Размышления о бренности существования

Ольга Евстафьева
       ПЬЕСА "РАЗМЫШЛЕНИЯ О БРЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ" 


                Какой смысл говорить с                с обреченными о смысле жизни?
               

Действующие лица:

        *Премьер - молодой человек 23 лет, бывший рок-музыкант; он очень красивый, эмоциональный, крайне восприимчивый и далекий от адекватного восприятия действительности.
        *Генерал - спокойный, зрелый мужчина. Не имеет смысла жизни, но живет по правилам и законам морали.
        *Женщина - особа чувственная, взбалмошная, переменчивая; хорошо знающая, что хочет и идущая к цели (а цель - чувства), невзирая на средства.
        Сестра премьера - что-то ангельское, воздушное и : никакое по характеру.
        Дама 1
        Дама 2
        *Господин 1 - сильная личность, интересен переменами характера.
        *Господин 2 - пассивный гомосексуалист.
        Нищий
        Официант
        Пьяный   

        Массовка

        Действие 1

        На сцене кресла и стулья. Вперемешку дамы и мужчины. Туда-сюда снующий официант. Привычная светская трескотня. Господа 1 и 2 на первом плане.
        Господин1: А что, господа! Недурно, весьма и весьма недурно.
        Господин2: Да, наш новый премьер заслуживает наивысших похвал.
        Все хором: Браво! Все кроме главных действующих лиц (т.е. - массовка).
        Господин1: Несмотря на свой возраст, вы смогли занять этот пост, а ведь вам, смею заметить, только 23. И только ради этого поста вы отказались от музыки.
        Господин2: От вашей музыки, с которой вы так неразрывно связывали раньше всю свою жизнь.
        Все хором: Браво!
        Господин1: Но вам хватило ума понять, что никакие звуки, пусть даже самые божественные, не смогут дать такую уверенность и процветание в настоящем и будущем, как этот пост.
        Господин2: Да. Вот она - наша передовая молодежь.
        Все хором: Браво!
        Господин1: Мы  пьем за вас и за ваше будущее.
        Господин2: А оно, не сомневаюсь, будет прекрасным.
        Все хором: Браво!
        Всеобщее ликование. Вперед выходит молодой человек. Он сдержан, но, судя по глазам, ликует.
        Премьер: Господа. Господа. Я весьма польщен, но, право, все это так велико, что я даже не до конца верю в это. Буря аплодисментов. Он с задумчивостью огля-дывает присутствующих. Делает обреченный жест, протягивая руку, оборачи-вается и вновь улыбается. Веселитесь, радуйтесь, ведь это наш день, здесь все мои друзья, все те, кого я люблю. Ура! Он поднимает бокал.
        Все хором: Браво!
        Шум голосов. Премьер подходит к краю сцены. На фоне всеобщего ликования звучит его монолог, сопровождающийся криками "Браво!".
        Премьер: Ура! Кому они хлопают, за кого радуются? Разве мне предназначены их аплодисменты, разве за меня радуются они? Нет! Они счастливы за самих се-бя.
        Все хором: Браво!
        Премьер: Каждый считает этот день своим, я - лишь пешка, монумент, внешнее оформление.
        Все хором: Браво!
        Премьер:  Я смотрю на их лица: они кажутся мне жалкими. Я смеюсь над ними, я ликую над их ничтожностью.
        Все хором: Браво!
        Премьер: Вы, лишившие меня святых идеалов и веры в человеческую порядоч-ность, вы думаете, что разделались со мной?
        Все хором: Браво!
        Премьер:  Не правда! Я разобью ваши надежды как этот бокал.
        Бросает бокал. Шум стихает.
        Сестра: Посуда бьется к счастью. Подбегает и смотрит. Смеется. Да он цел, господа! Ха-ха-ха. Так, что же вы стоите? Шампанское, шампанское. Неуверенно подходит официант, наполняет бокал. Премьер, я пью из вашего бокала. Про-стите. Возобновление шума. Вы не сердитесь?
        Премьер: Дорогая, ну как я могу. Моя милая маленькая сестричка. Я люблю тебя.
        Сестра: Любишь?
        Премьер обнимает сестру, целует, берет из ее рук бокал.
        Премьер: Люблю. Шум голосов. Девушка целует его в щеку и, смеясь, убегает в толпу.

        Действие 2

        Премьер в центре. Господа1 и 2, Премьер и Женщина играют на фоне массовки.
        Премьер: Люблю. Люблю. Люблю. Люблю. Люблю. Люблю.
        Слова переходят в крик. Массовка отодвигается на второй план.
        Премьер: Я  долго ожидал ее появления, бездумно мотаясь по бесконечным ко-ридорам одиночества. И вдруг она появилась. Входит женщина в черном. Она вошла, не обращая никакого внимания на мой запущенный и уже полуразрушен-ный замок личности. Такая молодая, переполненная жизненными силами. Как захотел я прикоснуться к источнику ее свежести!
        Господа 1 и 2 комментируют действия Женщины.
        Господин1: Она плюхнулась на свободное кресло, закинула ногу за ногу и обре-ченно посмотрела на окружающих.
        Господин2: Кто они?
        Премьер: Я не помню, - эти однообразные лица сопровождают нас всю созна-тельную жизнь. Ее бесподобные глаза вобрали в себя всех присутствующих, но вскоре безжалостно выбросили их, - пустые души не греют.
        Женщина закуривает.
        Господин2: Она курит?!
        Премьер: Конечно же, она курит.
        Женщина: Я много курю. Черт возьми, я всегда много курила. Дышала пеплом, стряхивая дым на чужие колени, и снова затягивалась. Курение материализует воздух, делая его видимым, - белые волокна расползаются со все стороны и медленно тают, растворяясь в запахе.
        Господин2: Кто дает ей деньги на сигареты? Может у нее есть приятель?
        Премьер: Нет, такие женщины не умеют любить случайных парней, им нужно нечто большее и значимое.
        Господин1: Ты?
        Премьер: Я? Я просто хочу ее. Хочу страстно и безумно. Я не могу больше без нее. Я схожу с ума.  Премьер начинает метаться в замкнутом пространстве, а окружающие расходятся.
        Господа 1 и 2(меняясь поочередно): Любовь - это чрезмерное чувство; порой даже слишком, чтобы переживать его одному. Для этого, как ни для чего другого нужны двое. Только в единстве можно познать гармонию и только в гармонии - единство.
        Женщина встает.
        Господин1: Она встает.
        Премьер: Нет! Любимая, услышь меня. Милая! Помоги мне выбраться из замкнутого круга одиночества. Но ты уходишь... Не пытайся уйти от меня. Где бы ты ни была, я найду тебя. Потому что теперь я знаю твое лицо. Я хотел бы увидеть его совсем близко. Помоги мне. Пусть любовь свяжет нас навсегда. Стой! Я люблю тебя! Слышишь?! Верь мне!
        Господин1 и Господин2, взявшись за руки и смеясь, отходят на задний план.
        Премьер: Я мчусь по улицам по следам своего счастья. Вот оно, такое близкое и недоступное, но в мире нет ничего прекраснее этого. Я стучусь в стеклянные две-ри ее сердца. Я вижу его насквозь, но оно крепко закрыто для меня. Мой голос слаб и не долетает до ее слуха.
        Под конец монолога он падает на колени и замирает в таком положении. Сзади к нему подходит нищий слепой и кладет ему руку на плечо.
        Нищий: Мне нравится летящий снег на фоне кирпичной стены. Это слияние бе-зумства и безмятежности. Спокойная и молчаливая стена не реагирует на нежный шепоток снежинок. Она всегда холодна и слишком хорошо знает, что скоро на-ступит весна, и смолкнут пушистые снежинки, а она останется. И кто-то другой будет шептать ей о любви и страсти, но и этот другой тоже исчезнет. И так про-ходит вся ее жизнь, если, конечно, это можно назвать жизнью.
        Гаснет свет.

        Действие 3

        Посередине сцены стоит кресло, в нем сидит та женщина в черном.
        Женщина: Он. Кто он? Где он? Чей он? Он - это он, находящийся нигде, но мой. Я не хочу его ни с кем делить, я никому его не отдам. Я не знаю, как он выглядит и почему он выглядит именно так. Природа сделала его игрушкой в своих руках:  непохожий ни на кого и, в то же время, объединяющий в себе всех мужчин мира... Он... Это он. И что бы ни случилось, ничего не изменится. Наша встреча неумолимо приближается.
За ее спиной появляется премьер. Он очень медленно приближается, но не доходит до нее.
        Женщина: И ничего нельзя изменить. Мы идем друг к другу. Мы - это я и он. Я - это она, но для себя я - это я, а он для себя - тоже я. Я плюс я, он плюс она - это мы. И уже не важно, сколько мы будем вместе и что с нами случится потом. Главное, что это будет, и я не сомневаюсь, что это будет прекрасно, потому что иначе просто не может быть.

Премьер:               Вечерний мрак размазан по стене.
Растрепаны лохмотья облаков
Над горизонтом. Движется в огне
Закат - нелепая причуда бедняков.
И слышится последний трепет дня.
И вечный рокот грешной синевы
У голых ног прибоем шелестя,
Как будто вопрошает: "Где же Вы?".

 Женщина:             О, ты, божественно чужой,
Когда с тобой я буду рядом,
Молю: случайно удостой
Меня своим прекрасным взглядом.
Ты - лучший, близкий и родной,
Хоть море тайны разделяет
Нас каждый миг, но облик твой
Меня как птицу окрыляет.

Премьер:              Я не верю в проклятье - я верю в судьбу
             И звезду над вершиною круга.
             И еще очень верю в удачу свою
             И что мы не минуем друг друга.
             Синий цвет - теплый взгляд
             И в руках целый мир - это истина и совершенство.
             У подножья горы завершается ад
             И рифмуется с жизнью блаженство.

Женщина:             Не заполняй собой пространство
                Оно и так мало до слез.
                Придумай новое убранство
                И постели постель и роз.
                Пусть это будет наш последний,
                Но лучший из заветных дней.
                Тебя я полюблю посмертно -
                Ты будешь смысл души моей.
Премьер подходит к Женщине и целует ее в губы. Это их первый поцелуй.
Премьер:              О, женщина, похожая на сказку,
                Ты черное смогла встревожить белым.
После этих слов "диалоги", после "диалогов" Премьер опять читает эти две строчки. Господа 1 и 2 ведут между собой беседу. Премьер и Женщина сидят молча.
Господин1: Я знаю о ней только то, что она была похожа на француженку, и лю-била це-ловать смазливых мальчиков любого возраста, заставляя их забывать обо всем на свете и ждать ее всю жизнь.
Господин2: А еще она очень любила вспоминать свое прошлое. Закрывала глаза, вызывая кар-тины минувшего, и заново их переживала. Постепенно чувства при-туплялись, и она на-каляла мозг до предела, чтобы еще раз, еще один раз почувст-вовать.
Господин1: Ее жизнь дарила ей много боли и много радости, но она жила как в пустоте. Она даже сама не знала, чего ей не хватает, но ощущение отсутствия че-го-то важ-ного не покидало ее. Она строила свою жизнь по простым форму-лам, но из-за от-сутствия постоянных слишком часто пересчитывала все заново.
Господин2: Это было бесконечным, и ее жизнь казалась ей тоже бесконечной. Безвременный полет души над мирской суетой - NIRVANA - порой завлекал ее в свои сети, несмотря на отчаянное сопротивление и большую внутреннюю борьбу. Но все всегда заканчивалось одинаково: поверженная, она опять начи-нала все сначала.
Господин1: Так тянулись ее серые дни, пока однажды...
Далее происходит диалог между Женщиной и Премьером. Эти диалоги не свя-зывают между собой пары говорящих, хотя иногда и пересекают друг друга.
Премьер: А было ли это самое однажды?
Женщина: Было. Однажды я встретила тебя:
Премьер: Однажды ты встречала всех.
Женщина: Но ты был последний. Ты был лучший.
Премьер: Ты тоже была лучшая, но ты была первая. Понимаешь, первая!!! А я так мало успел тебе сказать. Господи! Да я просто ничего не успел тебе сказать! Ты стала для меня всем, я полюбил тебя больше жизни. Я хотел быть с тобой и только с тобой. Я был так счастлив! Какого черта, на роль своего последнего лю-бовника ты выбрала именно меня? Я тебя спрашиваю? Тебе захотелось умереть красиво? А ты когда-нибудь видела, чтобы люди красиво умирали? Ты же знала, что умрешь, ты всегда это знала.
Господин1: Так тянулись ее серые дни, пока однажды...
Женщина: Так тянулись мои серые дни, пока однажды из глубины зеркал вдруг вы-пало мое собственное отражение, и кое-что стало совершенно другим, а имен-но - я сама. Просто в тот вечер под барабанную дробь дождя мой врач вынес мне смертный приговор - рак. И, умывшись сле-зами, до бесконечности осознав свое предназначенье, я поняла, что последний божественный дар, который каждый человек получает перед смертью это - откровение.
Премьер: Но, почему-то, твое откровение слишком откровенно и слишком при-земленно. Неужели кроме любви и отношений в твоей жизни ничего не было?
Женщина: Конечно, было, милый.
Премьер: Ну:
Женщина: Это был ты.
Премьер: Конечно, я и все твои предшествующие мужчины. Просто я был по-следним, причем, ты знала об этом. И ты упивалась чувствами как никогда пре-жде.
Женщина: Я никогда ими так не упивалась как с тобой!
Премьер: А мужчины?
Женщина: Что - мужчины?
Премьер: Но ведь они были. Они всегда были в твоей жизни и твоих мыслях. Ты не можешь этого отрицать!
Женщина: Да. Мужчины в моей жизни, конечно же, были. Но я только сейчас понимаю, что на самом деле их не было и что они - всего лишь шалость моего воображения, ко-торая воплотилась в жизнь, благодаря глупой случайности или случайной глу-по-сти судьбы. Просто мне так хотелось быть кому-то нужной и кем-то любимой, что было уже не важно: кому и кем.
Премьер: Это я все понимаю. Но ведь ты никогда не довольствовалась кем-то одним. Один это для тебя так мало. В мужчинах ты всегда ценила их количество.
Женщина: Да. Иногда их было много. Даже слишком много для меня одной, но я этого не замечала: я просто радовалась. В то время самую большую радость мне прино-сила возможность не оставаться наедине с собой, поэтому я так отча-янно стара-лась познакомиться, понравиться, зайти в гости и остаться на ночь. Главное - чтобы  кто-то был рядом. И порой было не так уж важно насколько этот кто-то красив или хотя бы умен, и сколько перед этим было выпито. Я была очень нераз-борчива в мужчинах: бременский музыкант и принц на белом коне представлялись мне героями одной сказки.
Премьер: Ты меняла мужчин, как цветы в вазе. Ты никогда не задумывалась о том, что они чувствуют и о чем мечтают. Они были твоими живыми игрушками. Тебе не было даже интересно узнать, что представляет собой твой новый воз-любленный и чем он занимается. Впрочем, кто будет твоим новым возлюблен-ным, тебя тоже не очень интересовало.
Женщина: Я никогда не любила обременять себя выбором, тем более что речь шла о самой непостоянной вещи на свете - отношениях. Спасала только крайняя разбор-чивость в связях. И хотя постоянный поиск совпадал с наличием постоян-ного лю-бовника, я всегда заранее знала, что с заменой действующих лиц ситуа-ция вряд ли изме-нится. Но, несмотря на все это, я очень благодарна тем мужчи-нам, которые были в моей жизни. Они вырастили меня, научили жить и сделали мне самый до-рогой подарок - меня саму. Женщина выдерживает паузу. К ней подходит Господин1 и с нежностью берет ее за руку. Происходит развитие отношений Женщины с Господином1; но зрителю понятно, что роман Женщи-ны и Господина1 был в прошлом. Действие происходит на глазах у Премьера, но он не может принять в нем участия, т. к. это по сути своей рассказ о прошлых событиях ее жизни. Женщина и Господин1 вспоминают свой роман.
Женщина: Ты всегда был лучшим человеком в моей жизни; единственный из всех моих мужчин, к кому я никогда не испытывала романтических чувств. Па-радокс, но именно ты был моим лучшим любовником и другом.
Господин1: Все твои шалости и капризы были указанием к немедленному ис-полнению, твои слезы были трагедией всей моей жизни, а твоя улыбка - светом.
Женщина: До тебя я думала, что счастье - это когда любят тебя, потому что то-гда тебе хорошо. Но я ошибалась. Счастье - это когда любишь ты. Испытывая чувства, ты живешь. Живя, ты испытываешь чувства. Чужая любовь, как чужая жизнь - инте-ресно, но недолго; напоминает пресный пирог: одного куска доста-точно.
Господин1: Это были странные отношения. Они ставили нас в чудовищную за-виси-мость друг от друга.
Женщина: Я всегда понимала, что никто и никогда не позволит мне столького, что никто и никогда больше не будет плавать со мной в пучине моих бесконеч-ных комплексов и давно пережитых детских обид.
Господин1: Мы постоянно купались в грязи наших, как нам казалось, несчаст-ных судеб и ловили от этого испепеляющий ма-зохистский кайф. Одержимость болью и страданиями связала нас крепче любой страсти.
Женщина: Мы стояли на вершине морального уродства и разложения. Но это было приятно. Никто не хотел ничего менять, никто не хотел ничего делать. И ты назы-вал это любовью. А мое чувство к тебе было такой гремучей смесью, что я даже не могу пол-ностью перечислить все составляющие. Я испытывала все: жа-лость, благо-дарность, физическое влечение, ненависть, равнодушие, зависи-мость, страх, пре-зрение, сочувствие, привязанность, но любовь - никогда.
Господин1: Мне не нужно было общаться с тобой. Я только сейчас это понимаю: я тратил на тебя слишком много времени и сил. С тобой я привыкал постоянно ис-пытывать очень сильные эмоции; вряд ли кто-то будет способен в ближайшие не-сколько лет заставить меня переживать подобную силу чувств по отношению к нему. К нему :
Женщина: Жаль, что ты не гомосексуалист. Ты очень похож и очень мил для этого: Мы с тобой слишком долго лелеяли наши одиночества: я - твое, а ты -мое. Мы не могли быть вместе, но и быть порознь мы тоже не могли, - боялись. Ты - потерять меня, я - потеряться.
Господин1: Жаль, что я потерял тебя. Все женщины после тебя уже ничего для меня не значили:
Господин1 подходит к Господину2 и берет его за руку.
Женщина: Но все это только сейчас кажется мне таким простым и понятным, просто потому, что когда-то это было пережито. И только теперь я понимаю, что все еще впереди и уже можно никуда не спешить, что многие проблемы по боль-шей части глупы и наивны, но, к сожале-нию или к счастью, это стало очевидным только сейчас.
К женщине подходит Премьер. Они вспоминают свое прошлое.
Женщина: Я плохо помню нашу первую встречу: тусклые очертания малозначи-мых событий. Какие-то совершенно незнакомые люди, безумие музыки и немно-го пива - первый в моей жизни квартирный концерт. Отчетливо помню только твои губы, потому что первое, что я увидела - твой рот, твою улыбку, этот неж-ный цветок с розовыми лепестками, который дарил ок-ружающим божественные звуки своего голоса. Так получилось, что я сидела к тебе ближе всех. Так полу-чилось, что я чего-то ждала. Так получилось, что ты тоже чего-то ждал. Просто так получи-лось: Позднее я записала в своем дневнике "Это был сон. Это была явь. Это было, но этого не было:". Очень чувственный роман, очень красивый. Знаешь, только с тобой я поняла, что такое любовь.
Господа 1 и 2(меняясь поочередно): Любовь - это чрезмерное чувство; порой даже слишком, чтобы переживать его одному. Для этого, как ни для чего другого нужны двое. Только в единстве можно познать гармонию и только в гармонии - единство.
Женщина и Премьер, глядя друг на друга и стоя на коленях.
Женщина: Вы  - мой и в эту ночь пусть поменяются правила, и неизвестность станет ближе и роднее. Вы появились как в старом добром романе и смутили мою безмятежность. Вы - милое дитя, которое очаровывает своей ангельской улыбкой все больше и больше. Вы - моя лучшая и любимая тайна; моя воздуш-ная страсть, сотканная из паутины чувств. Вы - мое испытание, мое самое пре-красное и сладкое препятствие, о кото-рое хочется споткнуться. Вы - музыкант, играющий на струнах моей души. Не разменивайте свои губы и свое тело на слу-чайных прохожих, так без-лико знакомых и так грубо желающих Вас! Это все о чем я могу просить. Не от-давайте Ваше тело и мне, ибо я безумно хочу его. Я так дерзка в своих желаниях, и я так лелею в тайнике души воспомина-ния о нашем первом поцелуе, что имею право просить Вас не отвечать мне взаимно-стью. Наша страсть прекрасна: она освобождает от оков обыденности и возвышает. Ваша душа - хрусталик, лежащий у меня на ладони, - переливается всеми цве-тами радуги и дарит безмерное ощущение счастья.
Не ищите во мне друга.
Не ищите во мне ангела-спасителя.
Не ищите во мне опасность.
Не ищите во мне тепло.
Не ищите во мне печаль.
Не ищите во мне радость.
Не ищите во мне слезы.
Не ищите во мне улыбку.
Не ищите во мне меня саму,
А ищите во мне только губы, ибо женщина - это только губы; хотя, мо-жете по-пробовать поискать во мне душу или что-то другое (на Ваше усмотре-ние).
Премьер: Дорогая. Да! Именно дорогая, потому что ты мне очень дорога, дорога и еще раз до-рога! С твоим появлением вся моя жизнь так сладко пахнет твоими духами. О господи, этот запах. Я постоянно ощущаю твое присут-ст-вие. Я знаю, - ты всегда где-то здесь, ты рядом, даже когда ты не со мной твое отражение стоит у меня за спиной и слегка улыбается. Сейчас я обернусь, но увижу лишь слабо освещенную ком-нату, и никого рядом. Больно, но я стал уже привыкать. Не знаю, что было бы со мной, если бы я не встретил тебя в то воскресе-нье. Не хочу об этом думать. Я потерпел страшное крушение, моя душа тонула в ледяной воде, но ты явилась для нее райским, спасительным островом посреди бескрайнего океана. Поверь, мне оставалось недолго. Ты ангел. Этого достаточно. Не знаю точно, что со мной происходит, но точно знаю, что со мной точно что-то происходит. Хочу, хочу, хочу, хочу, хочу, хочу, :, хочу тебя. Так нежно и так страстно мое желание. Я безумно хочу тебя! Хочу, чтобы была ночь, хочу лежать и обни-мать тебя, хочу говорить с тобой шепотом в уснувшей тишине, хочу, чтобы эта ночь длилась вечно. Чего-то я все хочу и хочу. Прости! Надеюсь, такой от-кро-венностью я не испугал тебя. Просто очень кружится голова. А вообще я ничего. Довольно терпимое насекомое, как и все скорпионы. Зна-ешь, ведь я здорово изменился за последние месяцы. О, если бы ты знала, каким я был раньше. Но черт с ним, с прошлым. Больше никогда не вернусь в тот мир. Спасибо тебе за то, что ты есть - мой порочный ангел. Тихо играет му-зыка. Я закрываю глаза и представляю сладкое касание твоих губ : Боже! Ты представляешь! Мне больше ничего не надо, только это волшебное, исцеляющее касание! Вот только голова кружится. Наверно стал много употреблять спирт-ного. Надо завязывать. Прости, если сможешь, за излишнюю откровенность, за то, что с Вами на "ты", и за эти несвязанные, отрывистые мысли. Просто очень кружится го-лова: от тебя.
Премьер:              О, женщина, похожая на сказку,
                Ты черное смогла встревожить белым.
Господа1 и 2:       Но чувства, получившие огласку,
                Становятся бессмысленнейшим бредом.
Все хором: Браво!
Премьер:              Пустые разговоры.
Господа 1 и 2:       Сказки о любви,
                А за спиною - горы.
Премьер:              И горы - впереди.
Женщина:            И мне взбираться трудно,
                Я падаю в бреду,
                Но только почему-то
                По-прежнему иду.
Господа 1 и 2:                Мы смотрим и смеемся.
Женщина и Премьер (хором):   А мы кричим в ночи.
                Мы больше не вернемся.
               Так лучше  промолчим.
Женщина:             Огромный и пустой,
Ты - океан любви безбрежный.
Я угадаю твой пароль
Как ангел чистый и безгрешный.
Я нарисую облака
На небе на твоей ладони.
Дорога скачет в никуда
И утомились мои кони.
А я иду - покоя нет.
Хоть ничего уже не нужно
Ступать стараюсь точно в след,
Что ты оставил равнодушно.
И это здорово!

Премьер:               Любви своей вина, прошу, - налей
В посредственность послушных будней,
Смешав в моем бокале серых дней
Всю красочность чужих затей,
Реализованных как будто.

Господа1 и 2:        Искусственный запах последнего лета
                В чужих и заштопанных болью глазах.
                Пиковая Дама целует Валета
                С холодным волненьем в горячих слезах.
                Безумные мысли в безумии новом
                Спешат возродиться из пепла судьбы,
                Скрывая любовь под уютным покровом
                Всезнающей, помнящей все темноты.

Премьер:              Лист трепетом украсит позолоту
                Листвы, уже опавшей до него,
Отдавшись с плавным вздохом развороту
Забытой книги : больше ничего
Не надо вспоминать и думать
Все так же бесполезно, как и ждать :

Женщина:             Крик сумасшествия бросается с горы.
                Ты опускаешься на дно пустого моря.
                Тебе я посвящаю свой порыв,
                Свой первый реквием тоски и горя.
                Поставлю свечку и сниму покров
                С того, что называлось раньше ночью.
                Одежда в клочья,
                Губы в кровь:
Премьер:               Сомнение, тревожащее душу,
Молчание о брошенных всерьез
И праздно прожитых
Божественных минутах
Под шелест лепестков увядших роз.
Какой финал!
Придумать не сумел бы
Такой безумный и бездарный фарс о наших чувствах.
И не надо искать твой взгляд среди гримас.

Женщина:             Конец.
Жаль, не было начала,
                Но я с тобою заново сыграла
Забавный фарс,
Чтоб веселее жить.
Кругом развесила гирлянды, свечи
Зажгла везде и каждый вечер
Учусь беспечно проводить.

Премьер:               Я вхожу в пустоты моря,
                Я ищу твой мертвый образ.
                Как хочу я вспомнить снова
                Все, что было так недолго,
                Все, что было так недавно,
                Но как прошлое столетье
                Вдруг исчезло безвозвратно,
                Не оставшись даже в сердце.
Женщина: Я вошла в эту комнату
                С окровавленной дверью,
                Свой предчувствуя страшный исход.
                Крест сорвался с прострелянной шеи,
                И промямлил о смерти урод.
                На коленях молились косматые тени,
                И вопили звезды в ночи.
                Я спросила Его - "Вы меня не забыли?"
                Но ответ был одно - "Помолчи".
                Черный цвет, заполняя пространство и время,
                Просочился в сознанье мое.
                Я увидела ясно свой крест и могилу,
                И безумное чье-то лицо.
                Это было написано в божьих страницах,
                Это все к чему жизнь приведет.
                И, невольно от дикого ужаса вскрикнув,
                Я увидела слезы и кровь.
Премьер: Раньше хотелось чуда,
                Потом возвращения в рай.
                Я все это скоро забуду,
                Только ты не умирай.
                Смеется пустыня, и годы прощаний
                Слились для меня в одно.
                Я не верю в само расставанье,
                Пока оно не пришло.

Женщина: Не хочу умирать,
                А хочу остаться,
                Даже если мне придется скитаться,
                Даже если боль - это мой удел,
                И по мне панихиду
                Скорбный голос спел.
                Золотые дни на небесах,
                Золотые слезы в чужих глазах.
                Чья-то смерть - далекий чужеродный факт
                И уже не важно, что есть рай и ад.
                Солнце грозно смотрит,
                Ветер бьет сильней.
                У него спрошу я о судьбе моей.
                Черная могила или белый гроб,
                Где лежит любимый -
                Что же меня ждет?
                Солнце засмеялось,
                Ветер перестал.
                "Сколько мне осталось? " -
                Голос прошептал.
                Серые деревья в предрассветной мгле
                Охраняют разум, изменивший мне.

Премьер: Она умирала. Никто из нас не говорил об этом, лишь напряженная ти-шина ожидания напоминала о скором и, увы, неотвратимом расставании.
Господин1: Ее движения носили на себе отпечаток смерти.
Господин2: Они были тяжелы и болезненны.
Господин1: Лицо превратилось в блеклое невзрачное пятно.
Премьер: И только губы. Губы: резко очерченные, такие нежные, страстные, же-ланные и... мертвые, связывали ее с внешним миром.
Господин2: Волосы потускнели.
Премьер: Но в этом была своя таинственная и необъяснимая красота: темная рамка, окаймляющая белое облако. Как два чужака мы бродили по огромной квартире и опасались случайной встречи взглядов. Она ждала свою смерть и не хотела, чтобы я тоже этого ждал. Мне нужно было так много ей сказать, но все ее существо противилось любой попытке сближения.
Господин2: Иногда она оживала.
Господин1: Наносила на щеки тонкий слой пудры и духов, сильно красила губы.
Премьер: В такие минуты я узнавал в ней прежнюю ее и боялся этих резких пе-реходов. Она чувствовала мой страх и снова погружалась в себя.
Господин1: Через неделю ее не стало.
Гаснет свет. Через некоторое время он резко включается и на сцене уже полно народу. Премьер в окружении женщин, он очень весел, но вдруг бросается к краю сцены и кричит.
Премьер: Ты конечно уже умерла.
                Даже стекла мрачно молчат.
                Я хочу посмотреть на тебя,
                Но они пропускать не хотят.
                Я ломлюсь в закрытую дверь,
                Я кричу и схожу с ума.
                Почему - я понять не могу
                Мне опять не хватает тебя.
Безмолвные перестановки актеров на сцене. Премьер молча выражает свои чувства. Ему нужно время, чтобы продолжить.
Премьер:
Я не волнуюсь: нервами не в силах
Судьбы связать порвавшуюся нить.
Слова - кресты - уверенность в могилах
И неспособность что-то изменить.
Что пережито, - вырвано, забыто,
Обращено в нелепость. Суетой
Наполнено разбитое корыто
И маленькой (колоссальнейшая пауза) несбывшейся мечтой.
Господа1 и 2:
Крест - это роскошь. Наслажденьем
Боль тает на чужих устах,
Испепеленных вожделеньем,
Давно изведанным во снах.

Так не кичись своей свободой:
Она не суть и не удел.
Смешавших ненависть с заботой
Крестов, несущих беспредел.

Толпа отходит на задний план, повторяя "Одиночество". Премьер один в цен-тре сцены. Господа1 и 2 подают ему книгу со словами "Вот ваш дневник".
Премьер: Я иду вперед. Иду машинально, не задумываясь. Я безжалостно рву тонкие нити памяти, связывающие меня с прошлым. Они поддаются с трудом и во всем теле остается болезненный отголосок даже от самой тоненькой ниточки. Я пытаюсь усмирить эту боль, до умопомрачения, повторяя, что я сверхчеловек, будущее всего мира и что без меня нельзя. Да, я жертва, страшная, безумная жертва, но я знаю, что результат будет огромен, и я не могу подвести человечест-во. Не могу. Мои сухие губы упорно повторяют о долге. Я начинаю видеть цель, но, увы, - это пока только иллюзии. Шаги по раскаленной земле даются все с большим трудом, но разум движет мной и я подчиняюсь ему, хотя понимаю, что не выдерживаю. Вороны начинают слетаться, вероятно, предчувствуют мой ко-нец. Я не сдамся без боя! Мое тело ноет от боли порванных нитей, я слишком много потерял и ничего уже не смогу вернуть. Я пытаюсь отогнать дурные мыс-ли, хотя отчетливо осознаю, что - обречен. Мне нечего терять, мне даже нечем поделиться. Я как безжизненная планета, вылетевшая за пределы возможного. Что дальше?! Мои идеи и идеалы превратились в пустые и безжизненные слова. Неужели ради них я от всего отказался! Ради этих примитивных и доисториче-ских мыслей я потерял все, даже самого себя. Но надо идти. Пусть нет точного пути, пусть мой механизм дает сбой - я должен. Впереди меня ждет новое, свет-лое и прекрасное будущее всего человечества. Я в это верю. Нет, я в это свято верю. Потому что иначе просто не может быть. Молчите! Я не хочу умирать за пустые слова. Хвалите меня, гордитесь мной, ведь мне осталось совсем немного. Дайте мне частицу вашего счастья, обогрейте меня вашей любовью. Как больно! Она слишком горяча. Я привык к холоду. Не удивлюсь, если мое сердце превра-тилось в лед. Нет, так нельзя. Надо верить. Верить и ждать. Люди! Я вижу свет. Свет впереди. Ноги не слушаются меня, но я должен. Я задыхаюсь: Я ползу, но я могу думать и осознавать. Я дойду, доползу. Я проделал слишком длинный и тяжелый путь, чтобы остановиться перед самым главным. Вот она - блаженная победа. Считанные метры, но с каким трудом. Мне нельзя отдыхать. Люди, по-следние шаги и вот.: Какие красивые камни перед этим великим, какие они чу-десные, я умру, чувствуя их спиной, оставив на них частицы моего взорвавшего-ся мозга. Ползу. Край. Люди, я сделал это, я знаю то, к чему вы все всегда стре-мились, - я вижу это наяву. Я могу описать вам это. Я имею воочию представле-ние о вашем светлом будущем, и я открою вам этот секрет перед смертью. Хотя и секрета-то тут особенного и нет, но все же, слушайте, идеал всего заключается в том, что:
Сзади подходит толпа и обступает его полукругом. Они обрывают его фразу громким хлопаньем. Ото всех отделяется Господин1 и подходит к Премьеру.
Господин1: Его голос потонул в громких и продолжительных аплодисментах. Кому нужна его правда, кроме него самого? Кто пойдет на жертвы ради полного познания истины? Вы, они, мы? Слишком рано. Пусть пройдет время и тогда другие, уставшие от хорошей жизни или от безысходности, совершат этот путь. Но наивно полагать, что и их кто-то услышит. Нам не нужна полная правда, - это больно и безнадежно. Дайте нам красивую ложь с крошечной частичкой этой са-мой правды, - и мы усвоим ее. Но не давайте слишком много правды - мы умрем от несварения, и оставшиеся в живых отбросят ее еще дальше, чем вы шли за ней. Не думайте,   что сможете осчастливить все человечество - у вас не полу-чится, так сделайте счастливой хотя бы только собственную судьбу, и пусть каж-дый поступит так и, честное слово, вы добьетесь куда больших результатов.
От толпы отделяется Генерал.
Генерал: Но вы глухи. Вы твердо решили идти за правдой? Что ж, возможно вы ее увидите, но только, к сожалению, это будет последним в вашей жизни. Мол-чите? Вы все еще надеетесь воздействовать на массу? А разве жизнь не научила вас? Вы совершаете великий подвиг, но перед тем как отправиться в путь, я хочу вас спросить: а действительно ли вы готовы к этому? Обратного пути нет. Вы молчите. Ну что ж видно такова ваша судьба. Прощайте, а мы выпьем за вас - как никак существенный повод. Все достают стаканы и разливают вино. Иди-те! Но все-таки, черт побери, как хочется надеяться, что вы вернетесь!
Все чокаются и пьют. После одного глотка поворачиваются спиной к Премьеру и выливают вино через левое плечо.

Действие 4

Премьер отстраняется от всех, наблюдает за ними со стороны.
Премьер: Как свежо в памяти, а кажется, что прошла целая жизнь. Когда это было? Тьфу, черт, не помню. Тогда мне было 23, а сейчас, кажется, 25... Давно... Слишком давно. Я выписываю странные иероглифы на безупречно чистых стра-ницах жизни. Я вникаю в суть бумажной безмятежности и покидаю этот мир. Как прекрасно уметь отключаться от обыденности! Когда ты можешь хоть на миг забыть о своих проблемах и покинуть оболочку души в виде тела. Я смотрю на свое тело как на нечто бытовое: стол, стул, кровать, мое тело. Вот оно дышит, ходит, разговаривает, а его душа с высоты своего положения наблюдает за ним.  Интересно, что у них там... Я хотел бы посмотреть на них поближе. Я знаю, что сказать им, я видел вчера одну сцену, эпизод, мелочь, но она потрясла меня до глубины души. Слепой искал монету. Все опускаются на четвереньки, что-то ища. Премьер как бы эта монета. Она была где-то совсем рядом, он чувствовал ее бесценное присутствие, но никак не мог найти. Она лежала и смеялась, видя всю комичность этого поиска. Она - мелкая и ничего не стоящая, играла для него роль ужина, который он заработал в течение долгих часов, проведенных у старой церкви, в ожидании добрых прохожих. Что такое счастье, и бывает ли оно мате-риальным? Бесспорно, подайте ему эту наглую монету. Подает им руки, касаясь попеременно каждого. И вы увидите, как оживут эти мертвые глаза. Вот оно. А вы говорите, что деньги не главное. Он умрет без них, а с идеалами или без, пра-во, могильщику все равно. Так подайте ему эту бесценную монету, и он будет проповедовать ваши мечты, и вы умрете с мыслью о том, что вы не один.






Действие 5

Премьера уводят в глубь сцены. От толпы отделяются три господина и подхо-дят к краю сцены.
Господин1: Я признаю, что наш образ жизни слишком шикарен и беззаботен. Мы не приносим стране прибыли. На нас уходит больше, но я, осознавая это, ни за что не согласился бы променять свое теперешнее существование на идеи. По-чему он ушел?.. оглядывается на Премьера.
Генерал: Он оказался сильнее нас. Насчет ума с точки зрения комфорта можно поспорить, но я понимаю его. Мы попытались создать из него послушный меха-низм, а он остался живым человеком. Да-а.
Господин2: У него была великолепная сестра. Одному Богу известно за что... Бедный парень, он сошел с ума.

Действие 6

Премьер начинает произносить слова из глубины сцены. Постепенно он при-ближается к зрителю.
Премьер: Я отчетливо помню запах ее мокрых волос. Я вспоминаю его всегда, когда чувствую запах крови. Кровь... кровь окрасила ее прекрасные золотые во-лосы в безобразный и извращенный рыжий цвет. Лицо, наполовину залитое кро-вью, было спокойно и мертво, но кровь продолжала литься. Она стекала с головы на траву, смывая грусть и последние печально неизбежные мысли с ее широко раскрытых глаз. Я даже не смог поцеловать ее на прощанье. Могильщик небреж-но набросил ей на голову грязную тряпку и, грубо выругавшись, оттащил ее за ноги. На этом месте больше не растет трава. Маленький пустой островок, на ко-тором была ее голова, навеки чтит память молодой женщины. Так почему она умерла? - часто спрашивают меня, когда я пытаюсь отделаться от вопроса о смерти сестры. Все окружают его и кивают головами в знак согласия с его сло-вами. Почему? Потому, что она была безжалостно красива, а это, как известно, ранит не только сердца... все разочарованно расходятся. Моя милая, ты спишь вечным сном и не видишь моих страданий. Они считают меня твоим убийцей. Им так легче. Пусть. Мне все равно, мне уже все равно. Появляется призрак се-стры. Он подходит к Премьеру и гладит его руку. Он гладит ее волосы. Ты не ответила взаимностью какому-то безнадежно влюбленному в твою плоть мясни-ку. И он решил силой взять то, что ему никогда не принадлежало. И никто не смог тебя защитить, потому что ты была одна. И никто не смог ничего для тебя сделать: а ты не смогла себя простить: и умерла от одиночества, боли и раз-очарования в людях, а, прежде всего, в самой себе:Премьер и призрак сестры уходят вглубь сцены. Премьер, уходя, произносит последнюю фразу. А я так и не смог себе простить, что нашел тебя именно я:



Действие 7

На переднем плане (сбоку) стоит кресло, в котором сидит женщина, за ее спи-ной мужчина. Он шепчет ей что-то на ухо, она громко смеется.
Дама1: Какой вы шутник. Ну все, хватит. Вы можете быть хотя бы на минутку серьезны?
Господин1: Только на минутку и только ради вас. Целует ей руку. Другая дама, накидывая вуаль, проходит через всю сцену.
Дама1: Куда ты, дорогая? Что случилось?
Дама2: Сегодня ровно два года как она умерла.  Я хочу побыть с ней в эту ночь.
Дама1: Это ужасно. Это ее сумасшедший братец виновен в ее смерти. А по виду нельзя было сказать. Как обманчивы люди. Я до сих пор не могу этого понять.
Генерал: Но ведь его вину не признали. Полиция отпустила его из-за не доказан-ности улик. Это был лишь общественный суд, который приговорил его к пожиз-ненному изгнанию.
Дама1: И вы верите, что он не виновен? Кто же еще мог это сделать? Я ненавижу и презираю его как самую ничтожную тварь!
Кричит. Шум голосов стихает.
Дама2: Замолчите! Какой смысл во всех ваших словах. Он любил сестру, но, в любом случае, сейчас она мертва. Спокойной ночи.
Уходит. Тишина. Возобновление веселья.
На переднем плане два господина.
Господин2: Вот вы говорите о гуманности по отношению к животным, а как же люди? Я помню его лицо в тюрьме. Это было ужасно. Он был болен, а мы ждали от него признания. Как жестоко!
Господин1: Он был совершенно нормален. Он смеялся над нами. Хвалился сво-им кровавым подвигом. Это был сатана во плоти.
Господин2: Мать, потерявшая любимое дитя, тоже теряет разум.
Господин1: Вы путаете разные вещи. Он намеренно это сделал. И его веселило отчаянье в наших глазах.
Господин2: Как вы его ненавидите. Даже если это он, то, смею вас уверить, он сполна за все заплатил, и Бог уже простил его заблудшую душу.
Господин1: Но все же, те несколько дней, которые он провел в тюрьме, я думаю, пошли ему на пользу.
Действие 8
Премьер.
Премьер: Кап, кап, кап... тысяча восемьсот тридцать шестая, седьмая, восьмая. Целая жизнь, полная мучительного ожидания неизбежного конца. Я - пуст. Я - обречен. Моя смерть ждет меня уже сутки и уже сутки продолжается эта борьба за выживание. Сначала я изображал припадочного, потом - сломавшего все кос-ти, а потом...  потом мне просто безумно надоела эта игра, притупляющая мое сознание. Кап, кап... Интересно, сколько им платят за это? Наверно мало, иначе они бы давно ушли на отдых. Кап, кап. Мои мозги медленно стекают с потолка, ползут по стенам, обволакивая их и заполняя собой все пространство. Этот поток не останавливается, и вот я уже по колени в своих расплавленных и несколько видоизмененных мыслях. Кап, кап - по пояс. Кап - они достигают шеи, но не ус-покаиваются и льются еще. Кап, кап - я задыхаюсь. Нет, нет! - выпустите меня! Мои руки отделяются от тела и ищут спасения. И только ржавая боль правой ру-ки отрезвляет меня.
Действие 9

За столом трое мужчин: Господа 1 и 2 и Генерал. Премьер ходит по сцене с видом умалишенного.
Господин2: И все же, не смотря на все неслыханные достижения медицины, пе-ред ней всегда будет стоять одна проблема, увы, неразрешимая проблема - это сумасшедшие. Им не может помочь ни одно лекарство, кроме яда, естественно.
Господин1: Я завидую сумасшедшим в том, что они без всякого напряжения своего "тронутого" мозга могут увидеть весь мир в обратной красоте. Если мы видим дерево, то мы видим красоту только дерева и ничего больше, а они видят в этом дереве единство красоты и гармонии всего мира.

Генерал: Передо мною белый лист
                Такой безмятежный, спокойный.
                Он до безумия чист
                На нем нет ни счастья, ни горя.
                Я нарисую на нем серое небо,
                Заброшенный дом,
                Чью-то могилу и крестик
                Поставлю на сгорбленный холм.
                Грустно и жалко - добавлю цветы.
                Синие птицы парят над землей и... стонут.
                Не удалось оживить
                Страну обреченного горя.
                Красная краска давит на мозг,
                Стекая с разрушенной крыши,
                И по листу разбрызгана кровь -
                Пейзаж посвящается Ницше.

Действие 10

Премьер садится к ним за стол.
Премьер: Я так давно не слышал нормальной человеческой речи. Умного и доб-рого слова. Эти бездарные и подлые твари, только по внешним признакам, назы-вающиеся людьми, сводят меня с ума. Делает неопределенный жест рукой. Я схожу с ума! Сидящие за столом встают и уходят. Жестикулируют. И я ничего не могу поделать. Я обречен. Я это знаю. Мне начала нравиться кровь. Я полу-чаю какое-то безумное удовлетворение, когда временами мне удается подсозна-тельно сыграть в своем мозгу блестящую роль удачливого убийцы. Я жесток. О, как я жесток! Я кровожаден, жаден до крови. Я впадаю в безумство при виде да-же тоненькой огненно-красной, до безобразия развратной струйки того, что люди называют кровью.
Действие 11

Испуганные женские крики. Двое господ в гневе, их пытаются успокоить.
Генерал: Господа, опомнитесь, вы пьяны. Оставим это на завтра.
Господин1: Нет, он умрет сейчас. Этот подлец и так слишком зажился на этом свете.
Господин2: Вы правы, мир будет гораздо чище без вас. Стреляться!
Генерал: Не имеете права! Просите прощения друг у друга и расстаньтесь с ми-ром.
Господин2: Ни за что!
Господин1: Даже при всем моем уважении к вам, генерал, я не могу.
Генерал: Как угодно. Дело ваше. Видно жизнь не представляет уже для вас ни-какой ценности. Разойдитесь. Они подходят к краю сцены. Дамы вздыхают. Ка-кой-то пьяный господин покачивается на стуле. Выстрел. Падают пьяный и стрелявшиеся. Бесславная кончина, но при их однообразной и скучной жизни даже это событие станет легендой.

Действие 12

Премьер. Ходит вокруг лежащих, пытается нащупать им пульс.
Премьер: Сейчас день или ночь? Я не различаю их. Всюду всеобвалакивающая пустота. Вокруг меня обступают стены. Они давят меня своим величием. Серые, безжизненные, безжалостные подступают они ко мне и смеются. Я различаю ед-кие смешки и шепоток каждой из них. Они все женского рода. Женщины водят вокруг него хоровод. Как проклятые старухи измываются они надо мной, душат мой крик и затыкают рот своими мерзкими заплесневелыми пальцами. Они отде-ляют меня от последних живых в этом мире. Я зажат и практически уничтожен. Где, где выход?! Белое солнце у меня над головой и своим раскатистым голосом что-то говорит. Я начинаю различать слова... предложения... смысл. Да!!! Сме-ется сумасшедшим смехом.
Женщина в черном теперь в белом саване.
Женщина: Белая капля вина на руке -
                Образ бессмысленности и надежды.
                Я утопаю в теплом песке,
                Я ненавижу цветные одежды.
                Белое небо плывет надо мной,
                Белые образы мчатся по кругу.
                Я восхожу над высокой горой,
                Я становлюсь белою вьюгой.
                Белая смерть шепчет ласковый сон,
                Белые руки ласкают мне плечи.
                Я выхожу из разбитых окон,
                Я обрываю ненужные речи.
                Спасибо судьбе, что я здесь не одна,
                Много знакомого хоть и чужого.
                Мысли - белейшие облака
                И ничего не надо другого.
                Белые строки на белой плите.
                Даты сотрутся и память забудет.
                Каждый мой вздох оживет в лепестке.
                Я завещаю - так будет, так будет.
Премьер: Всё. Я все понял. Последний божественный дар, который каждый человек получает перед смертью - откровение. Господи, прости мою душу грешную, ибо ведаю я, что творю.
Пуля в висок. Генерал подходит к Премьеру, внимательно смотрит на него.
Генерал:
                Комедия сыграна.
                В детском безумье
                Режиссер воплотил что хотел,
                Но остались актеры
                В безмолвном раздумье,
                Постигая свой страшный удел.
Генерал подходит поочередно к Господину 1 и 2, помогает им подняться.
Господин1: Под сводом шума глупостей признаний,
Порой не искренних, а иногда - смешных,
Театр выдуманных поз и состояний
То праведных, то бешенно грешных.
Господин2:Актриса - Жизнь -  в запачканных презреньем
Своих простых одеждах всякий раз
Скользит по сцене жизни отраженьем
Ошибок, дум, поступков, фраз.
Все хором: Браво! Значит, они не умерли? И все кончится хорошо? А чем все кончится? А что дальше?
Женщина подходит к Премьеру и помогает ему подняться.
Женщина:  Вопрос не праздный:
        стоит ли продолжить
        спектакль жизни - карусель абсурда,
        в котором умер Бог,
        не выдержав предчувствия развязки.
        И эта высшая трагичность откровенья
        взорвет бредовую нелепость сна,..
        и мы очнемся с криком: в чем же святость?! - Все хором.

КОНЕЦ