Цивилизация

Nicholas
Что есть цивилизация? Общественные науки пестрят на сей счет разными определениями. Во-первых, зачастую цивилизация понимается как синоним определенной культуры (древнегреческой, русской, еврейской, германской и т.п.) или широкого «культурного типа». Такой подход, в частности, проводил в XIX веке Н.Я. Данилевский (с теорией установившихся и не проникающих один в другой «культурно-исторических типов»), в XX-м ему во многом вторил О. Шпенглер («Закат Европы»); похожий подход отстаивал А. Тойнби. Во-вторых, часто цивилизация понимается как ступень общественного развития, уровень материальной и духовной культуры, господствующий на определенном этапе развития человечества (античная цивилизация, средневековая или современная цивилизация). В-третьих – как определенная ступень общественного развития того или иного народа. Так, Л. Морган, а вслед за ним Ф. Энгельс развили триаду дикость – варварство – цивилизация, понимая цивилизацию именно как наивысший тип развития общественного организма. Последний подход крепок и в нашем «обыденном сознании»: когда мы произносим «цивилизация», то обычно противополагаем это понятие дикости, неразвитости, соотносим его с развитостью, культурностью. Именно такое понимание «цивилизации» и будет интересовать нас в контексте настоящего «опуса». Более того, нас будет интересовать не цивилизация как таковая, а проблема влияния ее на внутренний мир современного человека.

     Что лежит в основании цивилизации, понимаемой «по-энгельсовски»? Можно бесконечно долго спорить на сей счет, но, на наш взгляд, споры упрутся в одну исходную позицию: основа цивилизации есть стремление человека к облегчению своего повседневного существования. Начиная от «палки-копалки» и заканчивая современными компьютерными системами все значительные изобретения человечества были направлены к «овладению природой», к подчинению собственным желаниям окружающей среды, к увеличению собственного комфорта. Не помню, кто изрек великолепную фразу «двигатель прогресса есть человеческая лень», но она видится нам вполне соответствующей истине. Человечество модернизировало производственный процесс, достигнув громадного разделения общественного труда и автоматизации производства; оно упростило систему потребления производимых благ, опутав мир причудливыми торговыми структурами; оно довело до всевозможного совершенства средства обмена информацией, связи, передвижения и т.п. И это – только малая толика возможных примеров. Иначе говоря, человечество в погоне за комфортом крепко опутало себя цивилизационной паутиной, без которой современная жизнь мало-мальски «передовым» человеком и не мыслится. Безусловно, кто спорит: покуда есть возможность облегчения условий бытия, – почему бы ею не пользоваться. Таково главное «за». Однако, тут же спрятано и главное – если не «против», то, во всяком случае, – “sic!” – с развитием своим цивилизация стала некоей автономной сущностью (будучи исходно рукотворным феноменом), который уже в определенной степени неподвластен человеческому контролю и развивается по собственным, автономным законам. К примеру, возьмем достижения человечества в области производства вооружений. Оборона государства, отечества – в принципе вещь необходимая. Однако: на лук и стрелы находится ружье, в ответ на сооружение крепостей изобретаются стенобитные орудия и «греческий огонь»; на ружье изыскивается пушка, на ту – гранатомет, танк и самолет – и так «догоняет» до производства атомной бомбы и ракетно-космических комплексов. Возможно остановить разумными усилиями человека? Конечно, да. Но, как оказывается, – только в теории. Посмотрите на современные стратегические разработки США, и многое станет понятно. Итак, человек не мыслит себя без той цивилизационной системы, в которую он сам себя вписал.

     В области духовной, культурной жизни, которая нас больше всего в данном аспекте интересует, цивилизация естественным образом накладывает на человека свою печать. Прежде человек осмыслял себя и свое место в мире в связи с Богом, природой, обществом, он воспринимал себя как частицу мирового порядка, органичную часть мира. Мышление человека было широкоохватно, горизонты его зрения были далеки. Поиску Истины, Добра и Красоты человек подчинял свои изыскания в области искусства, стремился послужить собственному рациональному устроению в науке. Безусловно, человеку не свойственно обладать абсолютной истиной, и поэтому к решению стоящих перед собой проблем разные люди в силу ряда причин подходили по-разному, что порождало богатство умственных и духовных течений – особенно на стадии «развитого капитализма». Посмотрите, к примеру, какой культурный подъем охватил Россию во второй половине XIX – начале XX столетия (в живописи ли, литературе, философии, разных сферах науки и т.п.)! Конечно, было много неправды и заблуждений, но – факт – люди стремились к собственному осмыслению действительности и внутреннему развитию, они, зачастую порвав с Богом, не переставали искать Истины, желали разумного устроения себя и общества. Был поиск! Сейчас же картина в значительной степени иная. Человек, по-видимому, решил, что с развитием «науки и техники» ему стало незачем вдаваться в подробности «природы» и тем более «Бога»; он заключил, что природа ему от души покорилась, и единственный достойный объект для изучения и осмысления – «я любимый». В человеке, исполненном сознания могущества от собственных достижений, притупилась тяга к осмыслению мира и своего места в нем. Объектом пристального освоения преимущественно стали не связи человека с объективно владеющими им силами и даже не сама природа человека в плане «самоанализа», но разного рода увеселительные, «кайфовые» стороны бытия. Посмотрите – хотя бы поверхностно, насколько захватило человека моделирование разного рода неестественностей: вся эта компьютерная графика, игры и пр. создали уже целый «виртуальный мир» (кстати говоря, любимый наш и столь нам нужный интернет также играет в этом далеко не однозначную роль) – всемирную галлюцинацию, большое бегство от действительности, конца и края которому не видно. Живой человек заслоняется постепенно «виртуальностью» (кстати, кажется мне, что есть прямая связь между развитием «компьютерной цивилизации» и ростом наркомании, алкоголизма и пр. среди современных «интеллектуалов»: компьютер, как и наркотик, способен оказывать дурманящее воздействие на человека). Последствия этого феномена пока еще не до конца ясны, но уже сейчас можно констатировать, что человек в современном обществе перестал (или стремительно перестает) видеть «собственную проекцию» в ближнем; плодится эгоизм. Конечно, это не всегда так: традиционные формы духовной жизни продолжают существовать, но они уже, по моему мнению, отмирают, ибо находят все менее резонанса в обществе. Такова уж скотская натура человека: он привык брать «что ближе лежит» – и поэтому куда приятней поиграть в «Doom», чем вдуматься в картину Рембрандта или отяготиться «резонерством» Толстого. Человек во всем стремится к «простоте», и цивилизация отгружает нам ее вагонами: в духовной жизни не в последнюю очередь. 

     Кстати, еще о проблеме связи цивилизации и эгоизма. Развитие цивилизации связано в первую очередь с развитием материального начала в человеке, ибо сама цивилизация, как уже сказано, в основании своем имеет стремление к облегчению условий человеческого существования. Человек, вписанный в современную цивилизационную систему, «впутанный» в нее, если хотите, все более начинает служить «маммоне», а не «Богу». В том и есть роковое влияние цивилизации как «автономной сущности» на человека, что она включает его в свой состав в качестве неотъемлемого элемента, подчиняет его себе. Получается роковой цикл: желание человека получить «послабление» в какой-то сфере бытия – изобретение соответствующих технических и пр. средств – обратное воздействие «средств» на человека. А т.к. «средства» и изобретены для усовершенствования в первую очередь материальной стороны человеческого бытия, то и обратное воздействие материального начала на человека становится определяющим. Отсюда – рост в человеке корыстолюбия, обострение стремления к удовлетворению биологических и пр. материальных потребностей (которые и без того лежат «у основания» человека) и все большая готовность не считаться с любыми препятствиями на пути к достижению целей. Естественно поэтому, что когда между человеком и человеком становится «цивилизационная стена», то один человек желает не служения ближнему и самоограничения в его пользу, но хочет «устранения ближнего» ради достижения выгод и благ, которые сулит цивилизация. Отсюда – девальвация моральных ценностей, падение ценности элементарных оснований этики человеческого общежития. Цивилизация усиливает ослепление человека, непонимание им возвышенной сущности ближнего, ценности человеческой личности – и даже непонимание того простого факта, что при наличии компромисса в обществе «оно спокойнее будет» – и тебе самому, и ближнему. Мы можем «ходить по головам», не понимая, что в итоге нам же это и «отольется». Безусловно, индивидуализм как принцип бытия человека отнюдь не исчерпал себя: в принципе творческого индивидуализма (или, точнее сказать – персонализма) состоит, на наш взгляд, залог развития и совершенствования человека. Однако, индивидуализм неправильно понятый всегда грозит перерасти в эгоизм, и цивилизация весьма способствует этому. Часто цивилизацию, как я говорил, понимают как синоним культуры. Однако не превращается ли она на деле в синоним варварства?

     Духовный мир современного человека чрезвычайно раздроблен. Цивилизация как организм, требующий постоянного совершенствования, порождает в своих интересах весьма узкую «специализацию» человека в его жизни. Области духовной жизни современного человека как бы оторваны друг от друга. У человека теперь нет ЦЕЛЬНОЙ духовной жизни, а есть наука, искусство, религия, мораль, философия и т.п., живущие будто бы по автономным, независимым законам. У каждой из этих сфер – мнимо различная «исследовательская компетенция». Внутри также родится обособление: скажем, внутри искусства выделены литература, живопись, музыка, скульптура и т.п., внутри литературы существуют реализм, имажинизм, футуризм, импрессионизм, сентиментализм, романтизм и прочие «-измы». В настоящих условиях сложно сыскать просто физика, химика или лингвиста: среди физиков вы обнаружите «ядерщиков», «оптиков», «механиков» и представителей еще сотен и тысяч «подспециальностей» – то же – и почти на любом ином поприще.  Безусловно, все эти различия я не желаю объявить несущественными: я просто хочу сказать, что цивилизация, «специализируя» человека, не только разобщает его на уровне общественных отношений, но и раскалывает на уровне внутреннем, внося сумятицу в его духовную жизнь; понижая сознание того простого факта, что разные ее сферы служат по сути одной цели: уяснению законов бытия мира и места человека в нем. Человек, расщепленный на духовном уровне и пекущийся чаще лишь «о хлебе едином», вряд ли сподобится заниматься собственным самоусовершенствованием, гармонизацией собственных многочисленных духовных устремлений и приведением их к «общему знаменателю». А если и займется этим, то лишь «факультативно», «для себя» – и скорее не очень глубоко. Так что имею смелость утверждать: ЛОМОНОСОВЫХ БОЛЬШЕ БЕЛЫЙ СВЕТ НЕ УВИДИТ! Конечно, если что-то не поменяется в человеке существенно.

     Итак, цивилизация во многом разрушительно воздействует на духовный мир современного человека. Она способствует переключению человека с Вечного на иллюзорное, она разрушает общественные связи, культивирует узколобый эгоизм и девальвирует положительную этику, она «фрагментирует» внутренний мир человека. Конечно, это далеко не все аспекты затронутой проблемы, и к ним можно добавить еще очень многое. К примеру, можно затронуть очень важный аспект влияния цивилизации на жизнь человека в государстве – постановку частной жизни под «стеклянный колпак» благодаря развитию средств контроля – гл. образом электронных. Однако, для выяснения пагубного воздействия современной цивилизации затронутого, наверное, пока достаточно. В итоге можно констатировать, что цивилизация понижает человеческую СВОБОДУ. Человек, осознанно или нет, «по кусочку» отрывает от себя действительную свою сущность, отдаляется от собственной природы. Падают способности человека – прежде всего – способность ощущения себя вписанным в определенный порядок мирового бытия. Человек, «овладев природой» (по рецепту Фейербаха), начинает хуже понимать ее – как окружающую, так и свою собственную. Человек «впутался» в цивилизацию и не желает добровольно выпутаться из нее. Этот процесс и его результаты – свидетельство того, как стремление к примитивно понятому «счастью», удовлетворению в первую голову собственных материальных запросов – глушит в человеке человеческое, убивает его свободу, его творческий потенциал. Парадокс: чем больше человек «творит», тем менее позитивные результаты выходят из этого.
     Однако, парадокс остается видимым, но не неустранимым. Все дело – в том, ВО ИМЯ ЧЕГО творить человеку, в направленности творчества. Человеку просто остается уяснить, что реализовывать свой потенциал необходимо во имя развития вовне собственных же положительных начал, во имя реализации в мире Истины, Добра и Красоты. Уверен, что многие видят и признают это, но немногие готовы приступить к реальным действиям в указанном направлении. Есть ли вышесказанное призыв к отказу от приобретений цивилизации? Отнюдь нет. Просто цивилизация слишком «затянула» нас, подчинила нас себе. А теперь назрела необходимость для обратного процесса – подчинить цивилизацию себе, обратить ее ко благу человека. Это – трудно. Но в преодолении этого «соблазна цивилизации», который по сути есть частное проявление соблазна «материи» вообще – собственными сознательными усилиями – и состоит одна из насущнейших задач современного человека. Пускай это покажется кому-то утопией, но для будущей продуктивной жизни человечества решение этой задачи необходимо.