К вопросу о русских батюшках

Nin
NIN
К вопросу о русских батюшках
(отрывок из письма).

 Здравствуй.
 Мыслей для письма накопилось много. Думаю, получится очень скомкано и
сумбурно. Как бы то ни было...

1. Эта вещь мне показалась тенденциозной; ведь как мы все любим грязь,
причём, и сами пачкаться, и других в ней валять.
Творчество в основной своей массе стало больше деструктивным, нежели
созидательным, а жаль. М.б. это и предвзято, но мне почему-то так не кажется.
"Простор открыт и ничего святого" поёт Е.Летов. И так оно и есть. Понятия
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ уже не осталось, почти не осталось. Примеров тому сколько
угодно, да и не мне тебе объяснять. Всё это банально, всё это так,
"sad but true"; стоит посмотреть купленное американцами телевидение и
всё станет ясно: кто кого и как... Это настолько банально, что мне
даже как-то совестно об этом писать.

2. Так вот. Одно из немногого, что у нас ещё осталось -- это
Православие, не ВЕРА (потому что она уже давно умерла в душонках
большинства людей, и эти "безверцы" ещё и способствуют её дальнейшему
издыханию в душах своих сограждан). Это то СВЕТЛОЕ, та самая свеча,
что горит во здравие всех нас, раздолбаев. "Я зажёг в церквях все
свечи, но одну, одну оставил, чтобы друг в осенний вечер да по мне её
поставил, чтобы дальняя дорога вдруг короче показалась, чтоб душа,
вздремнув немного, вновь в Россию собиралась..." То-то и оно.

3. Как-то где-то около года назад пригласил в гости одного батюшку.
Обычный русский батюшка, под 30 ему. Грамотный, хорошо знает русскую
историю, литературу, историю культуры. Говорил он о том, что
когда-нибудь, быть может очень даже не скоро, Россию спасёт ВЕРА.
Говорить с ним было приятно, тем паче в веру он не обращал. Он говорил
почти то, что я сейчас. И если извилин на то, чтоб это зацепить, хоть
немного понять, у меня тогда хватило, то принял я это только недавно.

4. Слово патриот стало чем-то постыдным, а когда русский
говорит, что он гордиться тем, что он русский, то все как-то
корёжатся и обзывают его радикал-националистом. Зато прочие народы
кричат (благим) матом, что де русские сволочи их притесняют
и ограничивают "права нации на самоопределение". И им все согласно
кивают, им все искренне сочувствуют... Только почему-то при этом все
забывают про самих русских.

5. Ещё о батюшках. Это ведь тоже люди, со всеми их "плюсами" и "минусами".
Одно "но": считаю, что батюшка может сомневаться в себе, но не в Боге.
Он должен так же сердечно и истово служить людям, как служат учитель и врач.
Вне зависимости от зарплаты и прорвавшейся водопроводной трубы в его
полузатопленной квартире. 
   По поводу Лилиблэковского "В церкви". Я согласен, что Лилиблэк написала правду, что ТАКИЕ
батюшки есть, и из-за их нерадивости может пропасть вера.
Но их намного меньше, чем многие хотят думать. Хотя это может быть моей
иллюзией, в которую я искренне верю.
   Как я понимаю, слово "поп" стало пренебрежительным где-то в середине
XIX века, когда в церкви полезла всякая сволочь, не знающая чего она
хочет, не верящая в Бога, не боящаяся его и решившая пожить на дармовщинку
лёгкой жизнью. Но кто сказал, что церковь, монастырь -- это спасение
от мира: нагадил, не понравилось, устал бороться и пошёл спасаться в
монастырь "от суеты мирской"? Ведь это глупо, подло наконец. Я верю,
что большая часть ушедших в монастырь совершают ещё больший подвиг,
ведут ещё более ожесточённую борьбу и опять-таки моляться за всех нас,
грешных раздолбаев, а мы их за это обгаживаем, типа: "катитесь вы со
своими молитвами за нас и попытками нас спасти, мы в ни в вас, ни в
молитвах ваших не нуждаемся; мы тут, в миру, страдаем, ишачим (и на вас
тоже), а вы там сидите, плюёте в потолок, хлебаете кагор и закусываете
просвирками. "В день по пескарику и за пескариков у Бога жизнь вечную
купить" (так, кажется, у Достоевского в "Бр.Каромазовых")". Но ведь не так
всё это, хотя и люди разные бывают -- порядочные и не очень.

Ладно, замолкаю, бия себя по рукам. Решил перестать, иначе это
долгая история. Всё, о чём я здесь написал, я понял не так давно.

Теперь те два факта, о которых в прошлом письме упомянул.

1. Смотрел я историю Православия на Колыме. Оказывается,
(географическую карту Северо-Востока Якутии посмотри, чтоб масштаб
осознать ;)... оказывается, что на весь наш район (или как тогда это
называлось? -- волость? не знаю) в начале 20-го века был всего
один батюшка, и он НА СОБАЧЬЕЙ УПРЯЖКЕ обьезжал 3-4 прихода! Это как же
нужно любить Бога и людей, чтобы в 40-градусный  мороз ехать в пургу
по безлюдной совершенно тундре за десятки вёрст в приход, который
посещает 30, много 50 человек?!

2. На территории Нижнеколымского р-на было 2 церкви и одна часовинка.
Так вот, церковь в Нижнеколымске во времена советские растащили на
стройматериалы и собрали из них дом пионеров; правда потом это здание
стало библиотекой. Тут ещё такое: строевого леса (да и вообще леса)
здесь почти нет.
               
   Напоследок чуть о себе: я человек не набожный, пост не соблюдаю, в
церкви бываю нечасто, но подобные вещи меня всегда потрясали и всегда
вдохновляли. Ведь светлого и жизнеутверждающего вокруг нас не так уж и
много. Вот и всё, что хотел сказать.

18 мая, Нижняя Колыма.