Шариат основа правоведения

Петраш Юрий Григорьевич
Богословское представление Шариата сводится к тому, что это — “закон бога”, он определен и предписан свыше. Поэтому каждый мусульманин обязан неукоснительно следовать предписаниям Шариата. В противном случае, он понесет суровую кару в этом и потустороннем мире. За примерное же следование требованиям Шариата мусульмане будут уважаемыми людьми и вознаградятся богом как истинные Его почитатели. Закон от бога выше человеческого разумения и потому его надлежит строго выполнять, а не обсуждать. Понятие Шариата неоднозначное в среде богословов. Большинство считает, что его основу составляют общие положения, предписания и требования аятов Корана и хадисов Сунны. И поскольку то и другое зиждется на воле Аллаха и мнении Мухаммеда, то Шариат следует считать “божественным законом” или, во всяком случае, законом, соответствующим общим принципам вероучения ислама.
Не станем идти лабиринтами богословских споров — они не прекращаются доныне — и перейдем к научной характеристике истоков учения шариатских направлений.
Позиции науки расходятся с богословскими. Всякое право как выражение формального равенства людей в данном обществе есть продукт его развития, когда в соответствующих нормах юридического порядка устанавливается обязательность их выполнения. При этом право может выступать от имени бога, и тогда оно приобретает теологическое выражение, хотя фактически право всегда концентрированно выражает социальные интересы господствующих сил в данном обществе. Право никто не дает ни извне, ни по своей субъективной воле, его вырабатывают и кодифицируют в систему норм специальные представители государственной власти, облеченные соответствующими полномочиями. И тогда право возводится в закон, выступая в форме нормативных актов, обладающих высшей юридической силой.
Все это — азбука социологии и ее не стоило бы приводить, если бы не одно важное обстоятельство: в своей массе верующие с почтением обожествляют “мусульманский закон”, считая его воплощением справедливости, вечным и неизменным. Это мешает критическому отношению к правовым нормам, рожденным и узаконенным еще в средневековую эпоху. Право столь же подвижно, как и отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена и других форм взаимодействия. Поэтому такие основы права, как справедливость, равенство, гуманность и т.п., претерпевают изменения и не могут быть неизменными в своем содержании. Всякие попытки строго следовать правовым нормам, сложившимся многие века назад в иных социальных условиях, чем теперешние, есть некритический возврат к старому, который чреват, прежде всего, серьезными издержками духовного порядка.
Таковы наши отправные позиции в понимании мусульманского правоведения.
Основой его выступает Шариат (ар. аш-шариа, правильный или прямой путь) — комплекс правил, предписаний и обязанностей, закрепляющих гражданские и религиозные нормы мусульман на принципах вероучения Корана и Сунны.
Но такое определение Шариата может вызвать возражение, равно как и мнение о его истоках — слишком запутанная это проблема, породившая многовековые споры вплоть до наших дней. Не вдаваясь в их смысл, изложим свою точку зрения.
По Шариату обязанности мусульман чрезвычайно многообразны и все они представляются от имени бога. Стало быть,  мусульманское право выступает  т е о л о г и ч е с -к и м  по своей форме. Но оно теологично и по существу в той своей части, где излагаются культовые обязанности (ар. ибадат) мусульман на основе вероучения (иман).
Во взглядах на Шариат не совпадают позиции многих ученых1.
Главное разногласие состоит в том, какое содержание принимать за Шариат: только предписания религиозных правил и обязанностей или совокупность юридических норм, определяющих все стороны жизни мусульман.
Феномен Шариата столь сложен в своем религиозном и светском содержании, что породил многовековые споры, давшие прецедент и для современной науки. Не станем вдаваться в нюансы богословских и научных споров, поскольку это не входит в нашу задачу. Попытаемся определить четкий ориентир для наших читателей.
Итак, Шариат — это не само право, а лишь комплекс предписаний мусульманам на основе вероучения и принципов Корана и Сунны. Конкретизацией “правильного пути” (аш-шариа) выступает уже система правильных норм, разработанных в соответствии с этой основой и определяющих отношение мусульман к культу, их гражданские права и обязанности, меры наказания. Эта система составляет собственно м у с у л ь м а н с к о е  п р а в о  (ар. усуль аль-фикх). Признавая за исходные позиции вероучение ислама, оно придает нормам, принципам, правилам и всему институту правоведения теологический характер.
Среди ученых существует мнение, согласно которому Шариат возник под влиянием иудаизма, христианства, правовых традиций персов и других народов. По-видимому, в этом есть доля истины, хотя появление Шариата нельзя сводить к заимствованиям. Определяющим фактором стали внутренние потребности халифата как государственной системы, нуждавшейся в правовом регулировании отношений между народом и властью, между различными слоями самого мусульманского населения. Поскольку халифат признавал ислам государственной религией, то не последнюю роль играло установление основных религиозных обязанностей, возведенных в ранг непременного их исполнения всеми мусульманами.
Именно эти общественные потребности определили выработку обширной системы правовых норм — мусульманское право (фикх) как составной части Шариата.
В разных центрах халифата (Медина, Дамаск, Куфа и др.) стали складываться школы правоведов (ар. факих, знающий; в узком понимании — сведущий в богословско-правовых знаниях). За исходную позицию брались Коран и Сунна. Но при этом выяснилось, что оба источника имеют существенные недостатки: они не содержат многих даже самых насущных норм и правил, страдают противоречиями вплоть до взаимоисключающих положений. Постепенно выход был найден. Учитывая предписания Корана и Сунны, выносилось суждение по аналогии (ар. кийас; сопоставление, суждение, аналогия) и норма считалась “правильной”. Но для ее окончательного узаконения требовалось согласное мнение авторитетных факифов. Так сложилось еще одно основание Шариата — единодушное мнение авторитетных лиц (ар. ал-иджма). Традиция возводит его истоки к “семи факихам Медины” (вт. пол. VII в.), но дальнейшее развитие иджма получила в Иране, Сирии, Египте и других регионах халифата.
В ходе упорной борьбы факифов все-таки пришли к признанию четырех “корней” мусульманского права: Корана, Сунны, кийаса и иджмы.
Более длительными были дебаты по признанию или отвержению правовых норм, элементов догматики, самих принципов подхода к пониманию прав и обязанностей в исламе. В конечном счете сложилось четыре основных  т о л -к а  (ар. мазхаб, образ действия, путь, доктрина) или богословско-правовых школ (вт. пол. VIII-IX вв.) — ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты.
Х а н и ф и т ы.  Это наиболее распространенный в мусульманском мире шариатский толк. Основателем егобыл авторитетнейший факих из персов ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696-767). Популярность его толка в мусульманском мире объясняется прежде всего тем, что в основу законодательства и статей Шариата положены не только наработанные нормы религиозно-светского содержания, но и так называемое обычное право (ар. адат, урф) — доисламская форма правовых норм, державшаяся на обычае арабов и других народов преимущественно кочевого образа жизни. Вобрав в себя широкий спектр традиционно-важных норм, ханифатский мазхаб оказался более гибким по сравнению с остальными толками. К тому же в ряде случаев определение наказаний было менее суровым. Преимущество состояло и в лояльном отношении к немусульманам, к иудеям и христианам в частности.
Все это обеспечило авторитет ханифитского мазхаба, а в ряде стран, где ислам является государственной религией, ему отдается предпочтение и сегодня.
Небезынтересно, что среди тюркоязычного населения среднеазиатского региона, которое вело кочевой и полукочевой образ жизни, прочно удерживалась система обычного права (тюркск. нархе) и слабо действовал Шариат. Советской власти пришлось считаться с этим фактом, и параллельно “социалистическому праву” функционировали нормы обычного права и Шариата ханифитского толка. В 1927 году, вопреки воле народов, эти нормы были отменены и введено советское право.
М а л и к и т ы. Основателем мазхаба был мединец Малик ибн-Анас (715-795). Специфика его толка состояла в опоре на предписания преданий и в строгом следовании Корану. Это лишало юридические нормы гибкости и придавало им догматический характер. Традиционно толк распространен в мусульманских государствах Африки.
Ш а ф и и т ы. Начало мазхабу положил имам Мухаммед ибн-Идрис аш-Шафи (767-820), трудившийся в Сирии и Египте. Считается, что шафиитское право соединило в себе маликитов, смягчив их нормы, и ханифитов, дополнив последних принципом истисхаба (ар. отыскание связей). Это позволило шафиитам быть гибкими в поисках неопровержимых доказательств и, как следствие, исключать неверное решение. География распространения мазхаба обширная, но, главным образом, его придерживаются в Египте, Сирии, Южной Аравии и Индонезии.
Х а н б а л и т ы  во главе со своим основателем багдадцем Ахмедом ибн-Ханбалем (780-855) проявили себя ортодоксальными приверженцами хадисов и Корана. Всякое новшество и гибкость в подходе к шариатским нормам порицались как искажение богодухновенного Корана и священной Суны. Но позже под напором очевидной узости своей позиции ханбалиты вынуждены были признать методы кийаса и иджмы, хотя и со значительными ограничениями.
В целом, ханбалиты стали олицетворением буквализма, нетерпимости и строгого следования предписаниям Шариата; они — выражение крайностей вероучения вплоть до фанатизма. Именно эти качества мазхаба отталкивали от него основные массы мусульман. Попытки возродить пуританизм под видом строгого следования “законам Аллаха” и придать ему популярность, особенно стараниями сирийского факиха Таки ад-Дина ибн Тамийи (ум. 1328), успехов не имели. Зато ханбализм породил ряд фанатично настроенных сект, самой известной из которых выступали ваххабиты (возн. во вт. пол. XVII в.). Ныне ханбалиты незначительны и локализованы, главным образом, в Неджде и Хиджазе (Центральная и Западная Аравия).
У нас нет возможности для подробного изложения содержания Шариата. Оно слишком велико по своему объему. Достаточно сказать, что и знакомые уже нам мазхабы, и другие школы факифов имеют многотомные сборники правовых положений (статей), охватывающих самые различные стороны жизни мусульман. Но с некоторыми разделами шариатских норм и предписаний мы все-таки познакомимся.
Культовые правила и требования
Они чрезвычайно многообразны и многочисленны. Практически запомнить их все и тем более выполнить невозможно. И если бы кто-то из мусульман все-таки попытался исполнить все требования по любому мазхабу, жизнь его стала бы сплошным страхом перед нарушениями.
Проснувшись, мусульманин прежде всего должен с благодарностью назвать имя Аллаха и Мухаммеда, сотворить обычное омовение (ар. вуду) и совершить молитву, предпочтительно на заре (ар. салат ас-субх). Молитва должна быть искренней и ни в коем случае не небрежной. Затем с добрыми намерениями надлежит обращаться к делам и мирским заботам. Потом совершается полуденная молитва (салат аз-зухр), во второй половине дня (салат аль-аср), на закате солнца (салат аль-магриб) и в начале ночи (салат аль-иша). Шариатом дается подробное предписание условий и требований к исполнению молитв. Так, место расположения на молитве должно быть чистым, помыслы мусульманина — свободными от всего, кроме бога; ни в коем случае не допускается принятие алкоголя (Коран. 4, 46) или совершения ритуальной молитвы на могилах; во время самой молитвы мусульманин должен чувствовать себя находящимся перед богом ничтожным, покорным и преданным ему. Все молитвы начинаются с произнесения священной формулы (ар. ат-такбир) “Аллах акбар!” (Аллах велик!).
Желательно и предпочтительно, чтобы мусульманин во всех случаях жизни, всегда и везде возносил хвалу Аллаху — молитвой или хотя бы такбиром.
От рождения и до могилы мусульманин не свободен от соблюдения постов, обычаев, праздников, обрядов, почитания святых и т.д. Поэтому Шариат подробно регламентирует каждый из этих элементов догматики и культовых действий.
Все без исключения мазхабы признают божественные основания культовых предписаний и поэтому считают их священным долгом каждого мусульманина.
Брак и семья
По Шариату, они также освящаются или распадаются по воле бога. Поэтому все условия их возникновения и существования должны сопровождаться соответствующими молитвами, правилами и ритуалами с именем Аллаха.
У разных мазхабов имеются некоторые расхождения по вопросам брака и семьи. Представим ряд положений по самому распространенному ханифитскому мазхабу.
Инициатива вступления в брак принадлежит родителям или опекунам жениха, совершеннолетие которого определяется в 12 — 15 лет. Девочка считается совершеннолетней в 9 лет или это определяется приходом менструаций1.
Не достигшие совершеннолетия мальчик и девочка могут быть соединены браком без их согласия родителями или опекунами. Заключающие брак должны слышать друг от друга слова предложения и согласия при двух свидетелях мужчинах или одного мужчины и двух женщин. Свидетели могут быть только из мусульман. В ответ на предложение невеста отвечает одной из формул: “Я подарила себя тебе” (хиба), “Я передала себя тебе” (тамлик), “Я дала себя тебе в милостыню” (садака), “Я заключила брачный договор с тобой” (тазвидж), “Я продала себя в твои руки” (байя). За согласие невесты на брак принимается и ситуация, если она “промолчит” или “улыбнется”.
Брак рассматривается особого рода договором, имеющим целью узаконить деторождение. При этом все заботы берут на себя мужчины, а если предоставить инициативу женщинам, то цель брака может быть не достигнута “по слабоумию их (женщин — Ю.П.) и податливости на лесть и обман”1.
Заключению брака (ар. никах, завадж) предшествует выплата невесте выкупа (ар. махр, тюркск. калым), рассматриваемого непременным условием вступления в брачные отношения. Минимальный размер выкупа составляет стоимость 30 граммов серебра. Выкуп составляет собственность жены и при разводе возвращается ей полностью.
Возможность вступления в брак обставлена рядом условий. Свободный мусульманин может жениться на четырех женщинах, раб — на двух. Незаконно вступать в брак с язычниками и огнепоклонниками, но можно жениться на женщинах из “китаби” (ар. ахль-китаб), т.е. имеющих писание (христианках и иудейках). Мусульманка же может выйти замуж только за мусульманина, либо, в особых случаях, он должен принять ислам2.
Вероотступник подлежит смерти и потому не может вступать в брак ни с какой женщиной. Раб и рабыня вступают в брак только с согласия господина. Если один из супругов мусульманин, то дети должны воспитываться на вероучении ислама.
Шариат всячески убеждает, при ссылках на хадисы, что брак должен заключаться между социально равными сторонами, в крайнем случае, муж должен стоять на более высокой социальной лестнице.
Зато Шариат не устанавливает возраста между супругами. И в практике мусульман не считается прегрешением, если девочка в свои 9-15 лет выдается замуж за 60-70-летнего старика. В таких случаях ссылаются на пример “пророка”, женившегося на 9-летней Айше, которая стала его любимой и последней женой…
Если мусульманин женат на нескольких женщинах, то он должен жить с ними поровну, ибо сказал посланник бога: “Человек, имеющий двух жен и пристрастный к одной из них, будет в день суда склоняться на одну сторону”, т.е. будет разбит параличом. В случаях отъезда мужа жены бросают жребий, кому ехать вместе с ним.
В семье к детям относятся одинаково. Но при разделе наследства доля сына равна двум долям дочери.
Муж не подвергается наказанию за несоблюдение супружеской верности, за исключением случая, если в одном доме вместе с женой-мусульманкой он станет содержать наложницу-язычницу; это рассматривается оскорблением религиозных чувств мусульманки. Уличенная в неверности жена наказывается вплоть до содержания ее в домашней тюрьме или побивания камнями1.
Развод по Шариату очень легкий для мужа и трудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой при учете многих условий, хотя сам момент его сведен до минимума простоты. Достаточно мужу трижды произнести: “Ты мне не жена” (или: “Ты отлучена”, “Ты отрезана”, “Ты запретна”, “Поводья брошены на твою собственную шею”, “Соединись со своим родом”, “Ты лишена”, “Ищи товарища”, “Твоя спина, как спина моей матери” и т.д.) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода, жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах. Так, деспотизм мужа, его личная свобода, оскорбления, побои и т.п. не являются основанием для заявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях импотенции мужа, долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, умалишенности и других сугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа, ей понравился другой, ей претит определенный мужем семейный уклад, физическая близость с мужем является для нее пыткой — она не должна претендовать на развод. В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением, которое в мусульманской среде имеет большую силу.
После развода мужчина сразу же может жениться, женщина же — только по истечении определенного срока (ар. идда), дабы определить возможную беременность; этот срок устанавливается мазхабами по-разному — от 4 до 20 недель.
Если формула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считается невосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могут воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется.
Запреты
Естественно, что они по Шариату чрезвычайно многочисленны. Их смысл определяется тем, чтобы именем Аллаха и Его пророка оградить мусульман от дурных деяний и мыслей, искажающих следование “прямым путем” (аш-шариа) к праведности. Хотя, конечно, во всех человеческих сообществах и всегда запреты имеют значение не допустить вредных помыслов и деяний. В этом состоит общечеловеческий характер запретов.
Запреты, налагаемые Шариатом, можно подразделить на три основные группы: торгово-экономические, культовые, морально-бытовые.
Торгово-экономические запреты направлены на охрану собственности и, главным образом, собственности имущих классов.
Торговля квалифицируется важной сферой обмена, сбыта и приобретения (иногда ее освящают и потому, что Мухаммед был мекканским купцом).
Поэтому специальные разделы фикха предусматривают справедливые отношения между продавцом и покупателем. Нельзя обмеривать и обвешивать, совершать подлог товара, обманывать деньгами, нарушать правила между компаньонами в товариществах (ар. ширкат), продавать и покупать алкогольные напитки, музыкальные инструменты, украденное, выигранное в азартную игру, получать ростовщический процент и т.д.
Особый раздел фикха составляет право вакфных (ар. вакф, хубс) земель или другого неотчуждаемого имущества. Вакфом могут быть караван-сараи, базары, виноградники, ирригационные сооружения и др. Это — завещанные богатства в пользу мечети, медресе, мазара. Они считаются священно-культовой собственностью и потому с нее запрещено взимать налоги, нельзя продавать, отчуждать или конфисковывать.
Большая группа запретов касается сферы к у л ь т а. Среди них самым грешным преступлением является богохульство, непочтение Корана, Мухаммеда и святых. Глубоко порицаемым пороком считается неискренность в вере и тем более лицемерие (ар. мунафик). Соответственно, строго запрещено совершать эти деяния в мыслях и поступках.
Под большим запретом находится вероотступничество (ар. ар-ридда). Сам вероотступник (ар. муртадд) немедленно заключается в тюрьму, лишается всех гражданских прав, брак его расторгается, а имущество поступает в пользу государства. От него добиваются покаяния, и если его не последует, виновного казнят.
В пору становления ислама и борьбы за единобожие Коран откровенно враждебно относился к многобожию (ар. ширк), неверию (ар. куфр), неверным (ар. кяфир, кафир). Отсюда призывы многих аятов, запрещающие мусульманам дружить с неверными и требующие “сражаться” с ними, “убивать” и “изгонять” их, наносить им “окончательное поражение”, не вступать с ними в родственные и дружеские отношения (2. 92, 187, 189; 3. 27, 114-115 и др.). Однако по мере развития отношений мусульманского мира с народами других исповеданий эти предписания и запреты Корана становились мягче. В частности, только ханбалиты сохранили непримиримость к немусульманам, остальные толки Шариата заняли к ним лояльные позиции, ограничив многие запреты. Так, разработана большая группа положений об отношении к иноверцам, являющимся подданными мусульманского государства (ар. ахль аз-зимма). Зимми уже не уничтожаются и даже не преследуются, а берутся под мусульманское покровительство, уплачивая подушную подать (ар. джизйа) и поземельный налог (ар. харадж). На том, однако, основании, что ислам “выше”, чем вера зиммиев (иудеев, христиан, зороастрийцев, индуистов и др.), им запрещалось Шариатом многое: заключение равных браков, строительство домов выше мусульманских, езда верхом на лошадях (только на ослах и мулах), владение рабами-мусульманами и т.д.
Культовые здания и места (мечети, медресе, мазары) считаются священными. Поэтому шариат запрещает там веселиться, громко разговаривать, вальяжничать, отправлять естественные надобности, допускать порчу, потраву.
Морально-бытовые запреты, пожалуй, составляют самую значительную часть всех остальных запретов. Здесь “нельзя” буквально господствует на каждом шагу, ограничивая деятельность правоверных.
В самом деле, мусульманам  з а п р е щ е н о (харам):
— продавать, покупать и есть свинину или мясо скота, убитого без благословенной молитвы;
— разводить, продавать и покупать свиней;
— мусульманину убивать мусульманина;
— носить одежду, которая бы не скрывала основную часть тела, а женщинам быть без ритуальных покрывал;
— находиться на молитве или в мечети без головного убора;
— быть женщинам и мужчинам за одним столом, вместе отправлять молитву;
— отказываться от соблюдения поста, если даже врач настаивает на этом;
— иметь в доме картины с изображением живых существ;
— самим рисовать их или быть таким художником;
— находиться в бане нагим, не закрыв срамные части тела;
— позволять женщинам навещать родственников без сопровождения мужчины;
— разрешать врачу осматривать запрещенные части тела;
— до заключения брака встречаться с невестой или женихом;
— нарушать данную клятву;
— мусульманке выходить замуж за “неверного”;
— жене, получившей трехкратный талак, оставаться женой, не выходя замуж за другого;
— есть и пить из золотой и серебряной посуды;
— производить золотую и серебряную посуду на продажу;
— пользоваться такой посудой для ритуального омовения;
— давать детям имена христианских апостолов Марка, Павла, Петра, Матфея;
— мусульманам носить европейскую одежду;
— употреблять алкогольные напитки;
— хоронить неверных на мусульманских кладбищах.
Наказания
В принципе, за преступления и прегрешения Шариат строг в наказаниях. Однако они не столь жестоки и бесчеловечны, как нередко представляются пристрастными авторами. Внимательный анализ любого наказания по Шариату показывает, что в нем концентрируется ответственность каждого мусульманина и мусульманки за нарушение религиозных, государственных и общественных норм и правил. Совершенно справедливо наказания рассматриваются существенным средством умерения или предотвращения преступлений в обществе. Они дифференцируются по степени или тяжести содеянного и определяются путем тщательного разбора дела специально подготовленными знатоками Шариата — кадиями или казиями (ар. кадий, казий, назначающий, приговаривающий). При отсутствии грамотного кадия его миссию может выполнять мусульманин с репутацией честного, справедливого и мудрого человека.
Поскольку весь дух Шариата понимается благословенным богом, то и наказания представляются от его авторитетного имени как кара за нарушение “границ Аллаха” (Коран. 65, 1).
Шариат различает четыре вида наказаний:
1) действие за действие (Коран. 5, 49: “Душа за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение”),
2) плата или штраф за пролитую кровь,
3) наказание, определяемое по аналогии,
4) по усмотрению суда1.
Не станем подробно вдаваться в казуистику фикха, определяющего тот или иной вид наказаний. Приведем лишь небольшой перечень наиболее употребительных наказаний по Шариату:
— выкуп или плата за кровь, убийство, увечье;
— штраф, определяемый судом за различные уголовные и гражданские преступления;
— смерть или длительное заключение за вероотступничество, святотатство, кощунственное отношение к вере и обычаям;
— казнь за прелюбодеяние с близкими родственниками;
— за каждое прелюбодеяние до трех — 100 плетей, за четвертое — смерть;
— за прелюбодеяние замужней женщины — побивание камнями или длительное заключение в домашней тюрьме;
— содомия, труположество и онанизм — 25 плетей;
— за клевету свободный получает 80 плетей, раб — 40;
— за употребление вина — от 40 до 80 плетей свободному и половину этого — рабу;
— воровство (ар. сиркат) составляет тяжкий грех перед богом и людьми и потому вору (ар. саррак) отсекать кисть правой руки (Коран. 5, 42);
— за убийство женщины — половинная плата выкупа (50 верблюдов), за убийство мужчины — 100 верблюдов;
— за убийство мусульманином христианина или иудея (зиммия) — выкуп в 100 верблюдов или 1 тысяча динаров (10-12 тысяч дирхемов или, примерно, 10-12 кг. серебра);
— членовредительство влечет либо ответную меру, либо уплату как за убийство;
— незначительные прегрешения влекут вычернение лица, публичный выговор, позорный провоз по улицам на осле с посадкой задом наперед;
— подстрекательство к убийству влечет пожизненное заключение;
— отцеубийце — казнь;
— четырежды уличенному в употреблении спиртного — казнь;
— трижды уличенного в воровстве ждет пожизненное заключение в тюрьме.
Подведем некоторые итоги.
С первого взгляда может показаться, будто Шариат представляет собой религиозный источник. Но пусть теологическая оболочка не убеждает нас в этом. Фактически, как мы могли проследить, религиозная фабула занимает довольно скромный объем по сравнению со светским содержанием. Другое дело, что всей системе шариатских принципов и предписаний придан характер религиозного “закона”. Но прикрытое теологической оболочкой содержание всего комплекса шариатских норм имеет сугубо земной смысл.
Возникнув как насущная потребность правового регулирования отношений людей, Шариат, соответственно, отразил их в сфере экономической жизни, политических интересов, культурно-бытового уклада и религиозных воззрений. В его нормах содержится то, что люди сами измыслили, сотворили или к чему стремятся. Здесь аккумулирован многосторонний практический опыт многих народов Востока и Запада, обобщены положительные нормы общечеловеческой нравственности, емко и красиво по форме выражены жизненно важные мысли.
Этим Шариат велик как практический и духовный памятник народов мусульманского Востока.
И не станем судить строго за его анахронизм, жестокие предписания, несообразности и парадоксы — все это порождено восточным средневековьем и иным быть не может. Другое дело, что в условиях современной цивилизации ортодоксы от ислама пытаются навязать мусульманам Шариат в качестве универсального руководства во “всех” случаях жизни. Но за такие стремления Шариат, как и ислам в целом, не в ответе. Слепая приверженность старому есть всегда, если в новом не видят положительного потенциала прошлого, помноженного на пройденный путь в сегодня.
Двигаясь в будущее, приверженцы Шариата, хотят они того или нет, с объективной необходимостью будут освобождать его содержание от средневековых норм и воззрений, сохраняя его общечеловеческие духовно-культурные ценности. Этот процесс все явственнее проступает в тенденции модернистов, согласовывающих нормы шариата с сегодняшними запросами мусульманского мира.