. Лицо покойного ориентируется в сторону Мекки. Церемония погребения сопровождается чтением сур Корана (1,2 и особ. 36). Поминовение совершается на 3, 7, 40-й день после смерти. Но нередко мусульмане придерживаются традиций своего народа. У киргизов, например, отмечают годовые поминки (кирг. чон-аш).