Чукотские песни на Юге России

Александр Масалов
20 апреля 2001 года в донской публичной библиотеке состоялась презентация романа Натальи Старцевой «Мне не больно». Но вряд ли это станет событием для донской литературы. Разве что по принципу: на безрыбье и рак рыба.
Откровенно говоря, я об этом мероприятии ничего писать не хотел. Творчество большинства донских авторов для филологов и рядовых читателей ценности не имеет. Заинтересоваться могут только психиатры, социологи и гурманы, которые читают графоманщину, выискивая головоломные перлы, чтобы безмерно поприкалываться...
Но потом передумал. Уж слишком Старцева отличается от среднестатистического донского автора. Те - тихие и незаметные. Выпустят брошюру крошечным тиражом, обожгутся, попытавшись отдать на реализацию, и потом раздаривают экземпляры сперва друзьям и знакомым, а затем - первым встречным. Этого достаточно, чтобы потом именовать себя поэтом или прозаиком.
В отличии от них Старцева размахнулась очень широко. Не один месяц она публиковала свой роман на страницах регионального выпуска «Литературной газеты», используя таким образом служебное положение для раскрутки собственного детища. Из редакционных врезок можно было узнать, какой популярностью у читателей пользуется роман. Казалось, весь Юг России прямо сходит с ума: ну где, где можно достать этот шедевр?! А потом автор решила устроить презентацию. Надо полагать, чтобы улучшить продажи.
Ознакомившись с несколькими фрагментами в «Литературке...», я сказал редактору газеты, в которой работаю:
- ...!
- А ты весь роман прочитал? - спросил Сергей Вячеславович.
- Чтобы убедиться, что ... , достаточно понюхать. Незачем жевать весь кусок.
- Достань эту книгу и прочти целиком! - приказал редактор. - Тогда и будешь высказывать свое собственное мнение!
Что остается делать честному корреспонденту, иногда пишущему рецензии и обзоры? Я встал и отправился в ближайший пункт реализации книги, указанный в «Литературке».
(Кстати, когда я показал «Мне не больно» ростовскому литератору Фиме Жиганцу, тот открыл книгу наугад, задумчиво прочитал вслух фразу вроде «Из-под ягодиц торчали половые губы...» - матюкнулся и вернул мне этот «шедевр» обратно...).
Достать роман оказалось не легко, а очень легко. Услышав, что именно мне нужно, продавщица недоверчиво вскинула на меня глаза и как-то странно засуетилась:
- Да-да, сейчас, сейчас...
Бросилась в подсобку, вынесла экземпляр и положила его в целлофановый пакет. Наверное, она впервые в жизни увидела человека, которому зачем-то нужен роман «Мне не больно».
Вечером того же я начал читать.
Напрасно, пожалуй, Старцева гордится тем, что в этом «южном романе» есть всего понемногу - и лирики, и детектива, и эротии, и приключений... Дескать, отличный образец массовой литературы - на все вкусы... Получился безвкусный винегрет, с вялым, тягомотным сюжетом.
Собственно, сюжета там нет. Повествование в романе напоминает чукотскую песню: вот сегодня я проснулся, взял ружье, патроны, сумку, сел на нарты и поехал на тюленя охотиться. И вот еду я, оленя бежит, чукча думает, что он - очень умный, сейчас тюленя убьет, в яранга принесет... Представьте себе подобное повествование о двух-трех месяцах жизни жителя малой народности, замените чукчу на Ольгу, актрису провинциального театра, усложните конструкцию вставнымии главами (якобы дневник Вики - сестры Ольги) и вы составите представление о сюжетных достоинствах «Мне не больно». Интерес полностью угасает через несколько глав. Чтобы дочитать до конца, надо быть или маньяком, или литературным обозревателем.
Само существование этого романа свидетельствующей только об одном: человек, способный нашкорябать письмо бабушке, может за несколько лет написать книгу. А если найдет денег - то и издать...
Больше о романе «Мне не больно» сказать нечего.