Театр жестокого зрителя

Александр В.Руденко
Припарковав авто у парадного я,  тем не  менее, зашел  в  Театр  со служебного входа.  У двери с табличкой «Посторонним вход воспрещен», мимо которой я проходил, по пути в свою гримерную, стояли и курили двое - потный лысеющий мужчина в черной майке и  женщина  с  густо  накрашенными  губами.  Видать, они были из тех самых непосторонних,  о  которых  никто ничего  не знал,  кроме того,  что никто о них ничего не знает. Они не удостоили меня и взглядом, но я в большом смятении прошел  мимо, как  проходит  простой, незаметный служащий мимо босса, с женой которого он ненароком переспал.
Войдя в гримерную, я увидел спину, затруднявшую мне обзор комнаты.
- Кхгумм!- кашлянул я, привлекая внимание к своему появлению.
- Да-да, слышу,  пришли,  хорошо...- сказал кто-то из глубины комнаты.
Хозяин спины не повернулся,  не отошел,  а продолжал стоять,  лишь  изредка делая упор на другую ногу. Обойти его я не мог, разве что, частично пребывая телом в стене, а это, простите меня, абсурд! Не имея ни малейшего понятия о человеке этой спины,  я не решался к ней притронуться вежливым отстраняющим жестом; не решался и попросить отойти, опасаясь, что всякое мое требование, пускай даже такое ничтожное и обыденно-разумеющееся,  совершенно незаметное в нормальном обиходе как, суть, требование, на которое обыкновенно отвечают автоматическим действием, неведомый спиновладелец сочтет за дерзость с моей стороны, и не оставит моего нахального поступка без последствий.
В таком стесненном положении, между чьей-то спиной и дверью, я простоял минут пятнадцать, что, конечно, очень задело мое самолюбие.
- Гно,- говорил я себе. - Ты ведь не какой-то там уборщик в  гримерных, ты ведь актер! Что, так и будешь стоять здесь,  словно прокладка, защищающая эту спину от сквозняка?
Из глубины комнаты внезапно донесся голос:
- Возможно, это зашел Марк Гно, а вы как думаете?
- Вряд ли это он,- тут же,  даже не обернувшись,  дабы удостовериться наверняка, ответил Спина.
Далее все та же картина: спина,  широкая,  как холодильник,  и тишина, прерываемая лишь простудным сопением Второго, Кто В Комнате.
Я не знал, что мне делать в сложившейся ситуации:
1) предъявить им себя, подорвав,  тем самым,  доверие Второго к Спине? (А ведь если последний какой-то важный человек, то это будет ужасно!);
2) тихонько выйти, повременить чуток за дверью, и снова зайти,  словно впервые?  Но ведь и Спина и Второй прекрасно знают,  что в гримерной кто-то есть,  что кто-то все это время стоит у двери.  Если я выйду и снова зайду, обращая на себя внимание (а я считал,  что вправе это сделать,  ведь меня, как я только что убедился,  здесь ждали),  то находящиеся в  комнате  могут заметить,  что предыдущего зашедшего нет в гримерной,  и это  неприятно  их поразит - они либо подумают плохо  на  меня (что  я  вошел  раньше, а  затем, постояв, вышел и снова зашел, словно специально над ними издеваясь!),  либо усомнятся в себе,  в своей способности чувствовать,  мол, все  это  время ощущали чье-то присутствие, знали - кто-то в гримерной есть, а оказывается, что никого-то и нет!  А такая мысль  -  это  ведь  для  них  просто  кошмар какой-то! Никак нельзя возбуждать в таких людях подобные мысли,  тем самым, выводя их из равновесия и поощряя возникновение у них всяческих  комплексов - ведь важные люди очень ранимы;
3) вовсе это и не такие люди, а обыкновенные, не важные, следовательно: а) осуществление плана 1) меня  унизит,что  недопустимо  ни  перед коллегами,  ни,  тем более,  перед какими бы то ни было прочими не  важными людьми; б) при выполнении плана 2) я подвергнусь еще большему унижению, правда, только в том случае если оба наверняка знают о  моем  -  и  именно  моем  - присутствии в гримерной.
Следовательно, в  любом  случае  предпочтительнее  такое:  я  выхожу тихонько в коридор, пристаю к первому встречному и, под каким-то предлогом, заманиваю его вслед за собой в гримерную,  после чего стараюсь спокойствием своего состояния уверить Спину и Второго , что я только-только вот зашел, а этот,  с которым они меня заметят,  и есть тот,  кто все это время стоял  в стесненном положении, в качестве прокладки от сквозняка.
Я вышел в коридор, но как назло он был безлюден,  если не считать пары молчаливых, высокомерных,  мрачных непосторонних.  Что они за люди и люди ли они вообще?  Зябко поежившись,  я повернулся к  ним  спиной  и  пошел  в сторону сцены,  разуверившись уже в  реальности  произошедшего  со  мной  в гримерной, - воспоминание об этом постепенно истлевало и размывалось в  моей памяти, как средней яркости сон.
Дойдя до кулис, я остановился и огляделся, - никого.  Сегодня не было ни выступлений,  ни репетиций.  Однако в зале собралась толпа. Она  вопила; слышались оглушительные ружейные выстрелы и завывания рикошета; истошные крики о помощи заглушались громкими нецензурными угрозами (видимо пользуясь случаем всеобщего скопления,  люди сводили  друг  с  другом  какие-то  свои счеты,  а то и просто развлекались,  стреляя,  пыряя друг  друга  ножами  и подрезая бритвами - ведь они пришли  сюда  отдохнуть, разрядиться  после трудовой недели, а сцена пуста). Оставалось загадкой,  что привело их сюда, ведь актеры вообще никогда не выступали  перед  зрителями;  они  постоянно играли при пустующем зале,  который воспринимался ими как  потерявший  свое первозначение элемент истории,  рудимент  былого  смысла. Актеры  всегда выступали лишь для себя самих,  и это было для них важно,  это преисполняло их высокого о себе мнения как о  творящих  (на  чужой, воображаемый  ими взгляд) некое недоступное пониманию других таинство, в этих стенах Театра - и это отличало их от остальных людей,  о которых они ничего не  знали, к которым относились с жалостью,  презрением и опаской,  словно  к  бездомным собакам.
Постепенно сходились другие актеры и работники  сцены, привлеченные волнениями толпы, ее воплями, выстрелами и жуткими стонами.  Иногда в зале страшно кричали женщины - нечеловечески, кровоморозно, -  видимо  с  ними творилось нечто ужасное,  не укладывающееся в сознании.  Слышались и всякие иные малопонятные звуки,  например какое-то технической природы подвывание, или  рык  неведомых  животных, иногда  какая-то  шизофреническая  музыка (наподобие этого рассказа).
Я чуть-чуть,  буквально на глаз,  раздвинул шторы кулис и посмотрел в зал. Он был погружен во мрак,  но первые ряды,  на которые хватало скудного аварийного освещения,  были хорошо видны. В  глубине  человеческой  массы иногда загорались спички,  огни зажигалок,  изредка фонари,  которые тут же разбивались и тухли.  Однажды перевернулась и лопнула горевшая  керосиновая лампа и огненная капля расползлась по  дюжине  голов. Толпа  восторженно загудела.
Мне было абсолютно непонятно,  почему имея перед  глазами  просторное, никем не занятое возвышение сцены,  никто из теснившихся в зале не  пытался на нее влезть.  Возможно, их не  покидала  надежда  дождаться  какого-нибудь зрелища с нашей стороны, и они боялись осквернить собой сцену?  А может  она была для них желаема вне стен Театра,  но примелькавшейся здесь?  Ведь, говорят, по праздникам, когда актеры отдыхают на дачах или дома, в кругу семьи,  толпы заполняют зал,  даже платят кому-то, возможно непосторонним, большие деньги за  право  посидеть  там, наблюдая пустынную, как Гоби сцену,  фантазируя на тему «закулисная жизнь актеров»  - загадочных обитателей Театра. Рассказывают, что такие посещения считаются у  них  престижным времяпрепровождением.
В неясных отблесках пожиравшего людские головы пламени, я  заметил некоторые моменты происходившего  на  балконах. В  основном  там  кишела молодежь.  И она развлекалась тем,  что кидала в партер  зажженные  спички, остро отточенные штыри и различные тяжелые предметы:  кресла, бутылки...  Кое-кто мочился вниз, пытаясь погасить горящие головы - видимо они устроили соревнование, кто больше погасит.  Иногда они бросали за перила друг друга, раскачав за руки и за ноги. Реже бросались сами, видимо в каком-то экстазе.
Оторвавшись от страшного зрелища,  я заметил, что  закулисье  набито актерами и работниками сцены,  глазевшими в дыры  штор, ради  чего  даже повыстраивались в пирамиды,  повлезав друг другу  на  плечи. Увлеченный зрелищем,  я и сам не заметил,  что на  моей  спине  примостилась  какая-то женщина, жадно глядевшая в зал поверх моей головы, а у моих ног скорчились двое пьянчужек-статистов, приникнув к щели между штор.
Я снял со своих плеч женщину,  уступил ей свое место (на  нее  тут  же вскочила резвая девочка и женщина,  не удержав внезапной  тяжести, упала вместе с наездницей;  пока они поднялись,  их место заняли другие),  а  сам решил  снова  зайти в гримерную. По дороге я встретил непостороннего, который  давеча  курил  с  женщиной у своей двери. Поравнявшись со мною, он приостановился и,  вдруг,  сильно,  со всего маху, ударил меня твердым кулаком в нос. Я упал на пол, заливая его кровью,  и не веря еще, что так дешево отделался.
Приподнявшись,  я заметил,  что он свернул в сторону сцены. Я  решил повременить  с  посещением  гримерной  и  пойти  посмотреть  на  результаты появления непостороннего в закулисье. Пока я ковылял по коридору, ощупывая опухшее лицо и размечая дорогу прерывистой красной линией,  меня догнала та женщина,  с которой курил мой обидчик, и  безо  всяких  слов  остановила, раздела,  разделась, сама,  бросила на пол  каким-то  восточным  приемом  и сделала меня прямо в коридоре.
Мимо  спешно  проходили  люди, которых распугал в закулисье непосторонний. Они радостно обращали на нас внимание, показывали пальцами, и делали это не оттого,  что зрелище казалось им непривычным,  нет,  просто они были еще под впечатлением событий в зале,  и,  поэтому,  все им  сейчас казалось особенно ярким и замечательным - их  восприятие  было  чрезвычайно обострено.
Закончив и одевшись,  женщина ушла, но,  не  пройдя  и  двух  шагов, встретилась с непосторонним, возвращавшимся из закулисья,  несшим  в  руке отрезанную детскую голову. Вдвоем они подошли ко мне,  и он протянул голову мне. Я взял. Затем они тут же занялись любовью, а я стоял - голый,  опухший лицом, - держал за волосы отрезанную голову  ребенка  и  наблюдал  за  ними, озябший, с хлещущей из носу кровью.
Так я стоял часов пять, не меньше, даже не подумывая уйти, пока они не закончат и не отпустят меня. Стоя столбом посреди коридора, я лишь улыбался изредка проходившим мимо меня знакомым и  незнакомым  людям, пребывая  в исключительном смущении.  Они  понимающе  улыбались  в  ответ  и  старались поскорее пройти зону непосторонней любви.
А я даже поговорил с женой,  которая приехала меня накормить,  ибо,  по не установленной еще причине, буфета в Театре не было.  От еды  я  отказался, ссылаясь на отсутствие аппетита. Жена меня очень за это ругала, поучая, что человек должен кушать в любой ситуации,  несмотря ни  на  что, но  я  ее задобрил ласковыми словами, рассмешил диалогом с отрезанной детской головой (слова которой читал сочным басом),  и уговорил ее съесть мой обед, после чего  она  некоторое  время  стояла  рядом  со  мной, наблюдая за непосторонними, затем  ей  это  надоело,  и  она повернулась уйти, предварительно спросив: не принести  ли  мне  баночку, куда  я  смог  бы помочиться, не покидая своего поста. Я отказался, и она ушла,  поцеловав меня на прощание.
Минуя дверь  с  табличкой  «Посторонним  вход  воспрещен», она  вся подобралась,  стараясь ступать как можно тише.  Но все эти  жалкие  попытки пройти незамеченной ей не помогли  -  дверь  распахнулась  и  оттуда  вышел мальчик лет десяти,  который присел позади нее и вцепился зубами ей в икру, вцепился и не отпускал, а она, передвигаясь при помощи стен,  равнодушно и целеустремленно шла к двери на улицу,  истекая  кровью  на  его  отрешенное лицо. Но вот она вышла и скрылась за углом, вместе с мальчиком-капканом.
Когда игры непосторонних завершились, они молча оделись и ушли,  так и не обратив на меня ни малейшего внимания.  И тогда я горько усмехнулся, переживая налетевший тайфун чувств.
Одевшись,  я отнес  голову, все  еще  бывшую  у  меня, к  двери непосторонних и пошел к себе в гримерную.
Войдя, я убедился, что Спина так и не сдвинулся с места. Ни на дюйм.
- Кто там зашел?- тут же гнусаво спросил Второй.
- Не знаю, - равнодушно ответил Спина.
- Может быть это Марк Гно? - снова спросил Второй.
- Я так не думаю,  - скептически отнесся к его предположению Спина,  и не пытаясь проверить.
- Да, это я! - раздался мой голос.
Тут же Спина отошел в сторону, и я увидел Второго.
- Инспектор полиции Лоуренс,  сказал он, протягивая мне руку.  Я  пожал холодную, как мерзлая рыба ладонь. Рассмотреть я его не успел, ибо он быстро повернулся ко мне спиной и всю беседу  так  и  простоял. Неоднократно  я оборачивался, надеясь увидеть спереди Спину N1,  но тот,  сразу же  разгадав мои намерения, отвернулся лицом к двери.
СПИНА N2: Вас зовут Марк Гно?
СПИНА N1 (резко, прежде чем я успел открыть рот): Отвечайте!!
Я: Да.
СПИНА N2: Вы способный актер?
СПИНА N1: Громче!!
Я: Н-ну, я не знаю...
СПИНА N2: Отвечайте, как считаете сами, без ложной скромности.
СПИНА N1: Не юлить!!
Я: Да, я, безусловно, очень талантлив.
СПИНА N2: Какие роли вы исполняли?
СПИНА N1: Быстрее!!
Я: Гроба, Гриба, Герба, Граба, Горба, Крана, Керна, Корна, Крона, Хрена...
СПИНА N2: Достаточно.
СПИНА N1: Хватит!!
Я: А в чем, собственно, дело?
СПИНА N2: Здесь вопросы задаем мы.
СПИНА N1: Молчать!!
Я: Понял.
СПИНА N2: Не угодно ли вам выйти к зрителям?
СПИНА N1: Не раздумывать!!
Я: Зачем? То есть я хотел...
(Сильный удар сзади по голове сбил меня с ног. Я упал на пол, где получил, вдобавок, удар ногою в живот.)
СПИНА N2: Стало быть, согласны. Вы храбрый человек, хвалю.
СПИНА N1: Встать!!
 Увидев меня,  зрители притихли.  Лишь кое-где, по  углам, стонали пострадавшие в шабаше, да тихонько плакали друзья и близкие погибших.
 Вдруг в ближних рядах произошло шевеление,  на сцену  влез  бородатый мужчина и спросил меня, подойдя:
 - Что вам здесь нужно?
 - Я актер! - ответил я, поражаясь такому невежеству.
 - Кто?- усмехнулся мужчина.
 - Актер,- повторил я этому невежде с интонациями,  какие применяются в общении с малыми, глупыми детишками.
 В зале раздался смех.
 - Слезайте,  с вас уже смеются,- победно  сказал  я, почувствовав публику.
 - Ошибаетесь,- сказал он.- Смеются с вас,  ибо не  вы  актер, а  мы актеры. Вы же,  - он показал рукою на кулисы,  за которыми сейчас  собрались все работники Театра, - вы же лишь зрители.
 И он гомерически расхохотался. Зал также взорвался смехом.
 - Слезай к нам и будь актером!  - кричали мне.  -  Это  ни  с  чем  не сравнимо! Это - свобода!
 И они накинулись друг на друга, творя каждый с каждым все,  что придет в голову. В основном жестокости.
Запорожье, 1993г.