Один день из Таниных каникул

Ирина Кузина
                Памяти моей бабушки
Подбежав к калитке, Татьяна остановилась и перевела дыхание: успела! Дед был строгим человеком, придерживался чуть ли не домостроевских правил и настоятельно требовал чтобы к ужину вся семья собиралась вовремя. Каждое лето Таня с младшими сестрами и братьями приезжала сюда, в маленький южный городок, где жили ее дедушка и бабушка. Каждый раз бабушка встречала их на пороге радостно-растерянными причитаниями что «угостить-то внучат и нечем, больно неожиданно приехали» и тут же заваривала свой фирменный травяной чай, выставляла на стол теплые пирожки с капустой и грибами и любимое Танино  вишневое варенье. А дед садился чуть поодаль и, хитро прищурившись, начинал расспросы: кто как учится, как родители живут, что нового в их городе и не забывал напомнить, что это «мамка с папкой их балуют, а у него не сильно побалуешься". И действительно, каждый год он не забывал напомнить правила по которым жил он сам и требовал, чтобы жили дети и внуки, приезжая к нему погостить.
Таня вошла в столовую. Вся семья была  в сборе: дедушка, как всегда, во главе стола, брат и сестра уже сидели на своих местах, а бабушка что-то доделывала на кухне. Она вымыла руки и прошмыгнула за стол. Часы пробили семь и все принялись за еду. Разговоры за столом не приветствовались, поэтому Татьяна вполне могла  заняться своими мыслями.
А думала она о сегодняшнем вечере. После ужина дед отправится читать газету, бабушка пойдет к соседке за парным молоком и новостями, младшие разбредутся кто куда, а она, никем не замеченная, сможет улизнуть на танцы. Танцы были одним из немногочисленных развлечений для местной молодежи и приезжих, которых в это время тут хватало. Таня с удовольствием подумала о новом платье, что сшила себе недавно. Оно получилось очень красивым и сидело на ней изумительно! Потом Таня подумала об Алексее, который наверняка сможет тоже сбежать на танцы этим вечером. Только сбегать ему придется не от строгого дедушки, а от не менее строгого командира части, расквартированной неподалеку... Тут она смутилась, покраснела и украдкой посмотрела на дедушку, не заметил ли тот чего.
Все вышло так, как она и задумала: старшие разошлись по своим делам, младшие отправились в сад играть, с сестрой они успели пошептаться и никто не воспрепятствовал Таниному побегу.
... Звездное небо было бесконечно, музыка очаровывала, Алёша сумел прийти и они танцевали весь вечер. Но вот настало время отправляться домой. Алексей проводил ее до калитки, они еще постояли немного и Таня, смеясь, рассказала о хитрости, которую они придумали с сестрой: когда одна из них знала, что вернется поздно, другая, ложась спать, привязывала к ноге веревочку и выбрасывала ее в окно. Вернувшись, гулёна дергала посильнее и сестры преспокойно обходились без лишних объяснений с грозным дедом. Алёша посмеялся над изобретательными сестрицами и предложил подтянуться до окна чтобы тихонько постучать, но Таня отказалась, решив продемострировать оригинальный способ возвращения домой. Она подошла к окну, из которого свешивалась веревка и, зная что сестра уже крепко спит, изо всех сил дернула за нее. Вдруг в доме раздался крик и зажегся свет. Таня, уже не думая о нагоняе, который получит от дедушки, стала стучать в дверь. Вбежав в комнату, она увидела следующую картину: Дина рыдала, сидя на кровати, бабушка успокаивала ее изо всех сил, заспанный Димка тер глаза, а дед что-то строго выяснял у него. Алексей и Таня непонимающе разглядывали всех по очереди, пытаясь понять что случилось, и вдруг девушка заметила злополучную веревку, которая была привязана вовсе не к ноге сестры, а... к ее косичке!
Что было потом! Младший брат, отчаянный проказник, пытался удрать от разъяренной Дины, бабушка охала и старалась успокоить деда, который, вытягивал ремень из брюк, грозясь озорнику, и одновременно пытался устроить допрос с пристрастием Татьяне и Алексею. Тане было и страшно и весело. Страшно было испытать на себе силу дедушкиного гнева за непослушание и в то же время, она улыбалась, представив как братишка аккуратно крадется и отвязывает веревку от ноги и привязывает к косе... Догадался же, паршивец! Алёша по-рыцарски попытался вызвать огонь на себя и отвести его от любимой девушки. Все равно досталось обоим.
Потом дед еще долгое время сердито поглядывал на Татьяну, а непослушный Димка на какое-то время присмирел. Сердце дедушки удалось смягчить Алёше, который вскоре пришел с цветами для бабушки и Тани и бутылкой коньяка для деда. Двое мужчин долго сидели за столом и разговаривали, а Татьянино сердечко испуганно трепетало: она-то знала о чем разговор. Еще вчера Алёша предложил ей стать его женой...

***

Татьяна Сергеевна улыбнулась воспоминаниям - прошло почти сорок лет... Она обрадовалась им, как обрадовалась солнечному зайчику, невесть откуда появившемуся в этот пасмурный день и беззаботно скакавшему по ярким осенним листьям. Раз в неделю они с Алексеем выбирались в парк, где любили прогуливаться по дорожкам, нечаянно вспугивая юрких белок, спешаших по своим беличьим делам. Завтра суббота. Приедет дочь с внуком. Татьяна Сергеевна озабоченно подумала, что совсем нечем их угостить, вот если только пирожки с капустой...