Смертельный взгляд

Евгений Петрович Ганин
    Шведский король Карл XII прожил лишь 36 лет. Ему было только 18, когда он начал длинную "Северную войну".
    Русский император Пётр Великий умерил кровавые походы Карла. Россия перемолола шведскую гвардию под Полтавой и навсегда отбила охоту шведам заниматься захватническими войнами.
    Свою смерть Карл нашёл в Норвегии от меча варяга. С детства его возбуждала агония человека. Он не пропускал публичные экзекуции и, став монархом, учредил театр смерти. Наблюдая агонию умирающего человека, он получал огромное - почти эстетическое - удовольствие. Его ложа располагалась напротив лобного места. Кресла для гостей стояли по обе стороны от трона. Была и галёрка для простого люда. Спектакли театра смерти проходили часто и всегда при переполненном зале. Палачи постоянно менялись. Но заговорщики, которых было у Карла всегда предостаточно, исполняли свои роли в первый и в последний раз и без предварительных репетиций. Главные герои - смертники - никогда не уходил со сцены живым. Их публично убивали и выбрасывали на съедение собакам в королевскую псарню. Роль палачей исполняли молодые офицеры - кандидаты в элитную королевскую гвардию. Они проходили испытание кровью врагов короля. Это был их экзамен на мужество и преданность монарху. Гвардейские офицеры короля учились убивать врага легко, шутя, красиво.
    Формы казни менялись: то на сцене стояла виселица с помостом и с люком для тела; то громоздилось "лобное место"; то, иногда, сооружали временную кирпичную стену для расстрела. Но молодой король предпочитал любоваться четвертованием на подиуме.   
    Приговорённых к смерти укладывали лицом вверх; руки, ноги стягивали колодками и палач - молодой офицер - по взмаху королевского платка отрубал сначала левую руку, потом левую ногу, потом правую руку, правую ногу. Кровь стекала по устроенным жалобам. Всё было как в цирке, но ещё более страшнее. Кровь была натуральной и агония убиенных происходила очевидно. К четвертованию заговорщика Паткуля готовились тщательно и долго. Героя на роль палача выбирали тщательно среди многих желающих. На четвертование Паткуля король пригласил много гостей, среди которых были иностранные послы. Паткуль был заметной фигурой при дворе Карла. Интригами он занял пост начальника королевской канцелярии и, исполняя приказ тайного антимонархического общества, должен был зверски зарезать короля. Королевские шпионы выследили его. На допросах он не скрывал своих планов убийства, но сообщников своих не выдал даже под страшными пытками.
    Настроение у короля было приподнятое:
    - Четвертование, как всегда у нас, будет исполнять молодой офицер, - наклонился король к русскому послу. - Это у нас стало уже традицией: закалять молодых воинов кровью моих врагов.
    - Мы, - любезно ответил ему боярин, русский посол, - врагов царя нашего обычно сажаем на кол вдоль дорог, но у вас, Ваше Величество, Ваши казни происходят более цивилизованно, назидательно. Чувствуется прогресс Европы! Я бы сказал - торжественно! Непросвещённая Россия должны учиться у Запада убивать врагов наших красиво, величественно, поучительно! Так, как у Вас, Ваше Величество!..
Король улыбнулся:
    - Благодарю вас за тёплые слова, господин посол.
Швеция, цивилизованная страна. Однако уже пора начинать представление!..
     Король с многочисленной свитой проследовал в ложу. Гости почтенно расселись по креслам. Мужчины были в парадных мундирах с орденами; дамы, сверкая украшениями на бальных платьях, кокетничали. После экзекуции должен был состояться большой королевский бал.
     Под аккомпанемент барабанной дроби трубы пропели начало представления. Распахнулись ворота и на сцену солдаты ввели, закованного в кандалы, приговорённого к смерти Питкуля.
Заговорщик шёл, медленно передвигая ноги, почерневший от злости. Он с презрительной гримасой смотрел на короля. Глаза его горели ненавистью. Король не отвёл своего веселого взгляда от страшных глаз кандидата в мертвецы.
    - Хорошо играет свою роль, подлец!- подумал Карл, - но посмотрим, как улетучится твоя гордость, всё твоё мужество, когда по моему взмаху тебе отрубят все конечности!..
     Под звуки гимна Швеции солдаты распяли приговорённого на помосте. Придворный оркестр заиграл военный марш и на сцену вышел блестящий молодой офицер гвардии в парадном мундире при шпаге и пистоле. Он был молод, красив, статен: дамы в зале ахнули. Гвардеец был великолепен. Он источал мужественную молодость, красоту и храбрость. Раздались аплодисменты. Поклонился королю, затем церемониально кивнул головой публике. Было видно, что он волнуется. Юный румянец покрыл его щёки.
    - Какой страстный молодой человек! Весь дрожит!- шепнула фрейлина своей
подруге. – Он меня эротически возбуждает!
     Одетые во всё черное, с масками на лицах, ассистенты палача внесли на большом красном подносе черный топор. Молодой палач торжественно принял оружие королевского правосудия и подошёл к правой руке распятого.Наступила тишина.Палач замер с поднятым топором, выжидательно повернув лицо к Карлу XII. Король поднял руку с платком. Наступила мёртвая тишина. Платок качнулся: зашуршали барабаны; ожидание крови казалось бесконечным.
Наконец король взмахнул платочком, словно отмахиваясь от мух, и тот час же чёрный топор стремительно опустился на белую кисть правой руки смертника. Отрубленная ладонь отскочила далеко в сторону. Зал ахнул. Офицер сделал несколько шагов назад и занёс топор над ногой. Но произошло неожиданное: взгляды палача и жертвы встретились!
     Молодой человек не выдержал смертельного взгляда умирающего соплеменника, перестал владеть собой: отбросив топор в сторону, выхватил пистоль и выстрелил королевской жертве прямо в сердце.Паткуль дёрнулся и замер. Взгляд его потух.
     Карл был взбешён. Ему не дали налюбоваться агонией своего врага:
     - Позор! Ужас! Это преступление против короля! Измена!
     Монарх вскочил на ноги и почти завизжал не своим голосом:
     - Разжаловать! Расстрелять его здесь же, на месте! Расстрелять немедленно!
     Король неистово тыкал пальцем в фигуру поникшего офицера и повторял свой королевский приказ. Королевская стража тут же сковала руки гвардейца за спиной, завязала глаза и поставила молодого парня к стенке. Солдаты по взмаху шпаги выстрелили
     Гвардейский офицер рухнул без стона. В зале раздался громкий женский плач.
     Большой королевский бал был отменён. Даже Карлу XII было уже не до танцев.
     Праздник публичной казни не состоялся. Красота смерти была испорчена.